В ГК РФ, а также в законах, регулирующих транспортное сообщение, содержатся положения о транспортных договорах. Причем речь идет не только о тех, которые заключаются для осуществления грузовых, багажных и пассажирских перевозок, но и об организации транспортировки, соглашения узловые о применении инфраструктуры, обслуживании подъездных путей и так далее. Их называют системой транспортных договоров или транспортными обязательствами. Кто-то рассматривает эти соглашения как отдельные категории, входящие в единую систему обязательств по договорам. Другие считают это мнение ошибочным. Ознакомимся с этим понятием, а также с разными точками зрения подробнее.
Сторонники единой системы
Выделить транспортные договоры в отдельную категорию решили в свое время коллективы авторов, работающих в МГУ и СПбГу. Их сторонники считают, что такие обязательства имеют как частно-правовые, так и публично-правовые характеристики. Однако остается непонятным, каким образом договорные обязательства гражданско-правового характера могут содержать публично-правовые основы и как они проявляются.
В системе транспортных договоров выделяют два критерия, на основании которых они формируются. Первый заключается в субъектном составе данных отношений. К ним относятся отправители и получатели груза, перевозчики, пассажиры и фрахтователи. Второй – это направленность обязательств. Соответствующие договоры заключаются на предмет перемещения грузов или пассажиров либо обеспечивают транспортировку.
Противоречия системы
Однако если сопоставить приведенные критерии, можно найти противоречие. Например, договоры экспедиции, буксировки и транспортировки объединены в единую систему. Однако первые два не могут причисляться к системе транспортных договоров, потому что они не подходят по первому критерию. Их сторонами являются экспедитор и клиент, а также отправитель и буксировщик.
Нет полного совпадения и в отношении направленности. Хоть договор буксировки по многим параметрам совпадает с соглашением о перевозке груза, но имеет и отличия. Они касаются моментов, имеющих место при перемещении плавучих объектов (где присутствует свой экипаж), а также в способах (толкании или тяге). Поэтому более правильным представляется данный договор считать самостоятельным соглашением.
То же самое можно сказать и о договоре экспедиции. В нем присутствуют такие составляющие, как транспортировка, хранение, комиссия, поручение и агентирование. Это дает основание считать его самостоятельным соглашением, а также одним из видов договоров об оказании услуг.
Противоположная точка зрения
При этом в законах о транспорте встречается информация о других договорах, которые имеют отношение к деятельности с транспортом, но отличаются видами и типами. Поэтому другие правоведы отрицают объединение системы транспортных договоров в единую категорию. Они считают, что такие попытки являются искусственными и неправильными по своей сути.
Данная позиция кажется более правомерной. Конечно, это не говорит о том, что нужно отказаться от термина «транспортные договоры». Однако стоит точнее понимать, какой смысл в него вкладывается. Юристы, придерживающиеся данной позиции, рассматривают ее не как правовую категорию, которая сформирована на базе ГК РФ, а как теоретическую основу. Это позволяет глубже изучить разные договоры, которые связаны с транспортом.
Объединяющие признаки и классификация
Данные договоры объединяет такой признак, как регулирование отношений по перевозкам грузов, пассажиров и багажа, а также соответствующей организации процесса. Однако эти соглашения отличаются по субъектам, форме и содержанию. Учитывая целевую направленность, можно разделить на следующие группы данные договоры:
- Транспортные перевозки.
- Услуги по их организации и обеспечению.
- Договоры между транспортными компаниями об организации обеспечения грузоперевозки.
Договоры о перевозке
Главное место отводится договорам перевозки. Они объединяют в себе грузовые, пассажирские, багажные, смешанные и общие транспортировки, а также чартерные. Последние используются лишь посредством автомобильного транспорта.
Прямое смешанное сообщение
Грузовые, пассажирские и багажные перевозки часто реализуются посредством заключения договора транспортировки в прямом смешанном сообщении. Это случается, когда объект перевозится разными видами транспорта. При этом обязанность по перевозке ложится не на одного, а на двух и более участников. При прямой смешанной транспортировке обязательно происходит перегрузка или пересадка пассажиров. В соглашении предусматриваются соответствующие правила установления периода перевозки и порядка расчета за услуги. Такие договорные отношения отличаются более сложным характером по сравнению со стандартной транспортировкой.
Перевозка пассажиров
Людей могут перевозить по договору перевозки или фрахтования. Транспортный договор с физическим лицом в первом случае носит консенсуальный характер. Он заключается посредством покупки билета пассажиром (билет может быть именным или простым). Данное соглашение отличается обеспечением безопасности и должного уровня комфорта пассажиров, соблюдением соответствующего графика, а также прибытия в определенное время на место назначения. Если у пассажира имеется при себе багаж, то он оформляется отдельной специальной квитанцией.
В последние годы получает распространение договор фрахтования, который больше известен под названием «чартер». Так же как и в случае с договором перевозки пассажира, при чартере фрахтовщик должен предоставить фрахтователю одно или несколько ТС либо рейсов для перевозки людей и багажа.
Транспорт общего пользования
К отдельному виду договоров относится соглашение перевозки посредством транспорта общего пользования. Эта классификация не используется в отношении ж/д транспорта, согласно одноименному закону №17-ФЗ. Перевозчиком в таких соглашениях выступает коммерческая организация, обязанная перевозить любого обратившегося гражданина или организацию, в соответствии с законом или выданной лицензией. Данные договоры являются публичными. Об этом говорится в ст. 789 Гражданского кодекса.
