Что представляет собой метод строго регламентированного упражнения? Суть его состоит в том, что движения выполняются в заданной форме и с четкой нагрузкой. Остановимся на данном вопросе подробнее, так как он представляет интерес в современной педагогике.
Предназначение
Метод строго регламентированного упражнения имеет существенные педагогические возможности:
- Позволяет вести двигательную деятельность по четкой программе.
- Определяет нагрузку по интенсивности и объему.
- Управляет динамикой во время занятия.
- Позволяет четко дозировать продолжительность отдыха между отдельными упражнениями.
Он позволяет воспитывать определенные физические качества.
Классификация
Методы строго регламентированного упражнения подразделяются на несколько групп:
- Направленные на обучение и развитие двигательных движений.
- Применяемые для воспитания конкретных физических качеств.
Остановимся подробнее на каждой группе, выделим их основные характеристики.
Освоение структуры двигательного действия
Что необходимо использовать на данном этапе? Метод строго регламентированного упражнения предполагает следующие приемы:
- Целостность.
- Расчлененно-конструктивный подход.
- Сопряженное воздействие.
Первый вариант подходит для любого этапа обучения. Его суть заключается в освоении техники двигательного действия с первого элемента в общей структуре, не выделяя составных частей. Это дает возможность изучать простые движения: прыжки, бег, общефизические упражнения.
Можно с помощью целостного метода осваивать отдельные элементы, детали, фазы не в изоляции, а в общей структуре движения, делая акцент на запоминание конкретной техники.
Расчленено-конструктивный подход
Этот метод строго регламентированного упражнения подходит для начальных этапов обучения. Он предполагает разделение двигательного действия, имеющего сложную структуру, на отдельные элементы (фазы) с пошаговым разучиванием. Затем идет их соединение в единую систему.
При использовании расчлененного метода важно соблюдать некоторые правила:
- Начинать обучение желательно с выполнения всего двигательного действия (потом идет деление его на элементы, тщательная их отработка).
- Важно не искажать особенности основного упражнения при подразделении его на отдельные части.
- По мере отработки и усвоения отдельных этапов важно объединять их в одно целое действие.
В настоящее время при физическом воспитании часто комбинируют расчленено-конструктивный и целостный методы. На первом этапе разучивается только какое-либо определенное упражнение, потом изучаются составные элементы, а в конце производится целостное выполнение.
Сопряженное воздействие
Сущность методов строго регламентированного упражнения заключается в доведении разученных упражнений до безупречного выполнения. Идея заключается в том, что совершенствование техники происходит в таких условиях, которые предполагают увеличения физических усилий. К примеру, на тренировках спортсмен прыгает со специальным утяжеленным поясом. В подобных ситуациях осуществляется не только совершенствование техники выполнения упражнения, но и повышаются физические возможности человека.
Методы строго регламентированного физического упражнения не предполагают искажения техники действий, нарушения целостности их структуры.
Воспитание двигательных качеств
Существуют определенные методы, позволяющие выполнять упражнения непрерывно либо дискретно (с интервалами). По данному признаку к методам строго регламентированного упражнения относятся:
- Непрерывность.
- Интервальность.
Непрерывность предполагает постоянное выполнение физических упражнений без дополнительных пауз на отдых. Этот метод существует в двух вариантах:
- Равномерное длительное распределение упражнения, предполагающее цикличные действия (плавание, езду на велосипеде, бег, ходьбу).
- Длительное выполнение задания в режиме переменной нагрузки (скорость меняется по заранее спланированной программе).
Подобные методы способствуют воспитанию выносливости. Они подходят для использования при выполнении многократных (без перерывов) поднятий туловища, отжиманий, наклонов, приседаний.
Интервальный вариант
Этот метод строго регламентированного упражнения в физическом воспитании допускает использование пауз. Нагрузка в подобном случае прерывистая, она чередуется с конкретными интервалами отдыха. Используется он в двух вариантах:
- При повторном выполнении конкретных движений с одинаковой скоростью или мощностью (к примеру, многократно преодолеваемая дистанция 200, 400 метров).
