Метод управления - это что такое? Какие методы управления существуют?

Удачный подбор методов руководства гарантирует коллективу производственный успех в течение длительного времени. Однако развивающиеся технологии управления рекомендуют отвергать устаревшие методы или сочетать их с новыми в условиях меняющейся хозяйственной стратегии.

В чем состоит искусство руководства?

Управление в любой области человеческой деятельности основано на большом теоретическом и практическом фундаменте. Научные исследования показывают, что оно там успешней, где более руководитель обладает такими навыками:

  • изучения и учета структуры производства, его специфики и закономерностей функционирования, а также трудового коллектива;
  • анализа актуального состояния внутренних и внешних связей;
  • использования, сочетания и варьирования активных методов организации производства и человеческих ресурсов;
  • применения способов прогнозирования и контроля результатов руководства.

Научный подход к собственной деятельности, умение признавать собственные ошибки, выявлять природу производственных успехов и неудач присущи руководителю нового типа. Эти качества являются непременным элементом искусства управления.

Хотя деятельность по управлению — это искусство, лица, занимающиеся ею, достигнут лучших результатов, если будут понимать и использовать лежащую в основе этого искусства науку. Когда важность результативности и эффективности группового сотрудничества признается в любом обществе, можно смело утверждать, что управление — важнейшее из всех искусств.

система методов управления это

Руководитель постоянно изыскивает новые направления работы предприятия, способы их организации, контроля. Кроме того, он обязательно должен сформировать работоспособный и ответственный коллектив исполнителей.

Функции управления

Существование любого предприятия невозможно без коммуникативных связей между его структурными звеньями и без владения методами управления. Это обязательные условия точного и своевременного выполнения функций руководителя:

  1. Планирование. Основывается на точном анализе актуального состояния дел на производстве: наличия и качества материалов, оборудования, человеческих ресурсов, условий работы, связей с внешними партнерами, имеющихся и возможных затруднений и пр. В результате планирования формулируются цели деятельности всего предприятия и отдельных его структурных единиц, выбираются средства и методы их достижения. Возможны корректировки плана при возникновении новых позитивных идей и возможностей или непредвиденных препятствий, изменений условий деятельности.
  2. Организация. Состоит в распределении заданий, обязанностей, полномочий по выполнению намеченного плана между отдельными членами коллектива и его подразделениями (формальными и неформальными). Каждый исполнитель должен четко понимать цели своей деятельности, ее содержание и место в общем процессе труда, средства, методы выполнения возложенных на него обязанностей.
  3. Положительная мотивация исполнителей. Цели руководства не будут достигнуты вовремя и в полном объеме, если нет материальной или внутренней, психологической заинтересованности в этом исполнителей. Руководитель должен хорошо знать потребности своих подчиненных и удовлетворять их в обмен за высокую производительность и качество труда, исходя из возможностей производства: материальное вознаграждение, поощрение за добросовестный труд в виде путевок на отдых, моральное поощрение, повышение по службе и пр.
  4. Контрольная функция. Формы и сроки контроля (промежуточного, конечного) вносятся руководителем в план работы предприятия при его составлении. Это позволяет сравнивать результаты деятельности с намеченными и выявлять те причины, которые ведут к снижению производительности, качества труда, к увеличению затрат и т. д.
организационные методы управления это

Функции управления связаны между собой. Руководитель должен уметь находить одно правильное решение из многих его вариантов с учетом специфики предприятия.

Методы руководства, их классификация

Успешная реализация управленческих функций приводит к достижению поставленных целей. На каждом этапе деятельности руководитель должен правильно выбрать специфические пути решения производственных задач.

Методы управления — это и есть способы движения к желаемому результату через воздействие на его участников. Их выбор зависит от того, какую конкретно функцию выполняет руководитель на данный момент, какие средства управления ему доступны.

