Соломон Роберт Гуггенхайм родился в Филадельфии в 1861 году в семье торговцев. Большую часть своего состояния они заработали в горнодобывающей промышленности. Сам он является основателем фонда поддержки современного искусства, получившего его имя. Вместе со своей женой Иреной Ротшильд заслужил репутацию филантропа.
Биография
Соломон Гуггенхайм, начиная с середины 1890 годов, стал собирать работы старых мастеров, американские пейзажи, французскую барбизонскую школу живописи и первобытное искусство. Характер его коллекции, однако, радикально изменился в 1927 году, когда он встретил Хиллу Ребей (1890 – 1967). Она познакомила его с работыми европейского авангарда и примерами абстрактного искусства.
В июле 1930 года она организовал встречу с Василием Кандинским, чьи работы коллекционер купил для себя. Начиная с 1930 года, публике было разрешено просматривать коллекцию Гуггенхайма в его частной квартире в отеле Plaza в Нью-Йорке. Вскоре стены были покрыты картинами таких художников, как Рудольф Бауэр, Марк Шагал, Фернан Леже и Ласло Мохоли-Надь.
В 1937 году им был учрежден Фонд Соломона Р. Гуггенхайма. Этот шаг привел к открытию в 1939 году Музея необъективной живописи на Восточной 54 улице, а затем в 1947 году к следующему временному помещению музея в таунхаусе по адресу 1071, Пятая авеню, а также к привлечению в 1943 году Фрэнка Ллойда Райта для проектирования нового здания для размещения коллекции. Гуггенхайм умер в 1949 году за десять лет до завершения строительства музея, который получил его имя.
Деятельность в области благотворительности
Семья Гуггенхайма оставила сильный след в плавильной промышленности начала 1900 годов. К 1918 году Гуггенхаймы были второй самой богатой семьей в Америке. Тем не менее, их больше помнят как филантропов. Пятеро самых известных благотворителей были родом из этой большой семьи. Создавая ряд фондов, семья стремилась содействовать развитию общества путем финансирования исследований и развития научной мысли.
Благотворительные инвестиции семьи традиционно сосредоточены на трех направлениях. Первая сфера деятельности семьи Гуггенхайма - научные исследования, в том числе в области биологии и авиации (фонд Джона Саймона Гуггенхайма). Во-вторых, семья занимается финансированием анализа культурной активности, включая научные исследования актуальных социально-политических проблем и поощрение исследований в гуманитарных науках (Фонд Гарри Франка Гуггенхайма). Кроме того, им приписывают значительный благотворительный вклад с целью поощрения творческих личностей.
Семья Гуггенхайма создала наследие, финансируя развитие фондов, школ, создание музеев, коллекций произведений искусства, актов индивидуального творчества, инноваций в науке, аэронавтике.
История семьи
Мейер Гуггенхайм (1828 - 1905) был портным еврейского происхождения, иммигрировавшим в Соединенные Штаты в 1847. У него и его жены было восемь сыновей. Мейер создал семейное состояние в конце 19-го века, начав с 300 000 инвестиций в акции железнодорожных компаний. После этого он перешел к импорту швейцарской вышивки, а затем к производству металлов, в том числе серебряной меди и свинца. Мейер основал Филадельфийскую металлургическую компанию и в конце 1901 года поглотил американскую плавильную компанию. Одно время, как говорили, семья Гуггенхайма контролировала 31 промышленную, импортную и сельскохозяйственную компанию в США и за рубежом.
Из восьми его сыновей Даниэль, Соломон и Саймон считаются влиятельными филантропами.
Даниэль Гуггенхайм (1856 - 1930) занимался большей частью семейного бизнеса; он объединил и руководил компаниями Guggenheim и American Smelting. Соломон Роберт (1981 - 1949) также активно участвовал в семейном бизнесе, создавая сильные позиции в области горной промышленности, особенно в Колумбии. Саймон (1867 - 1941) некоторое время был республиканским сенатором от Колорадо и главным покупателем руды для семейной фабрики. В течение ряда лет он работал в Колорадо, курируя рудники в Лидвилле (Американско-израильское кооперативное предприятие).
