Секонд-хенд – что это такое, и почему вокруг этого понятия столько шума? Как многие могут одеваться стильно, покупая вещи, считайте, за бесценок? Отзывы о секонд-хендах сотрудников и покупателей помогли сформировать общее понимание. В этой статье детально рассмотрена история появления подобных заведений и особенности их функционирования.
История создания
Что это такое – секонд-хенд? Это словосочетание, вообще, переводится как «вторые руки». Сразу приходит понимание, что речь идет о чем-то использованном или поддержанном. Это может быть все что угодно: одежда, аксессуары, бытовая техника, украшения и даже предметы личной гигиены (например, шампунь или увлажняющий крем). Магазин секонд-хенд – самая доступная точка продаж, где можно найти все необходимое за низкими ценами.
Сам термин появился еще в семнадцатом веке в эпохе королей Англии. Тогда правители дарили подданным свою ненужную одежду, что считалось проявлением уважения и большой чести. Наиболее значимым предметом являлся королевский плащ, который передавался самым преданным и успешным вассалам. Если уж кто получал такой элемент гардероба, то считался главным помощником короля. Некоторые называли его «вторыми руками», откуда и появилось знаменитое словосочетание.
Сам сток секонд-хенд начался более семидесяти лет назад. В то время западноевропейские и другие развитые страны отличались высоким уровнем развития экономики, что позволяло гражданам обновлять собственный гардероб как можно чаще. Ненужные же вещи отправлялись либо на свалку, либо в качестве гуманитарной помощи.
В странах СНГ узнали, что это такое «секонд-хенд» в начале девяностых. Поначалу работа организовывалась на складах, что размещались вдали от городского центра. Одежда скидывалась в корзины, а продажи осуществлялись на вес.
Факторы появления
Появление хорошего секонд-хенда можно логично объяснить. Этому посодействовало несколько обстоятельств:
- на территории Англии в 1943 году впервые организовали гуманитарную помощь для поддержки французских сил Сопротивления;
- финансовое благополучие европейцев, что делает возможным регулярное обновление гардероба (так вещи не успевают износиться);
- культура и воспитание, которые просто не позволяют выбросить пригодную вещицу;
- нежелание людей тратить на вещи высокого качества большие деньги.
Помимо этого, товары из стран Азии (Китай, Вьетнам, Индия) ранее отличались плохим качеством и несоответствующей стоимостью (сейчас же картина несколько поменялась). Купить качественные вещи б/у по низким ценам было гораздо лучшим решением, нежели отдавать те же деньги за тряпье.
География секонд-хенд
Состояние одежды во многом зависит от страны-поставщика.
- Соединенные Штаты Америки. Занимает самое последнее место из-за двух причин. Нереально огромные размеры одежды и отсутствие чистоты.
- Ирландия. Лучший поставщик детских б/у вещей.
- Австралия. Достаточно неплохой уровень, за исключением одного момента. Зимних вещей здесь практически нет.
- Великобритания. Номер один среди секондов потому, что британцы весьма богаты и могут позволить себе частую смену гардероба.
- Норвегия. Может хорошо сойтись с Австралией. Отсюда поступает большое количество курточек, пальто, шапок и других согревательных вещей.
- Германия. Одежда доставляется в плохом состоянии, а уже домашние принадлежности отличаются высоким качеством.
- Франция. Самый неоднозначный поставщик. Качество зависит от районов сбора одежды.
Сборка одежды
Существует несколько видов сборок:
- Магазинная. Брендовые магазины после сезонной распродажи и во время смен коллекций собирают непроданные вещи и реализуют по низким ценам сортировочным фабрикам секонд-хенд. Часто компании не желают, чтобы их изделия продавались по низкой цене, что навредит репутации фирмы. Поэтому можно заметить срезанные бирки и ярлыки.
- Домашняя (семейная). Сотрудники частных предприятий и организаций, занимающихся благотворительностью, лично спрашивают или отсылают письма семьям, в котором просят собрать ненужную одежду и обувь. Причем главными требованиями сборки являются абсолютная чистота вещей и их отменное состояние, обувь же должна быть парной и связана шнурками.
- Контейнерная. В спальных районах возле торговых центров или парковок размещают специфические контейнеры, в которые любой может скинуть ненужные вещи. Он намного беднее и хаотичнее, поскольку в этом случае нет никакого контроля чистоты.
Это три основных вида сборки. Иногда собирают вещи в образовательных учреждениях, преимущественно в школах Ирландии и Англии. За принесенную одежду ученики получают деньги.
Сортировка по качеству
Одежда секонд-хенд делится на несколько категорий, что непосредственно зависит от качества. В зависимости от этого выделяют следующие типы:
- Брендовый секонд-хенд, сток или евросток. Это вещи, не бывавшие в пользовании, на которых сохранились фирменные ярлычки и этикетки. Товар собирается из оставшихся коллекций к концу сезона.
- Крем. Здесь присутствует одежда и обувь абсолютно новая или без видимых следов употребления. Минимум четверть вещей сохраняет этикетки, другие же приносят с обрезанными ярлыками (не исключено, что это эксклюзив и одежда прет-а-порте).
- Экстра и люкс – заметен минимальный уровень износа. Чаще всего можно найти линейки недорогих европейских брендов (масс-маркет) таких, как Bershka, Pull&Bear, H&M, Zara и др.
