Чудотворные образы Ярославля. Печерская и Казанская, Ярославская иконы Божьей Матери

Когда говорят о чудотворных иконах Божьей матери, обретенных в Ярославской земле, то, как правило, имеют в виду образ, привезенный в город святыми князьями Василием и Константином. Однако Ярославская икона Божьей Матери не единственный чудотворный образ Пресвятой Девы, связанный с городом. Не менее известными и почитаемыми являются Казанская и Печерская иконы.

Иконография образа Ярославской Божьей Матери

Истинный образ Ярославской Божьей Матери утрачен. Известна эта икона по многочисленным спискам, сделанным с нее в разное время. Наиболее древней копией считается та, которая хранится в собрании галереи имени Третьякова, в Москве. Сделана эта копия в XV столетии. Ярославская икона Божьей Матери, а точнее копия с оригинального чудотворного образа, выполненная в 1500 году, согласно преданию, была передана в Троице-Сергиеву лавру в качестве вклада, вдовой последнего из удельных князей города. В собрании Третьяковской галереи хранится и другой список с иконы, выполненный в конце XV столетия. Искусствоведы полагают, что он более ценен, как художественное произведение.

Какая из копий иконы наиболее близка к оригинальному образу, разумеется, установить невозможно. Однако благодаря изучению ранних списков можно представить, какой была Ярославская икона Божьей Матери.

Образ Богородицы "Ярославская"

Из истории образа Ярославской Божьей Матери

История обретения образа Ярославской землей достоверно не установлена. Иными словами, то, как появилась чудотворная Ярославская икона Божьей Матери известно исключительно по преданиям и легендам. Неоспоримо и достоверно лишь время обретения образа – XIII столетие. То есть, момент появления иконы совпал с началом тяжелого испытания для русских земель – владычества монголо-татарских племен.

Согласно преданию, привезли образ в город князья Константин и Василий Всеволодовичи, впоследствии канонизированные. Братья воспитывались великим князем Георгием Всеволодовичем Владимирским, который первым смог оказать ордам иноземных захватчиков достойный отпор. Отцом же их был ярославский князь Всеволод Константинович. А матерью будущих святых братьев была княгиня Марина, дочь Олега Курского.

Василий Всеволодович принял княжение Ярославское в 1238 году, после битвы с врагами у берега реки Сить. Эта небольшая речка по сей день протекает по Ярославским землям, неся свои воды в Волгу. В сражении, послужившем предтечей Куликовского, полегли Великий князь Георгий и ярославский правитель Всеволод Константинович. Ростовский же князь Василько был полонен и позднее зверски замучен.

Прибыв на княжение Ярославское, Василий, вместе с младшим братом своим Константином, привезли с собой икону. С благословения епископа Кирилла Ростовского образ был размещен в каменном храме, выстроенном в 1215 году.

Как в руках братьев оказалась икона, легенды умалчивают. Историки и искусствоведы же полагают, что привезена она была из Киева или из Владимира. Но как бы там ни было, к образу сразу же потянулись люди, нуждающиеся, страдающие и скорбящие. Икона практически сразу обрела славу Чудотворной, а день ее установления в храме стал датой почитания. До революции эту дату именовали днем Явления иконы Пресвятой Богородицы Ярославской. Чтится образ 21 июня по григорианскому стилю, в этот же день церковью поминаются братья Василий и Константин - святые князья земли Ярославской.

В начале XVI столетия в Успенский собор Ярославля перенесены были мощи князей Всеволодовичей. В это же время переместили в данный храм и образ Богородицы. С момента размещения ее в иконостасе собора, она стала считаться покровительницей Ярославской земли. Поклониться ей приезжал царь Иоанн III. Молился у этого образа на пути из Костромы в Москву и первый правитель династии Романовых, Михаил Федорович. Светлейший князь Димитрий Пожарский возле нее принял благословение от митрополита Кирилла перед тем, как ополчение двинулось на освобождение Москвы. Молился перед образом и Николай II, последний самодержец Русской земли. Приезжал он поклониться иконе в 1913 году.

Успенский собор был закрыт и разграблен в начале прошлого столетия. В этот момент и исчезла чудотворная икона. Периодически в СМИ появляется информация о том, что образ находят на чердаках, в подвалах, прилавках антикварных магазинов, однако, официально икона по-прежнему считается утраченной. Находимые образы же являются копиями, списками, которые реставрируются и возвращаются в храмы города.