- При вариативных интервальных упражнениях, предполагающих изменением параметров тренировочной программы (темпа, скорости, нагрузок).
В качестве методических приемов, применяемых при вариативном интервальном упражнении, выделяют:
- Переменный режим.
- Понижение или повышение скорости (мощности) определенных упражнений.
- Увеличение или уменьшение времени выполнения задания или дистанции.
- Изменение пауз между отдельными упражнениями.
- Комбинирование нескольких приемов.
Особенности круговой тренировки
Анализируя сущность методов строго регламентированного упражнения, нельзя оставить без внимания данную организационно-методическую форму занятий.
Круговая тренировка предполагает серийное (слитное или с небольшими промежутками) повторение конкретных вариантов упражнений, предварительно соединенных в один комплекс.
Она включает частные методы строгого регламентированного упражнения. Игровой ее вариант подходит для школьников.
Каждому упражнению определяют место, именуя его станцией. Чаще всего в один круг входит около 7-10 станций, оснащенных определенным оборудованием. Многие упражнения отличаются локальной направленностью, позволяют воздействовать на какую-либо определенную группы мышц.
Количество повторений на каждой станции определяется индивидуально. Для этого проводится тест «максимум повторений», суть которого состоит в выявлении наибольшего числа упражнений, которые выполняет спортсмен. Далее в зависимости от конкретной ситуации устанавливается 1/3, ½, ¼ нормы.
В круговую тренировку стараются включать не очень трудные, предварительно разобранные упражнения, а также задания с сопротивлением и отягощениями.
Полный круг в рамках одного занятия спортсмен проходит 1-3 раза сразу или через незначительные интервалы. Тренер следит за временными промежутками на отдых, а также за общей длительностью занятий.
Круговая тренировка обладает несколькими методическими вариантами, которые рассчитаны на комплексное формирование конкретных физических качеств. Если выбирается вариант непрерывного продолжительного упражнения, предполагается развитие выносливости. При интервальном выполнении заданий с полноценными промежутками отдыха развиваются скоростные и силовые способности.
Методика регламентированного упражнения
Суть состоит в том, что для каждого упражнения подбирается своя форма и четкая нагрузка. У методов регламентированного упражнения есть определенные педагогические особенности:
- Осуществление двигательной деятельности по программе (выбор связок, комбинаций, очередности выполнения).
- Управление динамикой с учетом психофизического состояния спортсменов.
- Избирательность в воспитании физических качеств.
- Занятия с людьми разного возраста.
- Возможность осваивать технику выполнения упражнений.
Несмотря на все достоинства и многообразие методов строго регламентированного упражнения, в них реализуется основная линия физического воспитания, которая касается продумыванию алгоритма запоминающихся действий. В случае игры или соревнований тренер меняет методическую линию (тактически продумывает содержание тренировки).
Общая характеристика
Выделяют специфические и общепедагогические методы физического воспитания. К специфическим относят следующие:
- Игровой.
- Строго регламентированного упражнения.
- Соревновательный.
С их помощью решаются определенные задачи, касающиеся обучения техники выполнения упражнений и воспитания физических качеств.
В общепедагогические методы включают:
- Наглядное воздействие.
- Словесные задания.
Подведем итоги
В настоящее время особое внимание уделяется физическому воспитанию и развитию подрастающего поколения. К тем методам, которые используют в работе преподаватели физической культуры и тренера, предъявляются определенные требования. Это соответствие индивидуальным возрастным особенностям детей, техническим возможностям образовательной организации и времени, отведенному на занятия.
Структура метода состоит в сочетании нагрузки, включающей в себя объем и интенсивность, а также отдых. При выполнении упражнения между интенсивностью и объемом используется обратно пропорциональная зависимость. Педагоги-профессионалы всегда оптимально подбирают для своих подопечных виды упражнений, продолжительность их выполнения, перерывы между отдельными заданиями. Например, для формирования выносливости детей они используют круговые тренировки.