Собрания искусства
Начав собирать большую коллекцию, Соломон, известный американский меценат, начал планировать создание постоянной экспозиции в Нью-Йорке. Он умер до того, как его проект был завершен, и Гарри Гуггенхайм позаботился о завершении мечты своего дяди. В настоящее время в собственности музея Соломона Р. Гуггенхейма находятся собранные работы Пегги Гуггенхайм, чья обширная коллекция произведений искусства, а также усадьба были оставлены музею после ее смерти. В коллекцию вошли работы Кандинского, Танги, Мура, Дюшана, Пикассо, Ротко, Дали, Бретона и Поллока. Пегги Гуггенхайм также финансировала деятельность таких художников, как Джексон Поллок, предоставляя им средства для создания работ в начале их карьеры.
Экспозиции
Музей Гуггенхайма – международный музей, который собирает и экспонирует современное искусство в Нью-Йорке, а также других местах под эгидой Фонда Соломона Р. Гуггенхайма. Расскажем немного подробнее о них. Его структурные подразделения:
- музей Соломона Р. Гуггенхайма в Нью-Йорке;
- коллекция Пегги Гуггенхайм в Венеции, Италия;
- также коллекции выставлены в Бильбао (Испании) и в Берлине (Германия).
Музей Гуггенхайма в Нью-Йорке
Музей вырос из частных коллекций. Управлялся Фондом, был переименован в Музей Соломона Р. Гуггенхайма в 1952 году.
В 1959 году он получил постоянную прописку в новом здании, спроектированном Фрэнком Ллойдом Райтом. Оно радикально отличается от традиционного музейного дизайна, здание по спирали закручено вверх и наружу в виде скульптурных витков из массивного, неукрашенного белого бетона. Выставочное пространство интерьера состоит из спиральной рампы на шесть «этажей», окружающих пространство открытого центра, освещенное стеклянным куполом, поддерживаемым перекрытиями из нержавеющей стали.
Здание музея было расширено в 1992 году за счет добавления соседней 10-этажной башни. Музей Гуггенхайма имеет обширную коллекцию европейской живописи двадцатого века и американской живописи второй половины этого же столетия. В музее хранится крупнейшая в мире коллекция картин Василия Кандинского, а также богатые коллекции произведений Пабло Пикассо, Поля Клее, Хуана Миро и других. Также здесь представлена и современная скульптура.
Другие музеи семьи
Коллекция Пегги Гуггенхайм была собрана племянницей Соломона Р. Гуггенхайма, она находится в ее бывшем доме, Палаццо Веньер деи Леони в Венеции, включает в себя некоторые известные работы, выполненные в стиле кубизма, сюрреализма и абстрактного экспрессионизма. Коллекция и дом были переданы в дар Фонду Соломона Р. Гуггенхайма в 1979 году.
Музей Гуггенхайма в Бильбао открылся в 1997 году как совместное предприятие Фонда Гуггенхайма и Баскской региональной администрации северо-западной Испании. Музейный комплекс, разработанный американским архитектором Фрэнком О. Гери, состоит из взаимосвязанных зданий, чьи изогнутые фасады из известняка и титана предполагают гигантское изображение абстрактной скульптуры. Внутреннее пространство здания, которое организовано вокруг огромного атриума, в основном посвящено экспонатам современного искусства. Deutsche Guggenheim Berlin представляет собой небольшую выставочную площадь.
В 2006 году было объявлено, что новый музей Гуггенхайма в Абу-Даби, разработанный Гери, будет построен на острове Саадият как часть предполагаемого культурного района.
В начале 21-го века несколько музеев Гуггенхайма были закрыты: Soho (1992 – 2001) в Нью-Йорке, музей его имени в Лас-Вегасе (2001 – 2003) и Эрмитаж Гуггенхайма (2001 – 2008) в Лас-Вегасе. Последний был совместным предприятием с одноименным музеем в Санкт-Петербурге.