Вермахт Германии длительный период использовал довольно успешно тяжелое артиллерийское вооружение на различных видах тяги. Когда парк вооружения достиг критических пределов, перед руководством встала задача освоения гусеничных платформ для транспортировки САУ. «Хуммель» - одна из самых передовых и эффективных разработок, сочетающая в себе маневренность, высокую проходимость и огневую мощь.
Как создавалась гаубица
Опыт «блицкрига» показал, что тщательное планирование боевых операций часто отходило на второй план. Танки не так редко уходили в прорыв, отдаляясь от пехоты и артиллерии за счет своей мобильности. В результате они оставались без необходимой поддержки. Если с солдатами-пехотинцами вопрос решался посредством эксплуатации бронетранспортеров и прочей техники, тяжелые гаубицы и артиллерийские установки в режиме стремительного наступления практически было невозможно оперативно подготовить.
САУ «Хуммель» решили поставить на гусеничное шасси, что делало ее самоходной, обеспечивающей успешную поддержку немецких танков. Здесь появилась еще одна проблема – требования военных настолько разнились, что определенной универсальной концепции было недостаточно. Параллельно велись разработки различных машин, рассчитанных на конкретные задачи.
Промежуточное решение
В 1941 году немецкое командование вооруженными силами дало задание на выпуск самоходной гаубицы нескольким компаниям. Среди них:
- «Рейнметалл».
- «Крупп».
- «Даймлер-Бенц».
- «Шкода».
При этом производители выразили сильное возмущение по причине критично сжатых сроков. В итоге проблема решилась появлением так называемого «промежуточного решения». Вермахт требовал разработать и создать всего два вида техники – артиллерийские установки, оснащаемые 105-миллиметровой пушкой и гаубицей, калибром 150 мм.
Предварительное наименование связано с тем, что в дальнейшем планировалось изготовление кардинально иных самоходок, производимых не из танков и остатков других машин, а являющихся полноценными единицами, способными выполнять поставленные задачи. Однако требовалось максимальное внедрение имеющихся и разрабатываемых технологий. При этом конструкторы должны были уложиться в минимальные сроки и удешевить продукцию.
Проектирование
Исследования показали, что ПТ САУ «Хуммель» максимально пригодна для монтажа орудий IFH-18 (105 мм) и SFH-18 (150 мм). Для этого использовались шасси танков PZ.KPF-2/4. Преимущественно переделки велись по направлению переноса моторного отсека в среднюю часть от кормы, а боковое отделение размещалось в задней части боевой единицы.
Бронировка шасси не претерпела существенных трансформаций. Защиту обеспечивали элементы, рассчитанные на противостояние стрелковому оружию разного типа и шрапнели. Стабильность установки планировалось обеспечивать, независимо от положения пушки. Кроме того, требовалось гарантировать максимально возможный запас боевого комплекта и хранение топлива наравне с базовыми танками. Также предполагалось, что экипаж САУ Hummel составит шесть бойцов для 105-миллиметровой пушки и 7 – для 150 мм. Все новые узлы и агрегаты планировалось изготавливать на существующем оборудовании по действующим технологиям. При этом механические обработки должны были сводиться к минимуму.
Ограничения в разработке
Рассматриваемая гаубица разрабатывалась параллельно другому проекту под названием «Веспа». Конструкторы уже на начальном этапе столкнулись с ограничениями в выбранной конструкционной схеме. Основным минусом рассматриваемого шасси стало ожидаемое и известное проблемное место, касающееся ранних конверсионных проектов. Оно заключалось в довольно ограниченном запасе боеприпасов. На САУ «Хуммель» он составил всего 18 снарядов. Поэтому почти четверть обновленных установок строили по типу бронетранспортера для перевозки зарядов. Зато появилась возможность переоборудования таких экземпляров в боевую машину без посещения мастерской или ангара.
Поставка легких и тяжелых самоходок в строевые подразделения началась в первой половине 1943 года. Имеющиеся сомнения, касавшиеся несостоятельности «промежуточного решения», развеялись после успешного использования подобной техники в сражениях батарей танковых дивизионов. Их части получили прекрасную артиллерийскую поддержку. Последующее ухудшение военной позиции Вермахта послужило поводом для отказа от дальнейших разработок подобных проектов. Построено было всего несколько прототипов боевых самоходок данной конфигурации.