В чем помогает этот образ? Есть ли у иконы свой храм?

В 2011 году был заложен современный храм Ярославской иконы Божией Матери. Он является частью большого храмового комплекса, который, по завершении строительства, будет именоваться в честь основателя города, Ярослава Мудрого. Проект и само строительство благословил митрополит земли Ярославской Пантелеймон. Первый камень в основании Малого храма заложили 22 августа, а уже в последние дни ноября митрополит освятил церковь и прослужил в ней литургию. Однако иконостас этого храма не обладает ни одним из древних списков с Ярославской Божьей Матери. Находится эта церковь на проспекте имени Фрунзе и ее двери открыты для прихожан с раннего утра до позднего вечера.

Образ Божьей матери "Ярославская"

В чем же помогает эта икона? Обретена она была в крайне непростой исторический период. Люди не просто страдали от ига захватчиков, в результате кровавых битв во многих семьях были увечные, больные, ослепшие. Разумеется, все они, каждый со своим горем, шли на поклон к Богородице.

Образ Ярославской Божьей Матери считается исцеляющим от самых тяжких недугов и увечий. Молитва перед иконой способна вернуть зрение ослепшему, излечить безнадежного больного. Также Божья матерь покровительствует домашнему очагу и целостности, благополучию семьи.

Ярославская Печерская икона Божией Матери

Этот чудотворный образ также является утерянным. Днем церковного почитания является 14 мая по юлианскому стилю.

Ярославская Печерская икона Божией Матери была обретена не так давно, в сравнении с ее более «знаменитой тезкой». Произошло это в начале XIX столетия. Одна из жительниц Ярославля долгие годы страдала от тяжкого душевного недуга, который весьма напоминал то, что нынче называют депрессией. Звали эту женщину Александрой Добычкиной.

В одну из ночей 1823 года Александра Дмитриевна забылась коротким болезненным сном, в котором привиделся ей храм с необычной, будто бы выложенной на стене, иконой. Посчитав грезу вещей, больная пустилась в путь по улицам города. Нужно отметить, что отыскать смутно привидевшийся во сне храм в ту пору в Ярославле было крайне трудно, поскольку на каждой улице высилось по нескольку церквей.

Сколько дней, недель или месяцев искала Александра Дмитриевна храм, не совсем ясно. Однако доподлинно известно, когда она его обнаружила. Случилось это 1-го мая. Зайдя на территорию Спасо-Преображенского монастыря, женщина зачем-то прошла к Архиерейскому дому и встала, не веря своим глазам. Перед ней высилась церковь из сна. Это был храм Происхождения честных древ. Войдя в молитвенный зал, Александра Дмитриевна тут же узрела явившийся в грезе образ, подошла к нему и упала, забившись в судорогах. Очнувшись, женщина обрела уверенность в скором исцелении и стала ежедневно приходить и молиться перед фреской с образом Богородицы.

После полного исцеления Александры Дмитриевны, страдавшей более 17 лет, фреска получила славу, а затем и статус чудотворной. Она стала именоваться Ярославской Печерской иконой Божией Матери. При закрытии и разграблении монастыря в начале прошлого столетия фреска была варварски уничтожена, сколота со стены.

Образ Ярославской Печерской Божьей Матери

Тип иконографии этого образа – Панахранта. Богоматерь изображается как Царица Небесная, она занимает Престол, держа Иисуса. Этот тип иконописи был характерен для мастеров Царьграда, или же Константинополя. Историки и искусствоведы полагают, что ярославская фреска являлась копией древней иконы из Киево-Печерского монастыря, утраченной задолго до революции. А она, в свою очередь, была списком с образа Богоматери из храма Софии Константинопольской. Наиболее близка к уничтоженной ярославской чудотворной фреске по художественному исполнению известная икона Божьей Матери «Державная».

Ярославская Казанская икона Божией Матери

Слава Казанского образа Богородицы живет в народе столетиями. Она с легкостью перенесла десятилетия безбожия, чего нельзя сказать о самой иконе, являющейся одной из наиболее почитаемых на Руси.

