Некондиционный товар, у которого есть небольшой дефект в виде царапины или несоответствующего цвета, утраченной упаковки или нефункциональной части комплектации, может существенно сэкономить финансы и прослужить много лет по назначению. Часто некондицию путают с браком, что играет на руку нечестным производителям или продавцам и вводит в заблуждение потребителя.
Что такое некондиция
Некондиция – это товар, который не соответствует стандартам, техническим характеристикам по каким-либо параметрам. Некондиционный товар является следствием несоблюдения технологии производства. Есть несколько видов отклонения от норм:
- Товар условно пригоден к использованию.
- Товар пригоден после внесения исправлений.
- Товар не пригоден к использованию и требует утилизации.
Брак или некондиция
Товар, условно пригодный к эксплуатации, в том числе и после ремонта, является некондиционным. Если никакие изменения или ремонт не смогут вернуть вещи её функции, тогда это случай брака. Некондиционный товар отличается от бракованного тем, что продукцию с небольшими недостатками можно использовать по прямому назначению после соответствующей доработки производителем или сервисной службой.
Причины возникновения
Некондиционный товар может появиться не только в производственном цикле, но и по другим причинам. Например:
- Повреждения продукции, возникшие в ходе доставки товара.
- Утеря деталей или упаковки, повреждение упаковки.
- Внешние повреждения товара (царапины, сколы, потеря цвета и т. д.).
- Мелкие поломки.
Кроме производственного определения, некондиционный товар имеет бухгалтерскую интерпретацию: неликвид – это товарно-материальные ценности, которые трудно реализовать, или излишки, залежавшиеся на складе, или продукция, которая не участвует в производственных процессах организации (не нужна ни одному из подразделений).
Стоимость некондиции
Затраты на производство качественного и некондиционного товара для производителя одинаковы. Появление некондиционного товара со скрытыми дефектами говорит о грубом нарушении технологического процесса, результатом может стать полностью испорченная партия. В этом случае производитель решает, что выгоднее (с финансовой и репутационной точек зрения) предпринять. Утилизация влечет двойные потери, продажа по сниженной стоимости может вернуть производственные расходы, но в этом случае необходимо информировать потенциального покупателя обо всех дефектах неликвида.
Довольно часто розничные сети приобретают оптом товар, где есть неликвид, и нет возможности предъявить претензии к поставщику или производителю. Чаще всего стоимость брака и неликвида рассеивается на цену качественного товара. Продавец розничной сети некондиционный товар может реализовать по сниженной стоимости, при этом реализатор понесет в конечном итоге убытки. Также практикуется продажа, при которой происходит возврат всех затрат в денежном эквиваленте (реализация без прибыли и убытков). Последними способами избавиться от некондиции являются ремонт с последующей продажей, реализация по самой низкой стоимости, возврат производителю, утилизация.
Дефекты и их классификация
Что значит некондиционный товар? Это продукция с какими-либо дефектами, которые, в свою очередь, делятся на несколько видов:
- Явный дефект. Вид повреждения, который выявляется при соблюдении методов контроля качества.
- Скрытый дефект. Этот вид повреждения не выявляется стандартными методами тестирования.
- Критический дефект. При наличии этого вида неликвидности использование продукции практически сведено к нулю или невозможно из соображений безопасности.
Дефекты различаются также по степени:
- Значительный. Оказывает существенное влияние на корректное использование товара/продукции по прямому назначению, сокращает срок эксплуатации и пригодности.
- Малозначительный. Оказывает почти незаметное влияние на практическое использование товара/продукции по назначению и на срок его эксплуатации.
Некондиционный товар с дефектами может быть отремонтирован, что также имеет свои отличия:
- Устранимые дефекты. Ремонт продукции целесообразен, технически возможен и экономически выгоден.
- Неустранимые дефекты. Фактически этот вид дефектов является браком.
Куда попадает некондиция
Вещи с какими-либо дефектами можно встретить в любой точке продажи, а в связи со сложной экономической ситуацией появились магазины некондиционных товаров. Чаще всего некондиция оседает в различных стоках, и в этом случае для покупателя приобретение такого товара означает лотерейный билет, и не всегда выигрышный. Хорошо, если покупка будет служить верой и правдой длительный срок, но гарантий на благополучный исход нет.
Стоковые магазины формируют ассортимент из непроданных сезонных товарных остатков крупных торговых марок, сетей или контрафактной продукции. Сюда же попадает все, что имеет какой-либо дефект. Например, одежду в шоу-руме часто примеряют, и она теряет часть своей привлекательности - могут оторваться пуговицы, растянуться рукава или появиться пятно. Это признаки некондиционного товара. Если речь идет, например, о строительных материалах, то в этом случае может иметь место разносортица, неполная комплектация или дефекты разной степени.
Если компания бережет имидж, то некондиционный товар будет продаваться по сниженной стоимости, а в карточке будут указаны все дефекты. А если он подвергался ремонту, то об этом также будет заявлено. Некондицией считается и залежалый на складе товар, и встретить его можно не только в магазинах техники, но и в продуктовых супермаркетах. Слегка помятое мороженое не теряет своих вкусовых и питательных качеств, но просроченные продукты угрожают здоровью, и их продажа несанкционированна.
