Порогом рентабельности называют ситуацию, при которой доходы от продаж покрывают постоянные затраты и переменные расходы компании. Необходимым условием для расчета точки безубыточности является разделение затрат предприятия на постоянные (например, амортизация) и переменные (например, энергия, используемая при производстве материалов, заработная плата производственных рабочих).
Точка безубыточности может быть выражена в количественном варианте (сколько единиц продукта должно быть продано) или в стоимостном выражении (какая цена должна быть достигнута компанией). В точке безубыточности компания не несет никаких убытков или прибыли, финансовый результат равен нулю. Здесь следует отметить, что денежный поток равен амортизации именно в точке безубыточности.
Определение
Точку безубыточности (ТБУ) можно определить, как момент, при котором общие затраты (расходы) и общие продажи (выручка) равны. Безубыточность – это вариант отсутствия чистой прибыли или убытка. Фирма просто безубыточна. Любая компания, которая хочет быть безубыточной, должна достигать ТБУ. Графически это выглядит, как пересечение кривых общей стоимости и общего дохода.
Концепция
Анализ точки безубыточности - это определение запаса прочности. Обычно это происходит путем сравнения суммы выручки, которая должна быть получена, с размером постоянных и переменных затрат, связанных с продажами или производством. Другими словами, это способ рассчитать, когда проект будет прибыльным, приравнивая его общие доходы от реализации к его общим расходам. Существует несколько различных вариантов использования уравнения, но все они затрагивают вопросы управленческого учета затрат.
Главное, что нужно понимать в управленческом учете, - это разница между выручкой и прибылью. Не все доходы приводят к прибыли для компании. Многие продукты стоят дороже, чем доходы, которые они приносят. Поскольку расходы превышают доходы, эти продукты приносят большие убытки, а не прибыль.
Целью анализа безубыточности является вычисление суммы продаж, которая приравнивает доходы к расходам. Есть много разных способов использовать эту концепцию.
Общая методика
Точка безубыточности - это количество произведенных единиц (N), которые приносят нулевую прибыль.
Доход - Общие затраты = 0.
Общие затраты = Переменные затраты * N + Постоянные затраты.
Доход = Цена за единицу * N.
Цена за единицу * N - (Переменные затраты * N + Постоянные затраты) = 0.
Итак, точка безубыточности продаж (N) равна:
N = Фиксированные затраты / (Цена за единицу - Переменные затраты).
О точке безубыточности
Истоки точки безубыточности можно найти в экономическом понятии «точка безразличия». Расчет данного показателя для компании оказывается достаточно простым, но качественным инструментом для менеджеров и управленцев.
Анализ безубыточности в его самой простой форме помогает понять сумму доходов от реализации продукта или услуги. Этот индикатор сигнализирует о способности покрывать соответствующие производственные издержки конкретного товара. Кроме того, ТБУ также полезна для менеджеров, поскольку представленная информация может быть использована при принятии важных решений в бизнесе, например, при подготовке конкурентных предложений, установлении цен и подаче заявок на кредиты.
Более того, анализ безубыточности - это простой инструмент, определяющий минимальное количество продаж, которое будет включать как переменные, так и постоянные затраты. Такой анализ облегчает менеджерам возможность определить количество производства продукции, которое можно использовать для оценки будущего спроса. В ситуации, когда ТБУ находится выше предполагаемого спроса, отражающего убытки по продукту, менеджер может использовать эту информацию для принятия различных решений. Он мог бы отказаться от продукта, улучшить рекламные стратегии или даже пересмотреть цену продукта, чтобы увеличить спрос.
Другое важное использование индикатора заключается в том, что ТБУ помогает распознавать актуальность постоянных и переменных затрат. Постоянные затраты меньше при более гибком и адаптированном производстве и оборудовании, что приводит к снижению значения ТБУ. Поэтому важность данного показателя для разумного бизнеса и принятия решений однозначна.
Однако на применимость анализа ТБУ влияют многочисленные предположения и факторы, которые могут исказить результаты исследований.
Самая популярная формула расчета в натуральных единицах
Точка безубыточности рассчитывается путем деления общих постоянных затрат (на производство) на цену за единицу за вычетом переменных затрат на эту единицу продукта:
ТБУнат = ПЗ/ (Ц – Перед),
где ТБУнат – точка безубыточности, ед.;
ПЗ – постоянные затраты, т. р.;
Ц – цена единицы продукции, т. р.;
Перед – переменные затраты в себестоимости единицы продукции, т. р.
Формула для маржинальной прибыли
Поскольку цена за единицу за вычетом переменных затрат на продукт является определением маржинальной прибыли на единицу, возможно просто переписать уравнение следующим образом:
ТБУнат = ПЗ / МП,
где МП – маржинальная прибыль на единицу, т. р.
Данная формула позволяет вычислить общее количество единиц, которые должны быть проданы, чтобы компания могла получить достаточно доходов, чтобы покрыть все свои расходы.
Формула расчета в денежных единицах
Формула безубыточности в стоимостных единицах рассчитывается путем умножения цены каждой единицы на данные ТБУ в натуральном выражении.
