Организация пожарной безопасности в любом учреждении невозможна без ведения учетного журнала. Где взять бланк для него, какую именно информацию следует вносить и кто должен этим заниматься? Давайте отыщем ответы на эти вопросы и рассмотрим пример заполнения журнала учета огнетушителей отдельно для каждой его части.
Зачем нужен это документ?
Ведение учетного журнала позволяет контролировать состояние всех средств пожарной безопасности в учреждении.
Также документ служит для напоминания о проведении проверок и осмотров, предусмотренных законодательством.
Какая информация должна содержаться здесь
Согласно пункту 4.5.4 действующего Свода Правил 9.13130.2009, учетный журнал должен содержать следующие данные об огнетушителях:
- дата производства и марка;
- дата появления на предприятии;
- присвоенный инвентарный номер;
- место хранения;
- результаты первичного поверхностного осмотра;
- все даты дальнейших осмотров технического состояния с результатами;
- все даты проверок действующего вещества (в т.ч. перезаправок);
- информацию о нынешнем состоянии ОТ.
Также в журнал необходимо вносить сведения о тех, кто проводит все процедуры:
- ответственное лицо на самом предприятии или в учреждении;
- название организации, осуществляющей профессиональное техническое обслуживание.
Форма ведения учетного журнала
Правила позволяют некие вольности в плане оформления.
Существует рекомендованная форма журнала для учета огнетушителей (образец ее представлен в Своде Правил) и произвольная.
Оба варианта содержат одинаковую информацию, поэтому могут считаться равными.
Какая бы форма журнала для учета огнетушителей не была выбрана, она должна являть собой единство трех составляющих. Среди них:
- обложка (третий и последний листы);
- основная часть с данными обо всех средствах противопожарной безопасности;
- сведения о каждом отдельно взятом ОТ.
Где взять бланк журнала для учета огнетушителей
Чтобы завести этот документ, необходим соответствующий бланк, точнее целая книжка. Существуют разные способы ее создания:
- самостоятельное изготовление в текстовом редакторе;
- скачивание готового образца журнала для учета огнетушителей из интернета;
- покупка бланка в любом полиграфическом магазине.
Заполнение этого документа может происходить как на компьютере, так и от руки.
Все заверяющие подписи или печати, не должны наноситься любым другим способом, кроме как вручную.
Кто ведет этот документ
До того как заполнить журнал для учета огнетушителей (пример в пунктах 7-9), стоит узнать: кто должен это делать. Ответственность за внесение достоверных сведений обо всем противопожарном оснащении учреждения может возлагаться на:
- руководителя;
- лицо, назначенное приказом.
В любом случае, такой человек должен пройти соответствующую подготовку и сдать квалификационный экзамен.
В сферу его ответственности входит не только ведение журнала для учета огнетушителей (образец заполнения представлен в пунктах 7-9), но и контроль работоспособности всего противопожарного оборудования.
Источники информации
Откуда берутся сведения для учетного журнала? Помимо информации, полученной эмпирическим путем в процессе осмотра, есть ряд документов, также являющихся источниками:
- технические паспорта (инструкции) огнетушителей;
- эксплуатационные паспорта (ЭП);
- Свод Правил.
Из инструкций выписываются данные о:
- дате производства;
- изготовителе;
- сроке годности;
- марке действующего вещества;
- рабочем давлении и т.п.
ЭП служит источником сведений обо всех осмотрах, проверках и перезаправках приборов.
Из СП берется информация о периодичности проведения всех процедур, указанных в эксплуатационных паспортах. Также здесь содержаться сведения о том, как правильно их осуществлять и на какие именно параметры следует обратить особое внимание.
Как заполнить журнал учета огнетушителей: пример обложки
Когда речь идет об обложке, имеется в виду третья и последняя страницы. Все данные сюда вносятся только от руки.
В приведенном ниже образце того, как заполнить журнал для учета огнетушителей (пример страницы три), вписаны только следующие сведения:
- название организации;
- дата начала ведения документа.
Данные об окончании не указываются до того, как все страницы не будут заполнены. Законченный журнал отправляется в архив, а вместо него заводится новый. Дата начала его должна соответствовать дате окончания предыдущего.
Встречается и такой вариант бланка для третьей страницы.
Его отличие - графа, где указывается название структурного подразделения организации. Это необходимо только для тех учреждений, у которых они есть. В остальных случаях актуален первый образец.
Заполнение журнала для учета огнетушителей на последней странице дополняется печатью и подписью руководителя организации. Это делается даже в том случае, когда ответственность за пожарную безопасность лежит на другой особе.
Образец заполнения основной части
В этом разделе содержатся сведения обо всем арсенале противопожарных приборов, с указаниями общих сведений об их исходных свойствах и нынешнем состоянии.
Ниже представлен образец того, как заполнить журнал для учета огнетушителей.
Пример, который приводится, содержит довольно скудные сведения, к тому же в нем допущена ошибка.
Во второй графе "Наименование производства (место расположения)" указан тип огнетушителя, а нужно было указать, где он хранится. Поэтому, заполняя журнал, стоит внимательно читать названия граф.
Ниже представлен намного более полный вариант оформления основной части. Он состоит из трех составляющих.
На первой странице указаны данные о физических особенностях огнетушителя, месте его расположения и дате введения в эксплуатацию.
На второй - информация о результатах проверок, датах их проведения и ответственных лицах.
На третьей - сведения об испытаниях работоспособности, примечания и подпись ответственного лица.
Пример оформления данных по каждому из огнетушителей
Вторая часть журнала состоит из копий эксплуатационных паспортов всех средств пожарной безопасности, стоящих на балансе.
На каждый экземпляр заводиться отдельная страница. Она состоит из таких составляющих:
- данные о самом устройстве взятые из его технического паспорта (серийный и эксплуатационные номера, дата производства, изготовитель, марка действующего вещества, место хранения прибора);
- таблица с результатами технического обслуживания.
Ниже приведен пример.
Заполнение журнала учета огнетушителей в этой части производится после прохождения следующих процедур:
- поверхностный осмотр (ежеквартальный и ежегодный);
- проверка состояния действующего вещества (ежегодная);
- перезарядка (в зависимости от марки прибора, может проводиться ежегодно или раз в пять лет).
При проведении поверхностного осмотра, все данные записывает ответственное лицо на основе своих наблюдений.
Во втором и третьем случае данные в ЭП проверяемых приборов заносятся и заверяются сотрудниками специализированных организаций. В дальнейшем сведения копируются в журнал и заверяются подписью ответственного на предприятии.
Если огнетушитель только ставится на учет, первыми в этой части журнала должны быть данные о первичном осмотре.
Если это уже не первый учетный документ на веку одного и того же огнетушителя - в таблицу вносятся сведения о техническом обслуживании, которое проводилось с момента появления нового журнала (как это показано в приведенном примере).
Послесловие
Процесс оформления учетного журнала довольно прост. Главное правило - вносить достоверную информацию и не путать данные. Если поступать так, ведение журнала не составит труда.