- Первая категория – одежда и обувь с видимым износом, порванная, грязная, с дефектами пошива и прочее.
В большинстве случаев последний вид товара годится для половых тряпок, поэтому его просто передают перерабатывающим компаниям.
Сортировка по типу товара
Товар секонд-хенд также делится следующим образом:
- Смешанный, или микс. В этом случае в одной упаковке собираются различные вещи. Является основоположным видом и включает в себя лучшее по всем показателям (качество, тенденции и состояние) одеяние.
- По типу одежды. Здесь речь идет об отсортированных элементах гардероба. Например, курточки, пальто, футболки, юбки, джинсы, штаны и пр. Отличается от предыдущего вида более плохим качеством, расширенным ассортиментом и уникальными позициями (праздничные костюмы, военная экипировка).
Часто сортируют отдельно обувь, постельное белье, ШШП (шарф, шапка и перчатки), кепки и шляпы, сумки и рюкзаки, бижутерию, бытовые принадлежности.
Упаковка и обработка
Перед упаковкой одежда должна пройти все этапы санитарной обработки и сортировки (о чем указано ранее). Обработка проводится специализированными компаниями, что закрепляется на законодательном уровне. Делается это для того, чтобы уничтожить любых переносчиков инфекционных недугов и других вредителей. Обрабатываются вещи на протяжении суток. Сначала их пропаривают, позже дезинфицируют специальным газом при определенном температурном режиме.
Будущий товар на прилавках и вешалках упаковывается следующим образом. Вещи аккуратно складываются в полиэтиленовые или полипропиленовые пакеты и фасуются от пяти до ста килограмм. На мешки наносится соответствующая маркировка, где указывается категория одежды.
Ассортимент
Что же, чем точно может похвастаться секонд-хенд, так это действительно широчайшим выбором. Придя сюда, глаза у покупателей просто разбегаются. На полках покупатели легко могут найти как последние новинки, так и поистине винтажные вещи.
Большинство людей приходят сюда для формирования базы гардероба, но уже заядлые знатоки сосредотачивают внимание на уникальных вещах. К примеру, куртки, что были модными в девяностые; джинсовые жилеты и брюки начала двухтысячных; кроссовки, которые пользовались спросом еще при Биле Клинтоне в Штатах. Любители кэжуал наверняка оценят старые коллекции от Levis или маст-хэв от Burberry, Lacoste или Stussy.
Многие могут похвастаться, что нашли на секонд-хенде из Европы нежнейшие блузы Zara. Практичные юбочки с кофтами от Atmosphere и River Island.
Клиенты
Большой выбор ведет за собой разношерстную публику. Кто-то посещает подобные магазины из-за крайней нужды; кто-то, чтобы сэкономить на гардеробе и при этом выглядеть стильно; другие же ищут раритетный клад для создания ярких акцентов в будничных аутфитах. Поэтому самыми частыми покупателями являются:
- Представители преклонного возраста. Одни приходят за надежными и дешевыми новинками (и пусть немного поношенными). Некоторых же ловит ностальгия, возникает желание вернуть былые времена и надеть старый спортивный костюмчик "Адидас".
- «Практики». Эта категория людей немного скупится на одежду, что объясняет другими затратами. Например, путешествиями, семьей, учебой или любимым делом. Как там говорится, плевать в каких кроссовках, главное – в Париже.
- «Стиляги». Эта публика считает себя «хедхантерами». Они знают обо всех тенденциях, цветовых сочетаниях года и сезона. Поэтому им не составит труда найти ветровку необходимого оттенка, или лаковую юбку, или варенки (этот список может продолжаться все дальше).
- «Любители винтажа». И сейчас речь идет не о устаревших коллекциях, а о действительно уникальных вещах с брендовыми отметками и неповторимым декором.
Как заметно, клиентами секонд-хенда может быть кто угодно.
Секонд-хенды в сети
Тенденция последних лет охватила онлайн-рынок (что не удивительно с огромным количеством пользователей социальных сетей и самого интернета). Эта сфера привлекает многих венчурных инвесторов. Это объясняется скоротечностью модных трендов.
Ранее ношенная одежда продавалась только на живых точках, сейчас же массово продается онлайн. Некоторые сайты получили огромные прибыли за реализацию более чем десяти миллионов экземпляров одежды. Базируется такой секонд-хенд на фото и детальном описании товара.
Мифы
Среди самых частых мифов встречаются:
- В карманах легко найти деньги и драгоценности, что передаются нуждающимся в качестве помощи. Вообще, это дело случая и удачи. Поскольку оставленные материальные ценности чаще всего забыты владельцами.
- Товар пропитан ядом, чтобы избавиться от бедняков. Как уже раньше описывалось, одежда, поступающая в секонд-хенды, обрабатывается только паром и специальным газом, чтобы убить инфекции.
- Одежда снимается с трупов. Никто точно не может об этом сказать. В любом случае она поддается обработке, если же приходит вещь в плохом состоянии, то сдается в утиль или на переработку.
Тогда же что это такое – секонд-хенд? В правильном применении это хорошая возможность найти любимую вещь от знаменитого дизайнера. А также эффективный способ быть всегда в тренде при малых расходах.