Многие слышали о законе потребительских прав. Но в реальности мало кто представляет, в чем он заключаются, на что ссылаться и что требовать. Тем более что сами продавцы не всегда спешат соблюдать права потребителя.
Возврат товара с браком
Бывает, что купленная продукция оказывается с браком. К сожалению, застраховаться от этого невозможно: детали могут быть неисправны, товар мог повредиться при транспортировке, да и человеческий фактор никто не отменял. Под браком (или несоответствием качеству) понимается продукция, не соответствующая применяемым к ней требованиям. Передача такой продукции потребителям запрещена. Поэтому, как гарантирует закон о правах потребителей, возврат товара при обнаружении брака допускается на протяжении всего гарантийного срока использования. Бракованную продукцию можно:
- вернуть;
- отремонтировать за счет продавца;
- обменять на равноценный товар;
- отремонтировать за свой счет, но с возмещением продавцом затрат на экспертизу и ремонт;
- оставить себе, получив у продавца скидку за брак.
В случае обнаружения брака технически сложных средств покупатель может сдать продукцию и вернуть себе деньги в течение 15 дней с даты покупки. Однако данное правило не действует, если дефект относится к разряду неустраняемых или повторно появляется после ремонта, если товар находился в ремонте суммированным учетом более 30 дней или более 45 дней подряд. Стоит учитывать и то, что в случае нахождения техники в ремонте срок гарантийного использования продлевается на все его время.
Существуют и другие ограничения права потребителя. Возврат товара возможен лишь в следующих случаях:
- если покупатель не был предупрежден о недостатках товара заранее;
- если покупатель не нарушил правил эксплуатации продукции.
Таким образом, если покупатель под подпись был ознакомлен с тем, что в товаре имеется дефект, или если неисправность в работе продукции возникла по вине покупателя, ни вернуть себе деньги, ни получить новую продукцию взамен он не сможет.
Права потребителя: возврат товара без претензий к качеству
Если с обменом брака обычно все более или менее ясно, то с возвратом продукции надлежащего качества чаще возникают проблемы. Между тем, законодательно установлено, что даже если покупатель заплатил в магазине за товар, у которого нет изъянов, но он не подошел по фасону, форме, габаритам, комплектации или размеру, то на возврат его продавцу отводится 2 недели, считая с даты, следующей за датой покупки.
Как устанавливает закон охраны права потребителя, возврат товара без брака требует соблюдения следующих условий:
- сохранность товарного вида, целостность пломб, фабричных ярлыков, печатей;
- наличие товарного или кассового чека;
- наличие не менее двух свидетелей (родственников – можно), подтверждающих факт покупки, если чек не сохранился.
Существует перечень небракованных товаров, не подлежащих возврату. К ним относятся:
- лекарства, профилактические и лечебные средства;
- атрибуты личной гигиены;
- животные и растения;
- книги;
- парфюмерия и косметика;
- швейные, текстильные и трикотажные изделия;
- бытовая мебель;
- автомобили;
- оружие;
- сложные технические бытовые приборы.
Как отстоять права потребителя
Продавцы часто не хотят следовать закону, порой не зная его, порой просто перестраховываясь, а иногда и из вредности. В этом случае необходимо действовать уверенно, показывая свою юридическую грамотность. В крайних случаях можно пригрозить обращением в Управление или Отдел, цель которого – защита прав потребителя. Возврат товара будет морально проще, если взять с собой купленный или распечатанный из интернета ФЗ № 2300-I. Как правило, недобросовестный продавец пасует перед подкованным покупателем, не доводя дело до скандала.