Некоторые люди воспринимают христианскую религию как воспевающую мученичество, иногда даже называют ее мазохистской. Ведь история Церкви содержит массу примеров страданий верующих. Жизненная позиция христианина видится им позицией жертвы. Как высказывания отцов церкви опровергают такое мнение?
Сомнения атеиста
Один из участников Форума атеистов Рунета, назвавший себя Дюбуа, написал, что долго разбирался, что ему не нравиться в христианской религии. А затем сформулировал ответ одним словом - "мазохизм". Сначала он думал, что это учение призывает к борьбе с эгоизмом, со стремлением жить и для других, а не только для себя. И этот момент был привлекательным.
Но потом он пришел к выводу, что альтруизм в христианстве часто связан с мазохизмом. Так, например, если женщина-христианка терпит мужа-алкоголика, разве это не мазохизм? Мысль о том, что эта религия возвеличивает страдание, участник форума атеистов, в частности, усматривает в следующих фрагментах из Священного Писания.
Ветхий и Новый Заветы о страдании
Например, повествование о грехопадении в Ветхом Завете. Когда первые люди ослушались запрета Всевышнего, они тем самым совершили грех, оторвались от всего благого, а, значит, стали плохими. И за это были наказаны, как и их потомки. Таким образом, в сознание якобы закладывается догма, что страдание - это явление положительное. Оно способствует искуплению вины перед Создателем.
В Новом Завете этот тезис якобы находит подтверждение в принесении Исуса Христа в жертву во искупление грехов всего человечества. Его страдания подробно описываются в Евангелиях. Однако и после искупления мучения не заканчиваются. Потому что дьявол продолжает искушать род людской, ввергая его в них. Никуда не делась и грешная природа человека.
Таким образом, мучения продолжаются, и это является нормой. А как же тогда любовь, которая превыше всего? Выходит, что страдание нужно полюбить, набраться терпения и даже долготерпения. А это ли не тот самый мазохизм?
Мучения за веру
Далее Дюбуа рассуждает о садизме, который, по его мнению, характеризует некоторых библейских персонажей. Под ними он подразумевает книжников и фарисеев, которые возлагают на верующих непосильные обязанности и не желают облегчать им это бремя.
А раз среди власть имущих есть садисты, то люди, которые добровольно исполняют их жестокие предписания, являются мазохистами. В данном случае под ними участник атеистического форума подразумевает христиан, которым предлагают нести на себе крест страданий.
История церкви знает много примеров, когда христиане принимали мучения за веру. Они уподоблялись Иисусу Христу, который, словно агнец, был отдан на заклание ради искупления грехов человечества. Таким образом, он является жертвой и такую же позицию принимают христиане. Автора поста на форуме удивляет тот факт, что подобная трактовка христианам непрятна, но при этом сам призыв к мученичеству у них вопросов не вызывает.
Альтруизм и мазохизм
При этом апологеты этой религии пытаются представить присущий ей мазохизм в виде стоицизма, борьбы с пороками и страстями, в виде альтруизма, терпения ради блага ближнего. Из-за подобного подхода, трудно в чем-то обвинять христиан.
Во-первых, доказать, что здесь происходит подмена понятий и мазохизм выдается ими за альтруизм, не так просто. Во-вторых, мазохистов общество, скорее, жалеет, нежели осуждает. А мазохистам жалость очень приятна. А, в-третьих, мазохистами легко манипулировать, ведь они готовы добровольно страдать за идею.
По мнению атеиста, среди множества религий лишь в буддизме отвергается мазохизм. Так, Будда не считал страдание объективным. Тогда как христиане поставили его во главу угла. Как это ни парадоксально, они видят способ спасения от страдания в самом страдании.
Дуализм человеческой природы
Исследуя Священное Писание и мнения священников, Виктория Матвеева, журналистка, внештатный корреспондент Правды.Ру, объясняет, почему христианство не является мазохизмом.
Действительно, христианину положено осознавать его греховность перед Всевышним и перед людьми и усмирять свою гордыню. Но следует ли из этого, что христианство - это религия, которая убивает человеческое "я"?
Отнюдь нет. Священное Писание призывает любить ближнего, как себя самого. Но исполнить эту заповедь невозможно, если иметь низкую самооценку, почитать себя ничтожеством. Чтобы разрешить это противоречие, нужно рассмотреть учение святых отцов.
Отцы церкви о душе и теле
Рассуждая о природе человека, испорченной его грехопадением, столпы христианства делят ее на две части. Первая - это остатки Божия образа и подобия, по которому был сотворен Адам. Вторая - неестественное искажение - следствие отпадения от Господа, которое было сознательным актом. То, что существует это самое "я" не является само по себе грехом, так как самосознание человека без него невозможно. Больше того, человеческое естество в его первозданном, чистом виде не единожды восхвалялось святыми. Вот как писал о душе Иоанн Златоуст:
Душа - есть естество разумное и духовное, быстродвижное, непрестанно находящееся в деятельности, дражайшее всего мира, беспримерной и неописанной красоты, сущность, имеющая сродство с небесным, - отнюдь, впрочем, не Божественного естества, но сродная небесным и бесплотным существам. Душа человека так благолепна, что несравнима ни с какой природной красотой. Если было бы возможно телесными очами видеть красоту души, то никакие красоты земные не могли бы сравниться с нею. Но ее можно видеть только душевными, просветленными очами.
