Пейзаж - жанр изобразительного искусства, основным объектом которого является изображение природы как в первозданном, так и в измененном человеком виде. В литературе же автор использует изображение природы в качестве образного выражения собственного замысла. Чтобы лучше разобраться в особенностях романтического пейзажа в литературе, необходимо понять философию такого направления, как романтизм.
Романтизм
Романтизм - это идейное и художественное направление в культуре конца XVIII - начала XIX века. Данное направление характеризуется утверждением особой ценности духовной и творческой жизни личности, изображении сильных и своевольных персонажей, одухотворяющей и целительной силы природы. В восемнадцатом веке романтическим называли все, что нельзя объяснить, живописное и способное существовать только на страницах книг. В девятнадцатом веке романтизм воплотился в новое направление, которое стало полной противоположностью классицизма.
Романтизм приходит на смену эпохе Просвещения и совпадает с началом промышленной революции (изобретение паровой машины, паровоза, парохода, фотографии и так далее). Если предыдущий период культуры характеризовался культом разума, то новая эра утвердила противоположный - культ чувства, всего естественного человека. Романтизм, стремившийся восстановить связь человека с природой, стал толчком к появлению и развитию туризма, альпинизма, пикников.
Романтизм в зарубежной литературе
Романтизм зародился в Германии благодаря кругу писателей и философов йенской школы (группе деятелей романтического движения). Философия этого направления была систематизирована в трудах Ф. Шлегеля и Ф. Шеллинга. В дальнейшем немецкий романтизм отличается особым интересом к мифологическим, сказочным мотивам. Это получило особое выражение в творчестве братьев Гримм, Гофмана и в ранних произведениях Гейне.
Английский романтизм многое перенял от немецкого. Первыми английскими представителями романтизма принято считать поэтов "Озерной школы" Вордсворта и Кольриджа, которые установили теоретические основы направления, вдохновившись трудами и философией первых романтиков. Английский романтизм характеризуется особым интересом к проблемам общества: противопоставление буржуазного общества старым отношениям, воспевание природы и простых чувств. Ярким представителем английского романтизма считается Байрон, чье творчество проникнуто темой борьбы и протеста современному миру, восхваление свободы и индивидуальности. К английскому романтизму также относится творчество Шелли, Джона Китса и Уильяма Блейка.
Романтизм в русской литературе
Принято считать, что в русской литературе романтизм впервые появляется в творчестве В. А. Жуковского. Русский романтизм отличается свободой от условностей классицизма, созданием баллад и романтической драмы. Произведения этого направления утверждают новое представление сущности и значения поэтов, их творчества, признается не только самостоятельность, но и средство выражения высших целей, стремлений человека.
К русским поэтам-романтикам относятся К. Н. Батюшков, Е. А. Баратынский, ранний А. С. Пушкин. Вершиной романтизма в литературе считается творчество М. Ю. Лермонтова.
Особенности романтического пейзажа
Пейзаж в литературе романтизма служит не только средством создания мира, противоположного реальности, но и соответствует характеру главного героя, полного страданий, меланхолии, надежд и бунта. Более того, изображение природы в литературных произведениях начала девятнадцатого века служит средством выражения центральной темы идейно-художественного направления - борьба мечты и реальности. Также является символом душевного потрясения и в некоторой степени оттеняет внутреннее состояние персонажа.
Ярким примером использования романтического пейзажа как средства выразительности может послужить поэма М. Ю. Лермонтова "Мцыри".
Главный герой убегает из монастыря во время грозы - свидетельство вольнолюбивых устремлений персонажа. Природа Кавказа служит отражением мира героя, его характера, она также необузданна, непоколебима, вольна.
Использование грозы в описании пейзажа в литературе эпохи романтизма является символом свободы и непреклонности.
Побег для главного героя поэмы является не только избавлением от монастырского плена, но и началом воплощения его целей - возвращения домой, обретения душевного спокойствия. Хоть ему и не удается вернуться домой, но юноша впервые за всю свою жизнь познал свободу. Израненный барсом и находящийся на смертном одре главный герой не жалеет о своей участи, ведь он смог вырваться из серых стен своей клетки, познать красоту окружающего его мира, природы, минутной, но все-таки независимости.