Иные соглашения
Цель других соглашений заключается в обеспечении оптимального исполнения сторонами непосредственно транспортных договоров. Образцами таких соглашений выступают договоры, предусматривающие организацию и обеспечение грузоперевозок. В эту группу входят соглашения об организации транспортировки грузов, эксплуатации ж/д путей не общего использования, подачи вагонов, об услугах по применению инфраструктуры ж/д транспорта, исполнению погрузки и разгрузки, предоставлению информации о подходе груза, санитарной обработки ТС и иные.
Эксплуатация ж/д путей
Договоры об эксплуатации ж/д подъездных путей не общего использования подписываются при перевозках грузов соответствующим транспортом. Они регулируются уставом ж/д транспорта. Соответствующие договоры необходимы в связи с существованием ж/д путей общего и не общего использования.
К ж/д путям не общего использования относятся такие, которые примыкают к ж/д путям общего использования и служат для эксплуатации отдельных пользователей для своих нужд на основании соответствующих договоров. Они могут применяться для подачи вагонов на склады или специальные площади, предназначенные для погрузки и разгрузки. Правоотношения между перевозчиком и владельцем такого пути регулируются на основе договоров об эксплуатации ж/д пути не общего использования.
Подача и уборка вагонов
В договоры оказания транспортных услуг об уборке и подаче вагонов входят не только указанные отношения, но и работа отправителей и получателей грузов, которые имеют склады или площадки для погрузки и разгрузки на ж/д путях. Данные договоры, так же как и на эксплуатацию ж/д путей не общего использования, заключаются на длительный промежуток времени, но максимум на 5 лет.
В Уставе ж/д транспорта также говорится о соглашении оказания услуг по применению соответствующей инфраструктуры. В настоящее время заключить транспортный договор следует с ОАО «Российские железные дороги».
Соглашения с владельцем инфраструктуры
К основным услугам, которые перевозчику должен предоставить владелец инфраструктуры, относится передача на право использования ж/д путей, других объектов, предоставление управления поездами и так далее.
Статьей 21 Устава ж/д транспорта предусмотрены договоры о погрузочно-разгрузочных работах. Обычно эти функции возлагаются на отправителя или получателя грузов. Но они могут подписывать соответствующие соглашения с владельцем ж/д инфраструктуры и другими лицами.
Статьей 34 Устава ж/д транспорта предусмотрен договор о предоставлении предварительных сведений о подходе по адресу получателя груза. Данная информация требуется для выполнения подготовительных работ по приемке и вывозу груза автомобильным транспортом.
Статьей 44 Устава ж/д транспорта и 17 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электротранспорта предусмотрены договоры о промывке и санитарной обработке ТС. Данная обязанность в общем случае возлагается на получателей груза. Однако в соответствии с вышеуказанными статьями эту функцию может взять на себя перевозчик, если стороны договорятся об этом.
Соглашения между транспортными компаниями
В понятие системы транспортных договоров входит группа соглашений, которые подписываются между транспортными компаниями об организации обеспечения грузоперевозки, могут касаться разных видов транспорта. Именно в этом заключается главная причина необходимости подобных соглашений. Помимо правоотношений между перевозчиками разного вида транспорта, подписываются узловые договоры, на завоз и вывоз груза в централизованном порядке и другие.
Узловые договоры касаются согласования действий грузоперевозчиков на разном транспорте в пунктах, где осуществляется перегрузка с одного транспорта на другой. Подобные соглашения оптимизируют данный процесс и способствуют исключению задержек по передаче грузов.
Соглашения о завозе и вывозе груза в централизованном порядке нужны, потому что ни отправители, ни получатели груза обычно не имеют собственных ж/д путей и причалов. Груз приходится доставлять на места общего пользования ж/д или водных ТС. При этом используется, как правило, автомобильный транспорт. Если заключен соответствующий договор, то при перегрузке с автомобилей на водный или ж/д транспорт не требуется присутствие отправителя либо получателя груза, что значительно облегчает положение этих сторон.
Водный транспорт
При использовании этого вида транспорта часто заключаются соглашения о буксировке и аренде. В первом случае особенность заключается в том, что объект буксировки не передается буксировщику в соответствующий пункт, а предъявляется. В то же время он остается во владении грузоотправителя. При этом может быть заключено дополнительное соглашение об обязанности управления буксировкой капитаном.
Ко второму случаю относятся договоры фрахтования (с экипажем и без него). В обоих случаях цель предоставления судна заключается в перевозке пассажиров и грузов. Поэтому фрахтователь в дальнейшем обязан заключить соглашение о транспортировке пассажиров или людей.
Транспортная экспедиция
В завершение несколько слов хочется сказать еще об одном соглашении. Само название договора транспортной экспедиции говорит о его прямой связи с данной деятельностью. Соглашение является дополнительным по отношению к перевозке груза, так как его суть в том, чтобы оказать или организовать предоставление услуг, касающихся грузоперевозки. В Гражданском кодексе предусмотрен большой список услуг, которые можно включить в договор транспортной экспедиции. Это организация транспортировки, хранение, получение груза и прочее. Поэтому данное соглашение может подразделяться на целый ряд разновидностей.
Заключение
Несмотря на разные точки зрения, касающиеся системы транспортных договоров в гражданском праве, их удобно изучать в виде объединенной категории. При этом под такими соглашениями понимаются не только перевозки, но и их организация, обеспечение, а также разные процессы между транспортными организациями. Поэтому система делится на разные группы, в рамках которых изучаются конкретные договоры.