"Гордость и предубеждение": экранизация, годы выпуска, главные актеры и рейтинги фильмов

Самый известный роман английской писательницы Джейн Остин - "Гордость и предубеждение". Экранизации этого произведения традиционно привлекают к себе внимание кинокритиков и поклонников британской литературы. В этой статье мы расскажем о самых известных кинолентах, снятых по этому роману, а также актерах, которые появлялись в главных ролях.

О чем роман?

Джейн Остин

За время существования кинематографа в свет вышли несколько экранизаций "Гордости и предубеждения". Сам роман был написан в 1813 году. В нем рассказывается о молодом мистере Бингли, который приезжает в Незерфилд-парк. Эта информация сразу привлекает внимание семейства Беннет, в котором воспитываются три дочери. Родители надеются, что молодой человек возьмет одну из них в жены.

Они встречаются на балу, когда Бингли приезжает с сестрами и другом - мистером Дарси. Молодого аристократа покоряет старшая дочь Беннетов Джейн, которая отвечает ему взаимностью. Когда девушку приглашают на обед в Незерфилд-парк, мать отправляет ее верхом на лошади. В дороге Джейн попадает под дождь и простужается. Девушку оставляют поправляться в семействе Бингли. Приехавшая ее навестить сестра Элизабет чувствует себя в обществе соседей неуютно, так как только мистер Бингли проявляет к обеим искреннюю заботу, остальные члены семьи смотрят на них свысока.

Чувства к Элизабет

Мистер Дарси испытывает симпатию к Элизабет, но девушка уверена, что он ее презирает. К тому же на прогулке сестры Беннет знакомятся с молодым Уикхэмом, который рассказывает о непорядочности Дарси. Оказывается, тот не исполнил волю покойного отца, отказав Уикхэму в должности священника. У Элизабет складывается о Дарси дурное представление, которое является в романе метафорой предубеждения. А он сам чувствует, что девушка не относится к его кругу, испытывая гордость.

Вскоре на балу для окружающих становится очевидным предстоящий брак между Джейн и Бингли. При этом в глаза всем бросается полное отсутствие знания этикета и манер у всего семейства, за исключением Джейн и Элизабет. Внезапно Бингли уезжает в Лондон. Элизабет начинает подозревать, что целью этого стало желание его сестер и Дарси разлучить их с Джейн.

Опасения оправдываются

Весной ее опасения подтверждаются, когда Элизабет узнает от кузена Дарси, что тот ставит себе в заслугу спасение друга от неравного брака. Девушка понимает, что речь идет о Джейн и Бингли. Ее неприязнь к нему еще больше увеличивается, когда Дарси признается в любви и просит ее руки, Элизабет решительно отказывает. Она обвиняет его в подлости, разрушенном счастье сестры. Дарси объясняет свой поступок, после чего девушка кардинально меняет свое мнение о нем.

Когда Элизабет через несколько месяцев отправляется в путешествие с Гардинерами, они заезжают в поместье Пемберли, куда внезапно наведывается и его хозяин Дарси. Девушка чувствует, что начинает испытывать симпатию к кавалеру, но их общение прерывается из-за новости о позорном бегстве младшей из трех сестер Беннет с Уикхэмом.

В финале романа Дарси вновь делает предложение Элизабет. На этот раз его гордость и ее предубеждение преодолено. Девушка дает свое согласие.

В черно-белом цвете

Всего на экраны вышло восемь экранизаций "Гордости и предубеждения". Самая первая - в Великобритании в 1938 году. Это был телефильм.

Экранизация 1940 года

В 1940-м появляется полнометражный фильм "Гордость и предубеждение". Экранизация была снята американским режиссером Робертом Леонардом. В написании сценария к картине принимал участие известный британский писатель Олдос Хаксли. Роль Элизабет исполнила англичанка Грир Гарсон, которая была одной из главных звезд Metro-Goldwyn-Mayer в 1940 годы. Роль мистера Дарси досталась легендарному Лоренсу Оливье, лауреату четырех премий "Оскар".

На тот момент Гарсон было 36 лет, поэтому ей было непросто перевоплотиться на экране в 20-летнюю девушку. Откровенно стоит признать, что в этой экранизации "Гордости и предубеждения" Элизабет выглядит значительно старше своих лет, но в остальном актриса неплохо справилась с задачей.