Не только души, но и тела не касается ни умаление, ни уничижение. Тело приравнивается к душе. Так, в 1-м послании апостола Павла к Фессалоникийцам (5:23) присутствует его благословение своим духовным чадам:
Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа.
Если же желания плоти, которые связаны с его телесной природой, начинают тянуть человека вниз, к греху, отцы церкви призывают сопротивляться им. Именно для этого и существует аскеза. Однако уничтожение личности ее целью не является. Если человек презирает в себе грех, это не значит, что он должен презирать свою сущность, созданную Богом. Напротив, он должен защищать ее от греха.
Нельзя забывать о достоинстве
Митрополит Сурожский Антоний (1914-2003) привел весьма показательный пример того, как человек может оценивать собственную ущербность и при этом не забывать о достоинстве. Он был смиренным, праведным человеком, но при считал себя грешником. Однако не каждое обличение в его адрес он принимал. Вот отрывок из его интервью:
Лет двадцать тому назад я разговаривал с настоятелем карловацкого прихода в Лондоне и спросил его: "Что Вы думаете обо мне, что я такое для Вас?". И он мне ответил: "Если бы я не хотел Вас обижать, я бы Вам сказал: Вы просто не священник, но я Вам прямо скажу, что я думаю: Вы священник сатаны, потому что вы приняли рукоположение от Московской Патриархии…". Надо понять, до какой степени доходило отрицание. И когда люди со стороны нам говорят: почему вы так разделены, почему вы не общаетесь, почему у вас нет большего единства с теми или другими людьми? - попробуйте-ка иметь единство при такой установке.
Если бы он мне сказал, что считает меня плохим человеком, я не возражал бы; я себя лучше знаю, чем он, и согласен с ним. Но признать, что я не священник или что я священник сатаны, то есть, что таинства, которые я совершаю, в лучшем случае - ничто, а вероятнее - кощунство, и что моя проповедь есть проповедь антихриста, я не могу, потому что у меня есть своя совесть, и я себя внимательно проверяю в том, что говорю. Я могу ошибиться в чем-то, это дело другое, но я не проповедую Евангелие иное, чем Христово.
Этот простой, но содержательный ответ дает понимание того, как правильно христианин должен оценивать себя. А также того, что христианство несовместимо с мазохизмом. Более того, это вещи прямо противоположные. С одной стороны, человек слаб и грешен, но с другой, будучи избранным Иисусом Христом, он призван наследовать Царствие Небесное. Он может оступиться, согрешить, но может и раскаяться, получив прощение.
Уныние - смертный грех
Когда христианин боится возгордиться, он не должен впадать в другую крайность - в уныние и в отчаянье. Не должен обижаться и злиться на самого себя. Еще в IV в. об этом говорил преподобный Макарий Египетский:
У злобы всегда одно и то же ухищрение - ввергать нас в уныние во время скорби, чтобы лишить упования на Господа.
Ведь христианская церковь рассматривает уныние как презрение к самому себе, духовное самоистязание, ведущее к ощущению безысходности, называя его смертным грехом. И если внешне это может выглядеть как обычная хандра, в духовном плане это приравнивается к самоуничтожению.
Два вида покаяния
Виктория Матвеева приводит пример из Нового Завета, который ясно показывает разницу между покаяниями двух людей. Один из них - апостол Петр, который возлюбил Господа. А второй - Иуда Искариот, которого можно назвать возгордившимся мазохистом. Вот как говорил о различии в духовных переживаниях Петра и Иуды митрополит Димитрий Ростовский (1651-1709):
Во время вольного страдания Господня двое отпали от Господа - Иуда и Петр: один продал, а другой троекратно отвергся. У обоих был равный грех, оба тяжко согрешили, но Петр спасся, а Иуда погиб. Почему же не оба спаслись и не оба погибли? Кто-либо скажет, что Петр спасся, покаявшись. Но святое Евангелие говорит, что и Иуда покаялся: "…раскаявшись, возвратил тридцать сребреников первосвященникам и старейшинам, говоря: согрешил я, предав кровь невинную" (Мф. 27, 3-4); однако его покаяние не принято, а Петрово принято; Петр спасся, а Иуда погиб. Почему же так? А потому, что Петр каялся с упованием и надеждой на милость Божию, Иуда же раскаялся с отчаянием. Ужасна эта пропасть! Без сомнения нужно ее наполнить надеждой на милость Божию.
Христианство не учит тому, чтобы человек сам себе придумывал наказания за свои проступки. Только один Бог решает, кого он накажет, а кого помилует. Поэтому не нужно судить себя, достаточно смиренно сопротивляться греху и тянуться к добродетели. И тогда сам Создатель наставит на путь истинный, поможет отыскать правильный ответ, как существовать в этом мире и как преодолевать самые тяжелые обстоятельства.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание