История Евы и Адама, вероятно, знакома абсолютно всем. Также общеизвестно, что отношения их развивались в Эдемском саду, из которого первые люди были изгнаны за грехопадение. Но для чего и как создал Творец первых людей? Что послужило ему материалом? На эти вопросы готов ответить далеко не каждый человек. Не все представляют себе и то, как именно, в каком порядке сотворил Бог этот мир, хотя о том, что произошло это за несколько дней, наслышаны многие.
Между тем, история о сотворении мира и первых людей подробно излагается в самом начале Библии, в книге Бытия. Описание воспринимается достаточно легко. Тем же, кому воспринимать библейский слог по каким-либо причинам все же сложно, пригодится «Детская Библия», на страницах которой содержание книги Бытия изложено увлекательно и просто.
В чем уникальность библейской истории?
Современные люди воспринимают данное описание по-разному. Одни читают его, словно фантастический роман или же красивую сказку. Другие относятся к книге, как к историческому источнику, «вылавливая» из строк то, что могло бы соответствовать реальности, хоть и искаженной человеческими фантазиями, восприятием. Третьи же принимают написанное буквально, и искренне верят, что все сущее возникло именно так, как описано в книге Бытия.
Но уникальность библейской истории вовсе не в том, что каждый читающий «Бытие», сотворение человека и всего сущего понимает по-своему. Описание возникновения мира, приведенное в первых главах Библии, кардинально отличается от различных мифических историй, повествующих о том же. Как правило, мифы, саги, легенды уделяют много внимания истории появления богов и их взаимоотношений, а сотворение людей и мира в них уходит на второй план, а в некоторых и вовсе отсутствует.
В библейской же версии возникновения всего сущего нет ни единого слова о том, как появился Бог. Согласно этой книге он был изначально, существовал всегда. И именно он сотворил все остальное, включая Землю и людей.
За какой срок возник мир? Особенность описания сотворения
Бог сотворил все сущее за шесть дней. Многие богословы видят в этом первопричину того, почему христианам не следует заниматься работой, хлопотать по дому или же трудиться как-либо иначе в седьмой день недели.
Что любопытно, согласно библейскому тексту, звезды, в том числе и Солнце, были созданы лишь на четвертые сутки творения. Именно описание четвертого дня является главным аргументом противников библейской истории возникновения мира в спорах со сторонниками этой версии.
Священнослужители и богословы же в принципе не видят никаких расхождений рассказа из книги Бытия с научными теориями появления жизни. То, что звезды возникли на четвертые сутки, они объясняют очень просто. Книга Бытия - не документальная хроника, а духовное произведение. Разумеется, Земле и всему, что на ней есть, отводится в описании первое место, поскольку именно на ней и живет человек. То есть, с духовной позиции Земля гораздо важнее Солнца и прочих небесных тел, и именно поэтому в описании об их создании рассказывается во вторую очередь.
Действительно, четвертые сутки, в которые Бог занимается созданием светил, разделяют историю творения на две части. До этого дня создавались не одушевленные материи. Сама планета. А вот после четвертых суток Бог занялся непосредственно созданием жизни. Если воспринимать книгу Бытия как обычное литературное произведение, то помещение этапа создания вспомогательных элементов, в данном случае небесных светил, в середине рассказа является простым художественным приемом.
Из чего Бог создавал все сущее?
Всем, кому интересно сотворение Богом мира и человека, рано или поздно приходит в голову вопрос о том, что послужило материалом для этого. Вселенную, включая и земной мир, Бог сотворил из пустоты. Никакими материалами, помимо собственных мыслей и сил, Творец не пользовался. «Из ничего» - так написано в книге Бытия.
Хотя сотворение мира и человека зачастую рассматривается как единый процесс, который был завершен с появлением людей, сам метод создания, описанный в Библии, различен. Мир, который окружает людей, творился из пустоты. А вот для создания людей Творец использовал материальную основу.
Итак. Сотворение Богом человека произошло на шестой день, а материалом для создания тела Адама послужил земной прах. Как полагают многие богословы, описание создания Адама повествует о том, что в человеке заложено два начала – божественное и природное. О природной стороне натуры говорит то, что он был создан из земного праха, а о божественной - то, что Творец вдохнул в человека жизнь. Таким образом произошло соприкосновение со Святым Духом. То есть – появилась человеческая душа. Еву же Творец создал из ребра Адама.
Что символизирует описание создания людей?
Некоторые богословы рассматривают сотворение первых людей как символическое отображение мирового порядка и значимости составляющих элементов. То, что Ева была создана из части тела Адама, определяет место женщины подле мужчины, необходимость подчиняться ему и заботиться о его доме, пище, потомстве, хозяйстве и прочем. Адам же, с одной стороны, является согласно устойчивому словесному выражению «венцом творения», но с другой - он лишь часть мира, причем созданная в последнюю очередь.
Также сотворение человека, продолжившееся созданием для него пары из его собственной плоти, символизирует двуединство человеческой натуры. Но речь в данном случае не о сочетании природного и божественного начал. А о том, что люди не были созданы для пребывания в одиночестве. У каждого из них есть дополняющая «половинка», при соединении с которой сотворение человека и всего мира в целом и завершается. То есть, лишь найдя себе пару, люди способны ощутить гармонию и покой, проникнуться замыслом Божьим.
Как начинали жить первые люди?
Многие люди, далекие от религии и знакомые с библейской историей лишь понаслышке или по упоминаниям в художественных произведениях, задаются вопросом о том, почему рассказ об Адаме и Еве никогда не трактуется как повествование о любви. Действительно, в Эдемском саду, куда Бог поселил Адама, закончив сотворение человека и всего мироздания в целом, места супружеским взаимоотношениям не было.