Права потребителя
Законным правом потребителя является возврат товара в магазин, если его дефекты были обнаружены после покупки, и продавец не предупредил о них. Алгоритм действий определен законодательством РФ (Закон о защите прав потребителя № 2300-1 от 07.02.1992 г.):
- Возврат товара должен быть зафиксирован в письменной форме. Для этого покупатель пишет заявление в свободной форме, где указывает свои данные, недостатки товара и требует возврата уплаченной суммы. Согласно законодательству, деньги покупателю должны быть возвращены в течение 15 дней после купли-продажи. При этом продавец может предложить альтернативу – замену аналогичной вещью или ремонт. Заявление пишется в двух экземплярах – оригинал отдается продавцу, копия со штампом магазина остается у покупателя.
- Продавец обязан принять заявление о возврате, сам некачественный товар, а также проверить его на соответствие заявлению.
- При возникновении спорной ситуации, когда продавец не согласен с выявленными недостатками, необходимо проводить экспертизу, на которой вправе присутствовать потребитель. Оценка проводится за счет продавца. Если покупатель не согласен с выводами экспертизы, то он вправе подать в суд. Если суд признает, что дефекты возникли не по вине продавца, покупатель возмещает расходы на проведение экспертизы, судебные и товарные (хранение, транспортировка и пр.) издержки.
- Согласно закону, продавец обязан вернуть деньги в течение 10 дней после получения заявки. Сумма должна быть выплачена полностью, удержание средств за потерю эксплуатационных, эстетических качеств товара не производится.
- Покупатель обязан вернуть товар, на который подана заявка, продавцу.
- Если продавец отказывается возвращать деньги, а неликвидность товара доказана, стоит обращаться в суд. В этом случае заявитель вправе потребовать дополнительных компенсаций (за убытки, получить неустойку, штраф, частичное возмещение судебных расходов и т. д.).
Некондиция на складе и в возврате
Некондиционный товар в магазине делится на две категории: «А» и «Б». В группу «А» входит продукция, требующая тестирования, ремонта, возвращенная покупателем. После чего товар этой группы отправляется в сервисный центр на дальнейшую работу – ремонт, тестирование. Тут же специалистами делается заключение о состоянии вещей, и если они не подлежат ремонту, делается заключение, на основании которого покупателю возвращаются средства (если товар возвратный) или производится замена.
Экспертное заключение передается в магазин, где и будут проходить переговоры с покупателем. Магазину невыгодно держать у себя бракованную продукцию, поэтому происходит изъятие некондиционного товара и передача его производителю вместе с рекламациями. Если с товаропроизводителем нет договора о возврате, то проводится полная или частичная утилизация.
Некондиционная разносортица в магазине
В некондиционную группу «Б» входит продукция, имеющая некондиционный вид товара, неполную комплектацию, требующая удаления клиентских настроек. Также сюда относятся товары, имеющие идентификационные несоответствия, например несовпадение стикеров на упаковке и непосредственно на продукции, бракованные аксессуары, вещи с несоответствующей комплектацией (например, в комплект мобильного телефона входят наушники другой модели).
Часть товаров группы «Б» отправляется на склад предпродажной подготовки, где удаляются клиентские настройки, происходит уценка, изменение в статусе продукции и т. д. Специалистом проводится оценка необходимости и возможности ремонта (тестирование). После вынесения решения товар либо разукомплектовывается, либо отправляется в сервисный центр. В этом подразделении проводится очищение от клиентских настроек и передача вещи на торговые точки, при этом эксперт выносит решение о целесообразности уценки.
Товар, не подлежащий ремонту/восстановлению, разбирается на запасные части для дальнейшего использования в ремонте. Продукция, которую невозможно использовать в каком-либо виде, передается товаропроизводителю или утилизируется.
Отзывы
Любое предприятие имеет некондиционный товар. Отзывы покупателей часто принимают форму спора о преимуществах и недостатках покупок товара с дефектами. Нет потребителя, который хотя бы один раз не приобретал неликвид. В большинстве случаев такой товар привлекает низкой стоимостью и иногда служит годами. Те, кто ратует за подобные покупки, делятся собственным опытом, который оказался успешен.
Многие указывают, что приобретенный товар потребовал небольшого домашнего ремонта собственными силами, и в дальнейшем с ним не было проблем. В большей части это касается низкотехнологичной продукции, где некондиционный товар – бытовая техника, мебель, ткани, изделия из металла и т. д.
Большая часть отрицательных отзывов рассказывает о дорогих или высокотехнологичных покупках – автомобилях, мобильных телефонах, компьютерах и т. д. Большинство покупателей сходятся во мнении, что рисковать при таких приобретениях не стоит: ремонт может получиться дороже, чем сама покупка, а гарантий качественной работы после вмешательства нет.
Для большинства покупателей главной проблемой при покупке стала нечестность продавца или производителя. Многие готовы купить некондиционный товар, описание которого соответствует реальному состоянию дел, и который имеет сниженную стоимость. К сожалению, многие торговые сети продают отремонтированный неликвид как качественный товар и не уведомляют покупателя об имевшихся проблемах, ремонтах или дефектах.