Явление образа произошло в конце XVI столетия в Казани. В городе бушевали пожары, и от многих зданий остались лишь пепелища. Одна маленькая девочка увидела сон, в котором привиделся ей образ под обгоревшими завалами. На следующий день, при большом скоплении людей, икона была извлечена из-под пепла точно там, где и указал ребенок. Первые же чудесные исцеления произошли во время переноса иконы с пепелища в ближайший храм. Девочку, увидевшую вещий сон, звали Матроной. Спустя годы она стала первой послушницей Богородицкого девичьего монастыря, выстроенного на месте обретения иконы. Постриг Матрона приняла под именем Мавры.

Ярославская Казанская икона Божией Матери

Но в истории иконы ясен лишь момент ее обретения. Все остальное покрыто тайной и является предметом для споров ученых. Образом заинтересовался царь Иоанн Васильевич, известный как Грозный. Ему был выслан список с чудотворной иконы. И это первая неясность в судьбе образа. Могли ли Самодержцу, известному не только своим буйным нравом и, как бы сейчас сказали, отсутствием адекватности, но еще и предельной набожностью отправить копию иконы?

Вполне возможно, что в Москву отбыл оригинал, а в Казани остался список с него. Однако выяснить этот момент в наши дни не представляется возможным. При сборе первого ополчения, протопоп Благовещенского собора Казани привез под стены Москвы список с образа. Однако благословения и копии иконы оказалось недостаточно, ополчение было разгромлено поляками.

Собор в Казанском монастыре в Ярославле

Но что любопытно, распалось ополчение после убийства возглавлявшего его Ляпунова. Случилось это в 1611 году. А еще до 1609 года, в небольшом поселении под Ярославлем, носившем название Романов, появился образ Богоматери, неотличимый по описанию от Казанского. Точная дата появления иконы, возле которой происходили чудесные исцеления, не известна. По легенде, ее купил в Казани и привез в Романов некий Герасим, страдавший от онемения руки около 1588 года.

В 1609 году над Романовым нависла угроза разграбления, и образ был в срочном порядке вывезен в Ярославль. Долгих 24 дня длилась осада города, и все это время перед образом неустанно молились. Поляки отступили. Образ стали считать покровительствующим городу и оберегающим его от иноземных захватчиков. Так и появилась Ярославская Казанская икона Божией Матери.

Вход на монастырский двор

В 1610 году был заложен храм для Ярославского Казанского образа Богородицы, возле него отстроили кельи для уцелевших служительниц Рождественского монастыря, уничтоженного польскими захватчиками. Так было положено начало новой обители.

Протопоп Казанского Благовещенского собора, после разгрома ополчения, вместе со списком иконы, находился в Ярославле. Когда собралось второе ополчение, Дмитрий Пожарский молился и получал благословение в этом же городе. Князь пожелал иметь на поле брани чудотворную Казанскую икону. Далее пути образа вновь окутаны тайной. Какая из икон сопровождала войско Пожарского и вернулась в Ярославль, а которая отправилась в Казань – не знает никто. Ясности в исторических и церковных документах нет.

Доподлинно известно только одно – возле Ярославской Казанской иконы Божией Матери постоянно происходили чудесные, абсолютно необъяснимые исцеления.

Образ постигла та же судьба, что и многие другие святыни Ярославской земли. Казанский монастырь был закрыт и разграблен в начале прошлого века. Икону же перевезли в Крестовоздвиженский храм, где в честь образа была освящена южная часть алтаря еще в 1690 году. Там же помещался и придел иконы Божией Матери. Однако в 1925 году церковь была разграблена. Среди украденного оказался и чудотворный образ. В 1930 храм закрыли.

Иконографический тип этого образа – Одигитрия. Согласно легендам, его основоположником является сам евангелист Лука. Младенец на таких иконах находится впереди Богородицы и фигура его развернута к людям.

Образ Казанской Божией Матери в окладе

Судьба настоящей иконы остается неизвестной. На сегодняшний день наиболее близкими к оригиналу считаются две копии. Одна из них находится в музее Ярославля, в Митрополичьих палатах. Другая же является главной святыней вновь открытого Казанского монастыря, и с ней ежегодно совершается крестный ход в город Тутаев, который ранее назывался Романов.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.