Бюджетная система страны подразумевает совокупность мероприятий по аккумулированию, распределению и использованию средств, направленных на реализацию важнейших социальных программ, обеспечение аппарата управления, а также на улучшение благосостояния граждан.
Главным финансовым документом страны считается государственный бюджет, который утверждается правительством на текущий год. Если рассматривать Российскую Федерацию, то в ней бюджетная система включает три основных компонента:
- Федеральный (республиканский) бюджет.
- Бюджет субъектов федерации.
- Местный.
В республиканском бюджете концентрируются все средства, поступающие из разных источников и идущие на поддержание важнейших сфер хозяйствования, удовлетворение социальных нужд, поддержание военных мощностей страны, содержание государственного управленческого аппарата. Кроме того, часть средств распределяется на бюджеты низших уровней по мере необходимости.
По структурному критерию выделяют две основные части: доходную и расходную. Первая формируется за счет поступлений обязательных платежей и включает различные их источники. Расходная часть отражает механизм распределения аккумулированных средств согласно заранее утвержденному плану. При прогнозировании бюджета на предстоящий период необходимо придерживаться устойчивого баланса противоположных статей. На практике же достичь равновесного положения бывает крайне трудно и зачастую невозможно.
В связи с нынешним состоянием экономики бюджет находится в дефиците, то есть приток средств гораздо меньше его оттока. Правительство устанавливает предельную величину дефицита, превышение которой может привести к негативным последствиям. Тогда применяется такая мера воздействия, как секвестр. Она предполагает сокращение расходов государства во всех сферах его деятельности. Исключению подлежат лишь отдельные статьи, защищенные действующим законодательством.
Стоит отметить такие принципы бюджетной системы:
- Принцип единства подразумевает наличие одной для всех субъектов экономики правовой базы, которая предполагает определенный порядок расходования средств, единые принципы финансирования различных отраслей хозяйствования, унифицированные формы расчетов не только с контрагентами, но и с государственными органами.
- Бюджетная система страны должна быть устроена таким образом, чтобы каждый уполномоченный орган четко знал свои права и обязанности. Особенно это касается формирования и распределения средств бюджетов всех уровней. То есть низшие уровни также имеют право управлять расходной частью по собственному усмотрению, если принимаемое решение не противоречит нормам закона.
- Принцип самостоятельности означает, что все бюджеты имеют право на формирование собственных источников дохода, определение нужд и размеров выплат, необходимых для реализации важнейших социальных программ.
- Принцип полноты отражения движения финансовых ресурсов подразумевает тщательное ведение документации с внесением требуемых подробностей, позволяющее в полном объеме оценить масштабы поступления средств из каждого имеющегося источника и сферы их расходования. Так, контролирующие органы получают возможность отслеживать целесообразность и честность распределения финансовых ресурсов на каждом уровне.
Помимо этого, бюджетная система должна соответствовать принципам гласности, достоверности, эффективности и сбалансированности. Таким образом, решения, принимаемые на любом уровне, должны быть открытыми для ознакомления любого желающего пользователя, а для этого финансовые планы на будущий отчетный период регулярно печатаются и публикуются в специализированных изданиях.
И в заключении можно сказать, что бюджетная система – это достаточно сложный комплекс различных организаций, целью деятельности которых является улучшение благосостояния граждан, а также репутации страны на международной арене.