Более того, Творец обеспечил первого человека занятием, то есть Адам не просто так слонялся по Райским кущам. Выражаясь современным языком, он работал в Эдемском саду. В его обязанности, согласно библейским текстам, входило следующее:
- возделывание земли;
- уход за растениями и охрана всего сада в целом;
- выбор наименований для каждой птицы и зверя, которых создал Бог.
Ева же тоже не бездельничала. Согласно библейскому повествованию она являлась помощницей Адама во всех его делах. Ни о каких чувствах между ними Библия не рассказывает.
Где располагался сад Эдема?
Сотворение человека по Библии заканчивается его поселением в Эдемском саду. Разумеется, многим, знакомящемся с этой историей людям, становится любопытно, где находилось это место.
В самом повествовании, разумеется, географические координаты не прописаны. Но описание местности дано весьма четкое и очень подробное, полное деталей. Исследователи библейских текстов утверждают, что речь в них идет о местности в регионе Ближнего Востока, находящейся между великими реками Евфрат и Тигр.
Но археологи на сегодняшний день не обнаружили ничего, что могло бы быть остатками сада Эдема.
Почему люди покинули Эдем?
Имеющиеся в каждой культуре мифы о сотворении человека нередко повествуют о каких-либо нарушениях людьми правил, установленных богами. В этом смысле библейский рассказ не отличается уникальностью, в нем тоже ведется речь о пренебрежении установленными Творцом правилами пребывания в саду Эдема.
Находясь в Эдеме, первые люди не знали греха. Зачастую под этим постулатом понимается отсутствие физической близости. Однако речь не только о сексе, но и о грехе в целом, как понятии. То есть им были неведомы гнев, жадность, злость, зависть и прочие порочные свойства человеческой натуры. Не знали первые люди и нужды, голода, холода, болезней и смерти.
Творцом было разрешено им вкушать плоды с любого дерева в саду, за исключением одного. Называлось оно древом Познания или же Добра и Зла. Именно этот запрет и был нарушен. А прямым следствием пренебрежения, установленным Творцом правилом, стало грехопадение, по причине которого люди и были изгнаны из Эдемского сада.
Почему люди нарушили запрет Творца?
Библейское сотворение человека и всего сущего вызывает немало вопросов. Но описание причин грехопадения первых людей вызывает их еще больше. Даже те, кто никогда не брал в руки Библию, знают, что виноват в нарушении людьми правил Творца Змей-искуситель, соблазнивший Еву сладкими речами и уговоривший ее отведать запретный плод.
Эта библейская история дала миру «крылатых выражений», пословиц и поговорок гораздо больше, чем любая другая часть книги. Именно поэтому с данной главой повествования знакомы практически все, хотя бы в общих чертах или понаслышке.
Как произошло искушение?
У людей с пытливым складом ума часто возникают вопросы о том, для чего Бог поместил в саду дерево, плоды с которого трогать было нельзя? Ведь, если бы этого дерева не было, не возникло бы и повода для искушения. Другим распространенным вопросом является проявление интереса к тому, как Змей попал в Райский сад, ведь он практически олицетворяет собой образ первородного зла. И самый главный вопрос, который вызывает затруднение даже у богословов – как, не знающая греха в принципе, не ведающая ни одной нечестивой мысли или же эмоции, Ева поддалась на уговоры?
Змей, согласно написанному в Библии, был хитрее всех прочих тварей, созданных Творцом. То есть, его тоже сотворил Бог, как и прочих птиц и зверей. Вполне возможно, что первым отведал запретные плоды именно Змей, такой версии придерживаются многие исследователи библейских текстов. Теорию они аргументируют теми доводами, которые приводит Змей в разговоре с Евой. Однако прямых фраз, об этом говорящих, в книге нет.
Нет в тексте и объяснения того, зачем Творец поместил в сад запретное дерево. Богословы полагают, что эта глава символизирует то, что искушение всегда находится рядом с человеком, оно встречается на жизненном пути постоянно. И, если человек поддается искушению, то ничего страшного, на первый взгляд, с ним не случается, он не заболевает, не умирает. Но за искушением неизбежно приходит очередь грехопадения, из-за которого человек теряет нечто чрезвычайно важное.
Описание самого искушения достаточно короткое. Оно сводится к диалогу между Змеем и Евой. Изначально женщина отказывается от предложения вкусить плоды, объясняя, что Бог запретил это делать, а если правило нарушить, то придет смерть. Змей же возражает, утверждая, что Ева не умрет, но познает неизведанное, сможет различать добро и зло, обретет понятие о природе мира. Результатом этого разговора становится вкушение плодов.
Что же стало истинной причиной грехопадения? Почему в качестве искусителя выступает Змей?
Что весьма любопытно, ни Творец, ни Змей не соврали первым людям. Бог говорил о том, что после вкушения плодов придет смерть. Но он не обещал ее в виде мгновенной кары за нарушение правил. Смерть – одно из последствий изгнания из Эдема. Змей тоже не солгал ни разу, описывая последствия вкушения плодов.
Таким образом, в данном сюжете и Змей, и Бог выступают в качестве своеобразных «полюсов», между которыми следует сделать выбор. Ни тот, ни другой ни к чему людей не принуждают. Нарушение божественного запрета и, как следствие, утрата Эдема – добровольный выбор Евы и Адама, проявление их свободной воли. И именно это качество человеческой природы в сочетании с любопытством и является истинной причиной грехопадения.
Почему Еву искушает именно Змей, а никакая либо иная земная тварь? Ответ на этот вопрос кроется в особенностях еврейской культуры. Змея для иудеев являлась символом язычества, она олицетворяла собой все, что противостояло единобожию и служило источником зла. Вполне логично, что и на страницах Библии первородное зло символизировал Змей.