Что представляет собой философский критицизм? Ответ на этот вопрос можно давать с разных позиций. В нашей статье мы подробно разберем, что представляет собой направление критицизма в философии, а также какие ответвления он имеет.
Источники критицизма
Своими корнями критицизм обязан схоластической, то есть средневековой философии. Как известно, до XIV века большинство научных изысканий складывалось вокруг теории бога. Подобное явление получило название теологии. Однако слишком идеалистические воззрения средневековых философов стали развенчиваться ближе к эпохе Возрождения. "Новая школа" стала обвинять "старую" в излишнем догматизме, заключающимся в абстрактной логике и неточном ходе рассуждений. При этом новая школа стала придерживаться идей номинализма, которое достаточно далеко от скептицизма и эмпирических исследовательских программ. Это было стихийное движение, проявившееся у многих мыслителей одновременно.
Постепенно сложились два философских центра - в Оксфорде и Париже. Наиболее типичным и влиятельным представителем раннего критицизма стал Уильям Оккам - британский философ первой половины XIV века. Именно благодаря ему стали появляться первые принципы критицизма в философии.
Аристотелизм как предвестник критицизма
Итак, что же представляет собой рассматриваемое понятие? Критицизм - это критическое отношение к чему-либо, философская позиция, для которой характерен сильный антидогматизм. Дабы лучше понимать, что представляет собой рассматриваемое философское направление, нужно проследить его историю с древнейших времен.
К скептицизму склонялась арабскоеврейская философия. Там существовала теория двойственной истины. Аверроисты верили, что доказательство являет собой дело разума, а истина - дело веры. Был также агустинизм, который связывал сверъестественное просвещение с условиями познания истины. Наконец, аристотелизм - самый близкий к критицизму направление из всех древних философских школ. Аристотель отличал домысел от познания, предоставляющее истинность. Домысел же обладает местом только в сфере вероятности.
Скотизм как предвестник критицизма
В схоластической философии источник критицизма - это учение Дунса Скота. В силу своего ультрареализма он был самым устойчивым к новым устремлениям, которые готовил скептицизм. Связано это с теологическим волюнтаризмом. Скот утверждал, что все истины зависят от воли Бога. Они являлись бы заблуждением, если воля Бога была бы другой. Отсюда можно сделать вывод: истинность является мнимой.
Здесь же следует выделит и второй важный аспект. Скот сомневается в доказательности утверждений теологического характера. Теологический скептицизм модернистов XIV века только продолжил данную традицию.
Скотом же была проложена тропа к интуитивизму. Философ сумел строго отделить интуитивное познание от абстрактного. Если же говорить об основоположнике схоластического критицизма, Оккаме, то он был близок скорее к Скоту, чем к Фоме Аквинскому. И это не случайно: сама эволюция философии шла по пути от томизма к скотизму, а от скотизма к оккамизму. Критицизм - это разум. Томизм не доверял разуму. Для полуния истины он в большей степени отдавал предпочтение вере.
Парижское направление в критицизме
Парижское направление появилось раньше Оксфордского. Его представители - доминиканцы, Дюран из монастыря Сан-Порциано, а также Гарвея из Наталя. Здесь же были фрацисканцы вроде Иоанна из Полиаццои и Пьера Ореоля. Именно Ореоль наиболее полно и точно сформировал новые идеи в ранней фазе новой французской волны.
Сам Ореоль был номиналистом. Утверждал он о том, что общими считаются не вещи, а лишь вариант их понимания разумом. Реально же имеются только единичные предметы. Второй момент заключается в том, что мы познаем не "обощенным и абстрактным способом", а с помощью опыта. Сам Ореоль высказывался в защиту эмпиризма. Третий момент - скептические взгляды философа. Он опирался на основополагающие постулаты психологии - вроде души, тела и прочего. В-четвертых, Ореоль считался феноменалистом. Он утверждал, что непосредственным объектом знания являются не вещи, а только явления. Пятый и последний момент в философии парижского направления - это логический концептуализм. На природу универсалий был брошен позитивный взгляд.
