Избирательное право РФ

Избирательное право РФ трактуется в объективном и субъективном смысле. В первом случае рассматривается система правовых норм, обеспечивающих регулирование общественных отношений. Эти отношения связаны с процедурой выборов органов территориального и государственного управления. Субъективное же избирательное право РФ представляет собой гарантированную возможность избирать и быть избранными. В первом случае говорят об активной, а во втором – о пассивной возможности.

Понятие избирательного права, как и в целом избирательной системы, носит собирательный характер. В России выделяют пять подсистем, в соответствии с которыми устанавливают порядок выборов:

  • Президента;
  • депутатов Госдумы;
  • депутатов законодательных представительств в субъектах РФ;
  • глав администраций субъектов;
  • органов территориального самоуправления.

Избирательное право РФ обладает своими отличительными чертами. Наиболее важной из них считается та, что процесс выбора депутатов в Госдуму и Президента установлен исключительно федеральными законами и Конституцией страны. При этом субъекты федерации не участвуют в регулировании порядка проведения этой процедуры.

Следует отметить, что в Конституции России специального раздела, регламентирующего избирательное право РФ, нет. В достаточно общей форме его нормы закрепляются в статье 32. Некоторые положения отражены и в статье 81, определяющей порядок выборов Президента. При этом следует отметить, что отсутствие обособленной главы не означает, что текст Конституции не отражает нормы избирательного права. Так, все его принципы, или определяющие исходные положения, закрепляются в разделах, которые посвящены основам государственного, конституционного устройства, свободам и правам гражданина и человека, структурам органов государственной власти.

Под принципами понимают обязательные условия и требования, без следования которым не признается легитимность выборов. Основы, являющиеся отражением демократизма и выражающие народовластие в стране, закреплены на конституционном уровне. В Конституции определено, что избирательное право является прямым при тайной процедуре голосования, всеобщим, равным. В Федеральном же законе устанавливается дополнительно принцип добровольности.

Всеобщим считается избирательное право, которое предусматривает участие в выборах всех взрослых людей вне зависимости от национальности, расы, пола, должностного или имущественного положения, отношения к религии, происхождения, языка, места проживания, принадлежности к какому-либо объединению. В России активная возможность участвовать в голосовании предоставляется лицам, достигшим возраста восемнадцати лет. Необходимо отметить, что предоставление гражданам права на участие в выборах не тождественно принуждению к участию в них. В некоторых случаях может отмечаться массовое неучастие граждан в выборах. В российском законодательстве установлен определенный процент участников голосования. Если на выборах присутствует меньшее количество граждан, то выборы считаются недействительными.

В России активным правом голосования могут воспользоваться и иностранные граждане, проживающие в муниципальном образовании, где проводятся выборы, постоянно. Однако эти граждане не могут быть избраны (не имеют пассивной возможности участия в выборах).

Источники избирательного права – это, в первую очередь, федеральные законы, общепризнанные нормы и принципы международного права, Конституция РФ, нормативные акты субъектов государства, избирательных комиссий, местного самоуправления.

Государство гарантирует тайну волеизъявления граждан. Для этого на избирательных участках специально оборудуют кабинки, в которых граждане заполняют бюллетени.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.