Существует предание, рассказывающее о том, что десять крестов, содержащих частицы мощей святых угодников, были принесены из Корсуни (ныне Херсон) в Киев святым равноапостольным князем Владимиром. Свое наименование святыни получили от названия города, в котором находились до прибытия в столицу древней Руси. Происхождение их относят к Х веку. До нашего времени сохранилось несколько подобных святынь. Что собой представляет Корсунский крест? В статье представлена информация о святыне.
Описание
Корсунский крест – так по-русски называется реликвия, представляющая собой 4-конечный символ, относящийся к древнему византийскому типу запрестольных и процессуальных крестов. На концах фигуры через перемычки прикреплены диски, декорированные чеканкой с изображением ликов святых. Наиболее яркими образцами таких крестов являются фигуры, которые во времена раннего средневековья устанавливали в алтарях церквей Армении, Грузии, Сирии, а также на святой горе Афон.
О происхождении Корсунского креста
Происхождение выносных и запрестольных святынь, дошедших до наших современников, поистине напоминает легенду. Историю Корсунского креста относят к очень древним доиконоборческим временам. Ее связывают с видением, которое перед победоносным Мильвийским сражением чудесно явилось в небе императору Константину. По словам древних авторов, позолоченный, с круглыми шарами на концах крест, созданный по образцу явившегося императору видения, был установлен на Форуме в Константинополе. Известно, что с тех пор драгоценно украшенные святыни, являющие собой двойственный символ (символизирующие одновременно жертву Христову и Его торжество, победу над смертью и адом, которая открывает человечеству дверь к спасению), обычно помещались за престолом в алтаре. Корни наименования символа - сугубо славянские. Святыня так называется потому, что первые кресты подобного образца были завезены из Византии в русские храмы через город Корсунь (Херсонес).
О дошедших до нас образцах
Корсунскими крестами называют три запрестольных символа, установленные в алтаре Успенского собора в Москве. Один из них, четырехконечный, обит серебряными позолоченными листами; лицевую сторону украшают самоцветы и клейма с ликами святых. Посередине и по краям - изображения Распятия, Деисуса, Благовещения и Воскресения. Обратная сторона украшена хрустальными звездами, посередине и на концах – клейма с чеканными изображениями святых. Другие два четырехконечных креста (выносные) также выполнены из горного хрусталя. Фигуры скреплены серебром и утверждены на древках.
Как о наиболее близких к Корсунскому кресту специалисты упоминают о некоторых дошедших до наших дней запрестольных символах – серебряном раритете из Лавры - кресте св. Афанасия на Афоне (XI в.), о медном кресте из Новгорода, чеканный оклад которого украшен имитацией драгоценных камней (XI—XII вв.). Оба символа отличаются наличием расширяющихся концов и медальонов с изображениями избранных святых и лика Деисуса.
Множеством сходных черт с формой Корсунского креста отличаются также две новгородских реликвии одиннадцатого-двенадцатого веков: один из символов в басменном окладе, в центральном медальоне помещено Распятие, другой - в серебряном басменном окладе, на обеих сторонах - изображения Распятия, на оборотной стороне – лики избранных святых и Спаса Нерукотворного.
Еще одна великая святыня, почти идентичная московской реликвии, во второй половине XVII в. была доставлена из церкви Рождества Богородицы (Суздаль) в Никольский монастырь (Переславль-Залесский).
История Переславль-Залесской реликвии
В фондах художественного и историко-архитектурного музея-заповедника Переславля Залесского до недавнего времени хранился один из редчайших образцов российского декоративно-прикладного искусства. Это запрестольный Корсунский крест, находившийся ранее в соборе святителя Николая Никольского монастыря. По некоторым сведениям, в семнадцатом веке святыня была доставлена в Никольский монастырь раскольниками из Суздаля в качестве платы за свое проживание. Известно, что в двадцатых годах прошлого века обитель прекратила свое существование. В фонды музея Переславля Залесского Корсунский крест попал в 1923 году. В то время в среде краеведов и религиозных деятелей родилась теория, что данная реликвия является одной из старинных святынь Ростово-Ярославской епархии первого столетия после крещения Руси.
В ходе каталогизации данный артефакт был записан как «Корсунский крест дубовый, четырехконечный, византийской формы 16-17 в.в.» С 1923 по 1926 г.г. реликвия выставлялась в качестве экспоната в отделе «церковных древностей» музея. Известно, что в августе 1998 года перед Корсунским крестом в Переславле Залесском молился патриарх Алексий II. 12 июня 2009-го реликвия была размещена в стеклянном ларце Никольского монастыря (под ответственность музея). Торжественная передача Корсунского креста в Никольский монастырь из исторического музея состоялась летом 2010–го. С тех пор святыня хранится там.
Корсунский крест из Никольского монастыря (Переславль Залесский): описание
Данный артефакт представляет собой крест-мощевик, высотой 248 см, шириной 135 см. Предположительно, изготовлен в Ростовской митрополии в шестнадцатом или семнадцатом веке.
Двусторонний четырехконечный деревянный символ позолочен и обложен медью. Крест декорирован серебряными ковчежцами–в которых сохранены мощи апостола Павла, мученика Виктора, мученика Димитрия Солунского, великомученика Георгия Победоносца, Иоанна Предтечи, фрагменты гробницы Иоанна Богослова. Святыня украшена маленькими крестиками из полудрагоценных камней: лазурита и яшмы, лицевую сторону унизывает жемчуг. Поверхность ковчежцев декорирована искусно выгравированными ликами святых и изображениями праздников.
Какие мощи святых хранятся в кресте (на лицевой стороне)?
Верхняя ветвь содержит: дробницу «Вознесение», а также фрагменты мощей святого Пророка и Крестителя Господня Иоанна Предтечи, Священномученика Василия, пресвитера Анкирского. На средокрестии находится дробница с накладкой «Голгофский крест» Нижняя ветвь реликвии содержит частицы мощей святых мучеников и воинов Феодора Тирона, Виктора, Феодора Стратилата, благословенного князя Феодора Смоленского и чад его Константина и Давида, дробницу «Сошествие во ад». На левой ветви представлены: частицы мощей святого великомученика Дмитрия Солунского, а также манна с могилы евангелиста и апостола Иоанна Богослова. На правой ветви хранятся: фрагменты мощей святого правоверховного апостола Павла, святого великомученика Георгия Победоносца. Здесь же можно увидеть дробницу «Положение во гроб».
На оборотной стороне креста
Содержание верхней ветви (на обороте): частицы мощей священномученика Василия (Амасийского пресвитера), воинов и святых мучеников Агафоника Никомидийского, Меркурия. Здесь же можно увидеть дробницу «Благовещение». Средокрестие представляет дробницу «Воскресение». Нижняя ветвь представлена фрагментами мощей святителей Игнатия и Исайи Ростовских, благословенного князя Василия Ярославского, дробницу «Сретение». Правая ветвь хранит дробницу «Вход в Иерусалим», фрагменты мощей святых великомучеников Христины, Евстратия. Левая ветвь креста (оборотная сторона) содержит дробницу «Успение» и фрагменты мощей святого мученика и воина Ореста, а также святой мученицы Марины.