Фильм был неоднозначно встречен публикой. В 1941 году он получил одну премию "Оскар" в категории "Лучшая работа художника-постановщика". Награда досталась Полу Грессе и Седрику Гиббсону. Однако большинство зрителей картину критиковали. Причем именно за художественный антураж и работу костюмеров. Поклонники творчества Остин настаивали на том, что в этой экранизации романа "Гордость и предубеждение" костюмы не соответствуют времени, в котором развиваются события, интерьеры не имеют никакого отношения к викторианской Англии XIX века.

Критики настаивали, что американский постановщик не смог проникнуться атмосферой Великобритании начала предыдущего века, из-за чего и появились не соответствующие эпохе манеры и пышные кринолины. Однако у этой экранизации "Гордости и предубеждения" достаточно высокий рейтинг IMDB - 7,4.

Британский сериал

Экранизация 1952 года

В 1952 году английский телеканал BBC выпустил шестисерийную экранизацию романа своей соотечественницы. Продюсером и режиссером стал Кэмпбелл Логан, главные роли исполнили Питер Кашинг и Дафна Слейтер.

После этого в самой Великобритании было предпринято еще несколько попыток воссоздать на экране это знаменитое литературное произведение. Каждый раз снова в формате телесериала. В 1958 году была предпринята откровенно неудачная попытка, в 1967 еще одну версию снял Джоан Крафт.

Версия 1980 года

Экранизация 1980 года

Фанаты произведения утверждают, что при сравнении экранизаций "Гордости и предубеждения" выигрышно смотрится вариант 1980 года. Это еще одна попытка, предпринятая английским телеканалом BBC.

Создателем сериала из пяти эпизодов на этот раз стал Сирил Коук. Продолжительность каждой серии составляли около 55 минут. На экране фильм выходил с 13 января по 10 февраля.

Главная мужская роль в экранизации "Гордости и предубеждения" (1980) у Дэвида Ринтула, женская - у Элизабет Гарви, для нее это стало одной из самых успешных и запоминающихся работ в карьере.

Критики и зрители отмечали, что актеры смотрятся органично, но вот сам сюжет оказался слишком затянутым. Рейтинг картины 6,6.

Среди самых обсуждаемых

В наше время зрителям доступно множество экранизаций "Гордости и предубеждения". Сколько бы ни пытались создатели фильмов и сериалов воссоздать роман на экране, настоящего успеха достигли только один раз. Произошло это в середине 90-х годов.

Среди лучших экранизаций "Гордости и предубеждения" поклонники Остин называют 6-серийный драматический мини-сериал 1995 году. Его снял Саймон Лэнгтон для телеканала BBC. Именно эта работа в наши дни по-прежнему считается эталонной и образцовой. Особенным успехом картина пользовалась в России. В нашей стране ее показали в 1997 году, когда зрители еще не были избалованы избытком мелодраматических сюжетов на экране.

В роли Элизабет появилась Дженнифер Эль, которой на момент съемок было 26 лет. Хоть эта разница и не была такой существенной, как в некоторых других случаях, на экране все равно было заметно, что она переросла совсем юную мисс Беннет.

Лучший мистер Дарси

Экранизация 1995 года

Экранное воплощение мистера Дарси считается поистине безукоризненным. Если говорить, какая экранизация "Гордости и предубеждения" лучше, многие выбирают именно эту, так как главную роль здесь исполнил Колин Ферт. На тот момент он уже около десяти лет играл в кино, но эта работа стала для него первой, принесшей славу и популярность. Сегодня это один из самых известных британских актеров, лауреат премии "Оскар" за лучшую мужскую роль в исторической драме Тома Хупера "Король говорит!".

Вскоре после выхода на экраны этого сериала Ферта признали самым сексуальным актером Англии. Эпизод, в котором он в белой и мокрой рубашке выходит из озера, стал самым запоминающимся в истории британского телевидения.

