Среди выпускников РВВДКУ много Героев Российской Федерации. Петров Дмитрий Владимирович - один из них. Статья посвящена биографии и подвигу 25-летнего офицера, одного из 84 десантников, погибших в бою у высоты 776 во время второй чеченской кампании.
Детские годы
Что известно о Петрове Дмитрии Владимировиче? Биография его воссоздается по крупицам учениками 84-й школы Ростова-на-Дону, которая отныне носит имя героя.
Дима Петров появился на свет в обычной ростовской семье в 1974 году, 10 июня. Его маму зовут Людмила Владимировна, отца - Владимир Дмитриевич. С детства мальчик был опорой и защитником для своей младшей сестры, с которой они вместе учились в 84-й школе.
Дима пошел в первый класс в 1981 году, увлекался шахматами, танцами. Став старше, полюбил спорт, особенно футбол. Умел дружить. Их с Володей Круговым и Олегом Волошиным даже прозвали "тремя мушкетерами". В возрасте 12 лет записался в клуб под названием "Юный летчик". И с тех пор не пропустил ни одного занятия. До 1991 года клуб являлся для него практически второй школой.
В 15 лет Дмитрий совершил первый парашютный прыжок и буквально заболел небом. Его мечтой стало поступление в Рязанское военно-воздушное училище.
Образование
Худощавый, легкий, Дима Петров готовился к военной карьере. Поступить в РВВДКУ было сложно - конкурс составлял 11 человек на место. Но годы подготовки дали себя знать: в 1991-м он стал курсантом 8-й роты. Отец вспоминает, как всей семьей ездили на присягу. В форме ребята казались одинаковыми, и они долго не могли найти своего Диму. Первой узнала брата сестра и буквально повисла на нем.
Во время присяги родные испытывали чувство гордости и вспоминали, что выбор юноши был вполне логичным. Еще с детства любимой песней Дмитрия стала композиция "День Победы".
Учился курсант хорошо, и в 1995 году ему присвоили звание гвардии старший лейтенант. Служить Дмитрия направили в Псков, где была расквартирована 76-я Черниговская воздушно-десантная дивизия.
"Горячие точки"
Став командиром взвода, Петров Дмитрий Владимирович неоднократно бывал в командировках в "горячих точках". Первым боевым опытом стала Абхазия. В составе миротворческих сил в августе 1999-го взвод Петрова подвергся артиллерийскому обстрелу со стороны грузинских войск, а сам он получил серьезную контузию. Тогда все обошлось.
С первых дней февраля 2000 года был направлен в Чечню. И уже 9 числа его взвод вступил в бой с наемниками. Вторая стычка произошла 22 февраля. Оба эпизода завершились победой десантников, которым удалось ликвидировать более 10 боевиков.
29 февраля генерал Трошев под Шатоем отрапортовал о том, что пал последний оплот бандформирований. Казалось, войне подошел конец. Но в этот же день в районе Улус-Керта Хаттаб собрал более 2 тысяч боевиков, которые планировали прорваться в Дагестан через Аргунское ущелье в районе Ведено.
Боевая задача
29 февраля псковские десантники выдвинулись на 776 высоту. В их боевую задачу входило укрепление на позициях, чтобы воспрепятствовать разрозненным группам боевиков выбраться из окружения. 6-й роте парашютно-десантного полка предстояло совершить марш-бросок в 14 км, неся с собой не только оружие, но и все оснащение вплоть до походной кухни. Вертолеты не задействовали, потому что на высоте не было удобной площадки для приземления.
Командиром являлся Сергей Молодов, однако с группой, учитывая серьезность задачи, отправился и подполковник Евтюхин. В составе десантников был и Петров Дмитрий Владимирович.
Рота сильно растянулась. Первой на позицию вышла разведгруппа, которой командовал Алексей Воробьев. И уже в 12:30 столкнулась с наемниками Хаттаба. Завязался бой. Но сепаратистов было человек 40, и вскоре они отошли. По рации Евтюхин передал командованию о столкновении, но ему не дали должной оценки.
Никто не мог предполагать, что отошедшие в лощину близ реки Абазулгол боевики решат прорываться все же через высоту 776. И их количество превышает число десантников более чем в 20 раз.
Подвиг
6-я рота еще находилась на марш-броске, а вокруг боевики видели уже укрепленные блокпосты. После небольшого совещания Хаттаб решил взять высоту штурмом, наступая с трех сторон. Около 400 наемников должны были выйти в тыл и окружить десантников, но им помешал разведдозор под командованием лейтенанта Кожемякина. Бойцы на протяжении трех часов сдерживали яростные атаки противника.
В это трудно поверить, но 90 десантников, среди которых был и Петров Дмитрий Владимирович, сдерживали натиск почти двухтысячного бандформирования на протяжении 19 часов. К ним пыталась пробиться первая рота. Но для этого необходимо было перейти реку Абазулгол. В течение суток они не могли преодолеть водное препятствие, ибо именно там наемники использовали всю свою огневую мощь.
В первые же часы боя погиб Сергей Молодов, и командование взял на себя подполковник Евтюхин. К утру вместе с ним оставалась лишь горстка гвардейцев. Заканчивались патроны, поэтому раненым приходилось бороться врукопашную. Со стороны высоты 787 к остаткам 6-й роты сумел пробраться взвод 4-й роты под командованием лейтенанта Доставалова. Но эта поддержка в количестве 15 человек никак не могла повлиять на исход сражения. Доставалов и его товарищи разделили участь шестой роты. Из 90 десантников выжили лишь шестеро. Двоих в разное время отправили за подмогой, а четверо оказались серьезно ранены.
Предположительно, Дмитрий Петров погиб 1 марта. Смертельно раненный, он продолжал биться с боевиками. В его груди оказались 10 пуль, а живот был пробит осколком.
Послесловие
Хаттаб сумел прорваться через Аргун, но это никак не умаляет заслуг 6-й роты. Эти герои страны положили рядом с собой около 600 боевиков. При этом авиация полностью бездействовала из-за тумана. Впоследствии выяснилось: командиру группы морской пехоты, Александру Отраковскому, запретили оказывать помощь десантникам. И после завершения операции сердце генерала не выдержало - оно остановилось навсегда.
Войска сумели выйти на высоту 776 лишь на пятые сутки. Тела погибших солдат и офицеров перетащили к руслу реки, чтобы в дальнейшем отправить на родину. Дмитрий Владимирович Петров похоронен в Ростове-на-Дону.
Долгое время подвиг десантников замалчивался, реальные потери скрывались. Первыми подняли тревогу родители, которых поддержал псковский губернатор, Евгений Михайлов. Только после его вмешательства событиям 29 февраля-1 марта была дана реальная оценка. Двадцати двум десантникам присвоили звание Героя РФ, в том числе 21 - посмертно. Среди них и Дмитрий Петров.