ТБУден = Ц * ТБУнат,
где ТБУ ден- стоимостное выражение, т. р.;
Ц – цена единицы, т. р.;
ТБУнат- значение в натуральных единицах, ед.
Данный расчет дает нам общую сумму в стоимостных единиц продаж, которую фирма должна получить, чтобы иметь нулевые потери и нулевую прибыль.
Формула расчета для превышения безубыточности
Теперь можно продвинуть эту концепцию на шаг вперед и вычислить общее количество единиц, которые должны быть проданы для достижения определенного уровня прибыльности с помощью калькулятора безубыточности.
Сначала мы берем желаемую сумму в стоимостных единицах и делим ее на маржинальную прибыль на единицу. Вычисляем количество единиц, которые нам нужно продать, чтобы получить прибыль без учета постоянных затрат. Формула расчета для точки безубыточности выглядит так:
ТБУприб = П / МП + ТБУнат,
где ТБУприб - единицы производства продукции для получения прибыли, ед.;
П – постоянные затраты, т. р.;
МП – маржинальная прибыль на единицу, т. р.;
ТБУнат - рассчитанная ТБУ в натуральных единицах, ед.
Пример
Рассмотрим пример каждой из этих формул. Общество с ограниченной ответственностью занимается производством и реализацией продукции А. Руководство не уверено, что модели продукции А текущего года принесут прибыль. Для этого нужно измерить количество единиц, которые им придется производить и продавать, чтобы покрыть свои расходы и заработать 500 тыс. рублей. Вот статистика производства (исходные данные):
- общие постоянные расходы: 500 тыс. рублей;
- переменные затраты в себестоимости единицы продукции: 300 рублей;
- цена продажи за единицу: 500 рублей;
- желаемая прибыль: 200 тыс. рублей.
Сначала нужно вычислить точку безубыточности на единицу, поэтому мы разделим фиксированные затраты в размере 500 000 рублей на маржу взносов в размере 200 рублей на единицу (500-300 рублей):
500 000 / (500 - 300) = 2 500 единиц.
Как можно видеть, организации придется продать как минимум 2 500 единиц, чтобы покрыть постоянные и переменные затраты. Все, что будет продано после отметки 2 500 единиц продукции, пойдет прямо в прибыль, поскольку постоянные расходы уже покрыты. В такой ситуации можно говорить о рентабельном бизнесе.
Затем необходимо перевести количество единиц в общий объем продаж, умножив 2 500 единиц на общую цену продажи за каждую единицу в 500 рублей.
2 500 единиц * 500 = 1 250 000 рублей.
Теперь руководство ООО может определиться в том, что компания должна продать по крайней мере 2 500 единиц или эквивалентом продаж может выступить 1 250 000 рублей, прежде чем какая-либо прибыль будет получена.
Компании также можно сделать еще один шаг вперед и использовать калькулятор точки безубыточности, чтобы вычислить общее количество единиц, которые должны быть произведены для достижения ее цели доходности в 200 000 рублей, разделив желаемую прибыль в 200 000 рублей на маржу взноса, а затем сложив общее число единиц безубыточности:
200 000 / (500 - 300) + 2 500 = 3 500 единиц.
Анализ
Есть много разных способов использовать концепцию безубыточности предприятия. Руководители должны четко осознавать требуемый уровень продаж и то, насколько он близок к постоянным и переменным затратам. Вот почему руководство постоянно пытается изменить элементы в формулах, чтобы уменьшить количество единиц, необходимых для объемов производства и реализации продукции, и увеличить прибыльность.
Например, если руководство решит увеличить продажную цену продукции А в нашем примере на 50 рублей, то это окажет радикальное влияние на количество единиц, необходимых для получения прибыли. Возможно изменять переменные затраты для каждой единицы, добавляя больше автоматизации в производственный процесс. Более низкие переменные затраты равны большей прибыли на единицу и уменьшают общее количество, которое должно быть произведено. Внедрение аутсорсинга также может изменить структуру затрат.
Запас прочности
При рассмотрении вопроса о том, как рассчитывается рентабельность бизнеса, возникает понятие запаса прочности. Под ним понимают разницу между количеством единиц, необходимых для достижения цели получения прибыли, и количеством единиц, которые должны быть проданы для покрытия расходов. В нашем примере фирма должна была произвести и продать 2 500 единиц, чтобы покрыть свои расходы. Необходимо произвести 3 500 единиц, чтобы достичь поставленных целей. Этот разброс в 1 000 единиц является запасом прочности. Данный объем продаж, который компания может позволить себе потерять, при этом покрывая свои расходы.
Также важно помнить, что все эти модели отражают неденежные расходы, такие как амортизация. Более продвинутый калькулятор анализа безубыточности вычел бы неденежные расходы из фиксированных затрат для расчета уровня денежного потока в точке безубыточности.
Заключение
Таким образом, для развития современного бизнеса руководству всегда необходимо понимать тот уровень объема продаж своей продукции, при котором компания не будет нести убытков. Но и прибыли при достижении данного уровня фирма также не получает. Такая концепция безубыточности используется для решения многих управленческих вопросов относительно расширения производства, внедрения инноваций, организационных изменений. Чем выше объем реализации при исследуемом индикаторе, тем более прибыльным и рентабельным является бизнес.