Секрет успеха

Даже если взять все экранизации "Гордости и предубеждения", в списке работа режиссера Саймона Лэнгтона будет стоять особняком. Заслуга в этом не только актеров, создателям удалось добиться удивительной исторической достоверности. Сельские пейзажи, роскошные интерьеры и великолепные костюмы будто сошли со страниц произведения начала XIX века. По-другому начинаешь относиться к романтическим чувствам и любовным интригам, которые кажутся более искренними.

Примечательно, что именно этот фильм считается отправной точкой для писательницы Хелен Филдинг, рассказавшей о любовных приключениях Бриджит Джонс. В ее романах есть прямая отсылка к Джейн Остин, так как одного из главных героев зовут Дарси.

У одной из лучших экранизаций "Гордости и предубеждения" очень высокий рейтинг IMDB - 9,0.

В главной роли Кира Найтли

Экранизация 2005 года

В 2005 году британский режиссер Джо Райт снял полнометражную драму по роману Джейн Остин. В очередной попытке воссоздать на большом экране старую Англию главную женскую роль исполнила Кира Найтли, звезда "Пиратов Карибского моря", которая уже на будущий год впервые в своей карьере была номинировано на премию "Оскар" как раз за роль в этой картине. Правда, победить ей не удалось. Статуэтку вручили американке Риз Уизерспун за роль Джун Картер в биографической драме Джеймса Мэнголда "Переступить черту".

Учитывая, какой громкий успех ждал Колина Ферта, сыгравшего Дарси десять лет назад, исполнителя главной роли в мелодраме 2005 года выбирали особенно тщательно. У создателей на это ушло целых восемь месяцев, пока не было решено отдать предпочтение Мэттью Макфэдьену. Интересно, что его дебютом в кино стала роль в классическом романе другой англичанки начала XIX века Эмили Бронте. Это была экранизация "Грозового перевала". В 2012 году Макфэдьен сыграл Облонского в мелодраме Джо Райта "Анна Каренина" по произведению Льва Николаевича Толстого.

Оценки зрителей

Многие критики отмечали, что, даже несмотря на внушительный бюджет почти в тридцать миллионов долларов, эта картина так и не смогла дотянуть до планки, установленной сериалом Лэнгтона в 1995 году. Инсценировка оказалась откровенно слабой: костюмы выглядели неряшливо, организация быта непродуманной. Например, в доме Беннетов расхаживал домашний скот, что было недопустимо для дворянской семьи, пусть и небогатой. Сомнения вызывал внешний вид героинь, которые часто появлялись необутыми и непричесанными при гостях, что было невообразимо в то чопорное время.

Еще один очевидный промах создателей экранизации - вольное интерпретирование отношение незамужней Элизабет со своим потенциальным женихом. Их общение оказывается слишком легкомысленным и даже вульгарным. По этой причине в английском прокате вырезана сцена поцелуя главных героев, которую посчитали совершенно неуместной. Интересно, что эпизод убрали по настоянию самого режиссера, который предполагал, что за это его могут раскритиковать. При этом он оставил сцену для проката в России и США.

Многие зрители были привлечены новой экранизации "Гордости и предубеждения" из-за участия в ней Найтли, но в итоге были разочарованы.

Против зомби

Гордость и предубеждение и зомби

Помимо непосредственно экранизаций, неоднократно выходили киноадаптации романа Джейн Остин. В 2003 году выходит комедийная мелодрама Эндрю Блэка "Гордость и предрассудки", действия которой перенесены в наше время. В 2006 году отношения героев классического английского романа развиваются в Индии в мелодраматическом мюзикле Гуриндера Чадха "Невеста и предрассудки". Элизабет Беннет получает имя Лалита Бакши.

Но самым удивительным является мелодраматический фильм ужасов "Гордость и предубеждение и зомби" 2016 года. Это экранизация одноименного романа Сета Грэма-Смита, который, в свою очередь, является пародией на произведение Остин. Автор в нем объединяет классическую книгу с восточными единоборствами и элементами зомби-хоррора.

Фильм был снят Берром Стиром. В нем Элизабет предстает в образе мастера боевых искусств, действует заодно с жестким убийцей зомби мистером Дарси. Когда зомби-апокалипсис оказывается на пороге их домов, им приходится переступить через свою гордость, чтобы объединиться на поле боя раз и навсегда. В этой картине главные роли достались Лили Джеймс и Сэму Райли.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.