Что представляют собой детские организации? Помимо неформальных течений молодежи, в стране есть и разнообразные детские учреждения. Как правило, руководство в них осуществляют взрослые люди. Остановимся на данном вопросе подробнее, ведь именно детские организации выполняют важнейшую воспитательную функцию - формируют подрастающее поколение.
Что такое детское движение
Это объективное движение, которое порождается обществом. У детей в определенном возрасте (в основном в 9-15 лет) появляется желание в общении со сверстниками, осуществлении совместных масштабных проектов. Детские организации создаются на основе Конвенции ООН о правах ребенка. Именно в этом документе провозглашается свобода мирных собраний и ассоциаций в качестве нормы жизни детей.
Научные факты
Результаты статистических исследований свидетельствуют о том, что в последнее время существенно растет социальная активность детей и подростков. Им нужны такие организации, которые бы в полной мере удовлетворяли их интересы, выявляли и развивали способности и таланты. Работа детской организации должна организовываться так, чтобы ребята ощущали уважение, доверие к ним со стороны наставников.
После распада комсомольской и пионерской организации, которая на протяжении нескольких десятилетий выполняла массу воспитательных задач, в нашей стране детские организации стали большой редкостью.
Актуальность проблемы
Психологи убеждены в том, что именно они в настоящее время жизненно необходимы для РФ, так как способствуют вовлечению детей в практическую деятельность, помогают им приобретать первый социальный опыт, являются средством обучения подрастающего поколения некоторым социальным навыкам.
Деятельность детской организации организуется с учетом их индивидуальных способностей и запросов родителей. Такие объединения являются прекрасным способом для формирования у ребенка гражданских качеств, без которых ему сложно будет адаптироваться в демократическом обществе.
Законодательная база
Все детские образовательные организации функционируют на основе законов РФ, в частности, документов «Об образовании», «Об общественных объединениях», «О поддержке детских и молодежных общественных организаций». Среди форм общественных детских объединений выступают: организация, движение, фонд, учреждение.
Особенности детских общественных организаций
Они представляют собой самоуправляемые и самодеятельные объединения, которые создаются с целью решения какой-то определенной задачи. Такие организации руководствуются в своей деятельности уставом или иными учредительными документами, отличаются фиксированным количеством членов, четкой структурой.
В нашей стране насчитывается более 200 общественных молодежных объединений и организаций различной направленности. Некоторые из них именуют союзами, лигами, ассоциациями.
На данном этапе развития детские организации стараются найти свое направление, которое было бы наиболее актуальным и рациональным в зависимости от региона.
Принципы
Среди них можно упомянуть самоорганизацию, заключающуюся в создании и продвижении объединений снизу. Многие программы, создаваемые в детских садах и образовательных учреждениях, отличаются поисковым характером, отражают результаты коллективного и самодеятельного творчества педагогов-энтузиастов. Среди основных функций, которые выполняют общественные объединения, отмечают:
- вовлечение личности в общественные отношения, социализация подрастающего поколения;
- продумывание жизнедеятельности, которая бы удовлетворяла в полном объеме запросам детей и родителей (законных представителей), соответствовала нравственно-эмоциональному состоянию, возрастным особенностям;
- защиту свобод и прав личности от негативных воздействий социальной среды;
- изменение разных влияний на личность, ее поведение (помощь в социально-нравственном становлении).
Среди отличительных параметров таких организаций можно выделить демократичность, добровольность, открытость. Они используют в своей работе кадровую, финансовую, техническую поддержку иных государственных учреждений.
Именно поэтому в такие объединения стремятся попасть дети. И детские организации, и образовательные учреждения, на базе которых они функционируют, заинтересованы в том, чтобы подрастающее поколение было максимально вовлечено в творческую деятельность различной направленности.
Управление самодеятельным детским объединением не предполагает жестких рамок. Периодически в руководстве могут быть разные члены, акцент делают на сотрудничество между всеми участниками организации.
Особенности работы
Вовлечение подрастающего поколения в общественную деятельность должно осуществляться с раннего возраста. Именно поэтому организация детского сада с определенным уклоном (направлением деятельности) стало привычным явлением в нашей стране. В некоторых ДОУ есть даже волонтерские отряды. Малыши помогают взрослым ухаживать за растениями в живом уголке, оформлять творческие выставки.
Подведем итоги
В современной России существенно изменилось отношение к творческой деятельности детей и подростков. Появляются новые организации, которые способствуют формированию гражданственности в подрастающем поколении. Детское движение рассматривается в качестве совокупности действий разных организаций, которые есть в регионе либо территориальной единице (районе, городе). В России сегодня оно представлено международными, федеральными, региональными, межрегиональными детскими организациями, которые существенно отличаются друг от друга по направлениям, формам, видам.
В частности, выделяются следующие приоритеты деятельности: ориентированная на отдельную личность, социально значимая, гражданская, экологическая, туристическая, краеведческая, юноармейская. Последнее направление деятельности является одним из самым популярных. В России создано масштабное движение юных патриотов, которые уважительно относятся к своей стране, гордятся ее традициями, изучают исторические корни.
Среди временных детских объединений можно отметить региональные, российские, международные конкурсы, фестивали, смотры, разработанные в рамках федеральной программы «Юная Россия». Детские общественные объединения, в состав которых входят ребята до 18 лет, являются формой социального воспитания, организованным досугом детей, эффективным средством получения ими собственного жизненного опыта, самостоятельности. Ребята, которые с раннего детства вовлекаются в проекты, значимые для общества, в будущем становятся гораздо боле успешными, социально адаптированными, конкурентоспособными на рынке труда.