Оксфордское направление в критицизме
Второе направление раннего критицизма - это оксфордская школа. Началась она с незначительных мыслителей, проповедующих скептические тенденции. Однако вскоре направление быстро наверстало упущенное благодаря выдающейся личности - Уильяму Оккаму. Этот философ пришел к своим взглядам, невзирая на парижский модернизм. Напротив, он специально делал акцент на том обстоятельстве, что познакомился с Ореолем, когда его позиции уже были сформированы.
Взгляды Оккама базировались на оксфордской теологии и естественных науках. Оккам сильнейшим образом повлиял на индивидуальность французских последователей. "Новый путь" был принят как в Англии, так и во Франции, причем именно в том виде, какой придал ему Уильям Оккам. Философа стали называть "почтенным основоположником" нового направления в схоластике.
Философия Оккама
Давать определение разумному критицизму без описания философии Оккама не получится. Философ противостоял сложившейся схоластике, которая уже стала классической. Он был выразителем нового духа. Позиции Уильяма складывались по следующим тезисам:
- антидогматизм;
- антисистематичность;
- антиреалистичность;
- антирациональность.
Особое внимание следует уделить именно антиреалистичности. Все дело в том, что вместо того, чтобы формировать систему, Оккам занимался критикой знания. По итогам критики он пришел к мнению, что большинство научных изысканий базируется на малом количестве должных оснований. Основным же органом знания Оккам называл не дискурсивный разум, а непосредственную интуицию. В общих понятиях он видел итоги речи и мышления, которому всеобщее бытие никак не соответствует.
Оккам заменил старые понятия на новые. Так, на первый план вышли проблемы эпистемологического характера. Также он открыл путь к фидеизму и скептицизму. Интуиционизм занял поприще рационализма. В свою очередь, номинализм и психологический концептуализм заместили собой реализм.
Скептицизм в системе критицизма
Итак, сущность критицизма была раскрыта, хоть и не в полной мере, Уильямом Оккамом. Свое дальнейшее развитие это понятие получило через призму скептицизма. Так, в отношении рационального знания о боге и мире, которое сформировала схоластика, позиция Оккама была исходно скептической. Прежде всего философ старался показать, что теология сама по себе наукой не является. Все ее положения были поставлены Оккамом под сомнение. Если ранее философы постепенно освобождались от оков теологии, то Уильям наступил на ее основы.
В рациональной же психологии, как утверждал Оккам, изначальные положения также не содержат каких-либо доказательств. Нет никаких возможностей целиком убедиться в том, что душа нематериальна, а человек ей подчиняется. И тем более нет доказательств в этике. Как считал Оккам, божественная воля есть единственный смысл морального бога, и никакие объективные законы не могут ограничить его всесилие.
Критицизм в науке
Разобравшись с историей и базовыми основами критицизма, следует теперь обратить внимание на современное ее понимание. Критицизм в общем смысле являет собой способность своевременно и качественно рефлексировать в режиме отрицательной связи. Основным принципом здесь является возможность оборачиваться на исходные предпосылки, в роли которых способны выступать события и ситуации, идеи и теории, принципы и разного рода утверждения.
Критицизм тесно связан с установкой на принципиальную смену собственной позиции, если таковая оказывается некрепкой под натиском большого числа контраргументов.
Одновременно критицизм являет собой готовность к защите и отстаиванию предложенной идеи. Данное направление предполагает как диалог, так и полилог сразу со множеством участников.
Критицизм Канта
Наиболее ярко критицизм был выражен в работах Иммануила Канта. Для знаменитого философа критицизмом являлась идеалистическая философия, которая отрицала познаваемость объективного мира. Она считала основной ее целью критику познавательной способности самого человека.
В работах Канта выделяется два периода: "докритический" и "критический". Первый период включает в себя постепенное освобождение Канта от идей вольфовской метафизики. Критика же считается временем постановки вопроса о возможности метафизики как науки. Появлялся некий социальный критицизм. Создавались новые ориентиры в философии, теории активности сознания и многое другое. Свои идеи о критицизме Кант раскрывает в знаменитой "Критике чистого разума".