методы организации управления это

Система методов управления — это большое количество вариантов их использования в различных сочетаниях и в зависимости от поставленных целей. Их классификация производится по разным признакам: по масштабу, сферам использования, целям (например, развивающие, стимулирующие), функциям управления, объектам (индивидуальные, групповые). Кроме того, они бывают теоретические и практические, широко используются прямые и косвенные, общие и частные.

Выбор способов руководства не должен нарушать права его объектов, оскорблять личное достоинство людей.

Организация и администрирование

Организационные методы управления — это средства регулирования производственных отношений, то есть администрирования. Строятся на дисциплине, не исключается принуждение к исполнению обязанностей. Используются при оперативном руководстве и разработке перспективных решений:

  • методы организации и стабилизации определяют структуру предприятия или организации в соответствии с законом: отделы, цеха, должности — устав, положение, правила учета и пр.;
  • нормирования их взаимодействий — приказ, распоряжение;
  • инструктирования участников процесса в соответствии с установленными требованиями производства — должностные инструкции, распоряжения, рекомендации.
экономические методы управления это

Контроль эффективности использования методов организации управления — это обязательная составляющая часть деятельности руководителя любого уровня. Осуществляется посредством плановых и внеплановых проверок исполнения приказов, распоряжений, инструкций, установленных нормативов и правил.

Экономические методы

Это эффективные способы стимулирования личной заинтересованности каждого работника в результатах его труда и труда всего коллектива. Поощрение добросовестности, честного отношения к работе, личной дисциплинированности и организованности, полезной инициативы чаще всего происходит в виде премирования, повышения заработной платы, ценного подарка, путевки на отдых, ссуды с пониженной процентной ставкой, страхования жизни и здоровья и пр.

Сущность экономических методов состоит в том, чтобы путем воздействия на экономические интересы работников и экономических контрагентов с помощью цен, оплаты труда, кредита, прибыли, налогов и других экономических рычагов создать эффективный механизм работы. (Основы менеджмента: учебное пособие/ под ред. д. э. н., проф. В. И. Королева.- М.: Магистр: ИИФРА-М, 2011, 620 с.)

Таким образом, экономические методы управления - это способы развития производственных отношений и подталкивания людей к активному участию в техническом совершенствовании предприятия и повышении его экономической конкурентоспособности.

Психологические аспекты управления

Административные и экономические методы должны обязательно дополняться методами индивидуального, группового, коллективного воспитательного воздействия, ориентированного на морально-этические нормы и правила, принятые в обществе.

Социально-психологические методы управления — это способы активизации социального поведения и сознания работников предприятия. Их выбор требует учета индивидуальных особенностей человека, внутригрупповых отношений и связей в коллективе, уже сложившихся традиций. Одни из них требуют поощрения и развития, другие, наоборот, коррекции. Цель этих методов управления — создание таких условий труда, при которых у человека вырабатываются стремление к максимально творческому профессиональному самовыражению.

Выбор средств воздействия на членов коллектива на стадии его формирования определяется тем, что люди еще не адаптированы к новым условиям труда и требованиям. Поэтому используется максимальное их информирование о целях их совместной деятельности, правилах поведения, требованиях к организации труда и пр. Анализ процесса формирования коллектива выявит его лидеров и аутсайдеров, активных и пассивных работников.

поощрение как метод управления

Постепенно по мере развития культуры взаимоотношений руководитель должен использовать методы поощрения и поддержки деловых свойств, личностных качеств людей — одобрение, положительный пример, демонстрацию уважительного отношения. Немаловажным является образец тактичного поведения, культурной и доброжелательной речи самого руководителя.

Наиболее эффективный метод управления — это сочетание морального и материального поощрения добросовестных и ответственных работников. Но нельзя не учитывать, что в отдельных случаях таковыми могут оказаться методы наказания за неудовлетворительные результаты труда, неэтичное поведение в коллективе, за нарушения дисциплины. Их выбор варьируется от устного выговора до мотивированного увольнения. В любом случае поощрение и наказание должно быть справедливым в глазах подчиненных.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.