Конструкционные особенности
Предшественник установки Hummel назывался Geschutzwagen. Он оборудовался на шасси танка PZKPF с пушкой SFH-18 калибра 150 миллиметров. Для создания указанной конструкции применялись отборные системы бронированной техники. Экстерьер ходовых узлов соответствовал машине J. V Ausf.F, а внутреннее оснащение максимально включало в себя элементы танка PzKpfw. III Ausf.
Среди отличий от прототипов отмечают видоизмененную корпусную часть, наличие опорных катков в ходовом механизме, гусеницы-ленивцы, натяжители траков и тому подобное. От второго танка самоходке достался силовой агрегат «Майбах» с трансмиссионным узлом (разновидность SSG-77). В оборудовании техники от этой машины также использовались узлы управления и тормозная система.
Специально для немецкой САУ «Хуммель» конструкторы разработали новые валы, трансформирующие тяговое усилие от мотора, выхлопные трубы, фильтры для масла, стартеры инерционного типа, зимние приспособления и топливопроводные части. Боевой отсек на экспериментальных самоходках размещался в кормовом отсеке, был открытый сверху. Он непогоды экипаж защищал брезентовый тент, монтируемый над рубкой.
Моторный блок разместили посредине, а контроллер, отвечающий за управление, установили спереди. Эти два отсека были изолированы один от другого. Доступ вовнутрь осуществлялся посредством пары люков. Дополнительное вооружение (кроме пушки) – пулеметы MG-34 или MG-42. В качестве оборонительного вооружения экипажем использовались пистолеты и автоматы.
Прочее оснащение
САУ «Хуммель», фото которой приведено ниже, также оснащалась надежным двигателем HL-120TRM и трансмиссией SSG-77. При этом имеющийся узел не гарантировал машине достаточного задела удельной мощности.
Оборудование радио и передатчиков соотносится с аналогичными приспособлениями артиллерийских корректировщиков. Часто с указанными агрегатами совместно работали радиостанции, а также корректировщики типа Funksprechgerat f FuSprG 0 и Bordsprechgerat BoSprG. Приемники функционировали в диапазоне средних частот и оснащались 30-ваттным передатчиком.
Технические характеристики САУ «Хуммель»
Ниже приведены основные параметры рассматриваемой машины:
- Разновидность – самоходная гаубица.
- Длина/ширина/высота – 7170/2970/2810 мм.
- Бронированное оснащение – от 10 до 30 мм.
- Дальность перемещения на одной заправке – до 215 километров по шоссе.
- Скорость максимальная – 40 км/ч.
- Количество членов экипажа – 6/7 человек.
- Вооружение – пушка 105 или 150 мм и несколько пулеметов категории MG-42.
Боевое применение
Немцам удалось создать 115 самоходок типа САУ «Хуммель»-М1-16. В боевые подразделения направили всего около пятидесяти машин. Остальная техника дислоцировалась в учебных корпусах.
Общий объем производства рассматриваемой военной техники составил 724 единицы, которые продемонстрировали себя довольно успешно. Десять экземпляров переделали из танков, а остальные машины – из бронетранспортеров. Однозначно САУ «Хуммель» М-1-16 можно назвать самой популярной самоходной артиллерийской установкой времен Второй мировой войны. Танковые дивизии Panzer были созданы в начале 1943 года, после чего руководство утвердило новый штат, известный как KStN 431 f.G. (Frei-Gliederung).
Обозначения
На бортах рассматриваемой техники наносились не танковые трехзначные номера от A до F, а расширенные обозначения, вплоть до литер G и O. Обычно метки ставились на лобовую часть и кормовые бронелисты рубок. Если касаться расшифровки обозначений, можно отметить следующее:
- №1 –первая рота.
- №5 – пятый взвод.
- №8 – восьмая машина.
Однако такие обозначения на боевые артиллерийские самоходки наносились крайне редко.
Во второй половине военных действий дивизионные эмблемы на бронетехнику фашистов наносились в отдельных случаях. Чаще всего экипажи собственноручно оставляли своеобразные метки, относящиеся к именам жен, детей и других родственников.
Заключение
Когда рассматриваемые самоходные установки были в серийном производстве, большинство экипажей дорабатывало технику самостоятельно. Они ориентировались на усиление защитных решеток, расположение выхлопных патрубков, монтаж запасных катков и прочие мелочи, которые определенно сыграли позитивную роль в становлении рассматриваемых боевых машин.