Что представляет собой исследовательский метод обучения? Это не что иное, как организация познавательной и поисковой деятельности учащихся, которая осуществляется при постановке учителем различных задач. При этом все они требуют от детей творческого самостоятельного решения.
Сущность исследовательского метода обучения обусловлена его основными функциями. С его помощью производится организация творческого поиска и применения знаний. При этом в процессе деятельности происходит овладение науками, а также формируется интерес и потребность в самообразовании и творческой деятельности.
Суть метода
Применять в педагогике исследования в процессе обучения начали более полутора веков назад. Сущность такого метода подразумевает следующее:
- наблюдение с последующей постановкой вопросов;
- принятие предположительных решений;
- исследование имеющихся выводов и выбор из всех лишь одного как наиболее вероятного;
- дополнительную проверку выдвинутой гипотезы и ее окончательное утверждение.
Следовательно, исследовательский метод обучения - это способ умозаключения при получении конкретных фактов во время самостоятельного наблюдения и изучения объектов школьниками.
Цели работы
Исследовательский метод обучения предполагает самостоятельное прохождение учениками всех этапов эксперимента вплоть до анализа полученных результатов.
Среди целей, преследуемых в этом случае педагогом, - необходимость:
- приобщения воспитанников к процессу получения новых знаний;
- освоения детьми нестандартных форм познавательной деятельности;
- обучения пользованию практическими материалами, монографической, учебной и нормативной литературой, статистическими данными, а также сетью Интернет;
- выработки умения работы с компьютером и его основными программами;
- в предоставлении школьникам возможности публичных выступлений, вступлений в полемику, доводя до слушателей свою точку зрения и обоснованно склоняя аудиторию к принятию выдвинутых идей.
Среди основных целей использования исследовательского метода обучения находится также развитие у детей следующих умений:
- нахождения и формулировки научной проблемы;
- актуализации противоречий;
- определения объекта, а также предмета исследования;
- выдвижения гипотез;
- планирования и проведения эксперимента;
- проверки гипотезы;
- формулировки выводов;
- определения границ и сфер применения полученных во время исследования результатов.
Характерные признаки
При использовании исследовательского метода обучения на уроках происходит следующее:
- Педагог вместе с учащимися формулирует проблему.
- Новые знания школьникам не сообщаются. Ученикам предстоит получить их самостоятельно во время исследования проблемы. В их задачу входит также сравнение разнообразных вариантов ответов и определения тех средств, которые позволят достигнуть нужного результата.
- Деятельность учителя в основном предполагает оперативное управление тем процессом, который осуществляется при решении проблемных задач.
- Получение новых знаний происходит с высокой интенсивностью и с повышенным интересом. При этом предмет познается достаточно глубоко и прочно.
Исследовательский метод обучения предполагает осуществление процессов наблюдения и поисков выводов во время работы с книгой, выполнения письменных упражнений, а также лабораторных и практических работ.
Разнообразие активных способов получения знаний
В процессе обучения происходит постоянная взаимосвязанная деятельность педагога и учащихся. Ее осуществление возможно при использовании определенного способа или метода получения знаний.
Педагогической науке доподлинно известно, что развитие ученика невозможно без его включения в самостоятельную деятельность, которая предполагает собой решение поставленных перед ребенком проблем. Именно эту задачу выполняют исследовательский и эвристический методы обучения, которые предполагают поисковый характер работы детей. Способность к подобной деятельности рассматривается в довольно широких пределах, подразделяясь на такие направления:
- проблемно-поисковое изложение;
- активные способы;
- проектные методы и т.д.
Проблемно-поисковое обучение
Исследовательская деятельность учащихся в условиях современной школы является одной из наиболее эффективных методик. Она способствует развитию у детей творческих способностей, активности и самостоятельности.
Одним из приемов исследовательского метода обучения является применение его проблемно-поисковой формы. В этом случае учащимся предлагается стать первооткрывателями, добывающими новые знания по тем или иным предметам. Подобное становится возможным в случае такой организации учебного процесса, когда созданная на уроке педагогическая ситуация требует от детей логической оценки поставленных задач и интеллектуального поиска решений с принятием самого взвешенного и обоснованного из них.
Основные приемы
При проблемных и поисковых исследовательских методах обучения вся деятельность учащихся направлена на приобретение новых знаний.
С целью использования данного направления учитель ставит перед учениками практические задачи.
Приемы исследовательского метода обучения в этом случае состоят в следующем:
- Создании проблемной ситуации.
- Организации совместного обсуждения самых оптимальных вариантов для ее разрешения.
- Выборе наиболее рационального способа, позволяющего решить имеющуюся проблему.
- Обобщении полученных данных.
- Формулировке выводов.
Поисковый исследовательский метод обучения может быть организован на любом этапе школьных занятий. Учителю в этом случае необходимо сформировать внутреннюю мотивацию ребенка.
Исходя из уровня мышления учащихся разных возрастных категорий, в этом случае могут быть использованы различные приемы исследовательского метода обучения. Среди них:
- Индуктивное умозаключение. Оно имеет непосредственную связь с наблюдением и сравнением, анализом и выявлением закономерностей, которые в последующем должны быть обобщены. Индуктивное умозаключение позволяет развивать у школьников логическое мышление, а также активизирует познавательное направление учебной деятельности.
- Проблемное изложение. Этот прием является очередным шагом на пути к осуществлению исследовательской деятельности.
- Частично-поисковый. Данный прием предполагает получение учащимися вопросов с дальнейшим поиском на них ответов или выполнением заданий поискового характера.
Основной целью и назначением проблемно-исследовательского метода обучения является преодоление механического усвоения знаний и активизация мыслительной деятельности детей. Создание проблемной ситуации, инициированной учителем при постановке определенного вопроса или выдаче задания, служит толчком к поиску выхода из нее.
Уровни исследовательского обучения
Находя ответы на поставленные учителем вопросы, дети рассуждают, анализируют, сравнивают и делают выводы, что позволяет им сформировать прочные навыки самостоятельной работы.
При исследовательском методе обучения могут быть использованы три уровня подобной деятельности:
- Педагог ставит проблему перед учащимися и одновременно с этим намечает методику ее решения. Школьники ищут ответ либо самостоятельно, либо под непосредственным руководством учителя.
- Проблема ставится учеником. Педагог же оказывает помощь в ее решении. В этом случае нередко используется коллективный или групповой поиск ответа.
- Проблема ставится и решается учеником самостоятельно.
Проведение исследовательской деятельности при проблемно-поисковом методе обучения позволяет детям находиться в учебном процессе в активной позиции. Она предполагает не простое усваивание тех знаний, которые преподносит школьникам учитель, а их самостоятельное получение.
Активное обучение
Под таким получением знаний понимают методы, с помощью которых происходит мотивация учеников к мыслительной и практической деятельности для овладения ими учебного материала. В таком случае преподаватель также не производит изложение готовых знаний на их запоминание и дальнейшее воспроизведение. Он побуждает школьников самостоятельно добывать умения во время проводимой им практической и мыслительной деятельности.
Для активных методов обучения характерно то, что в их основе лежит мотивация к получению знаний, без которой невозможно движение вперед. Возникли подобные педагогические способы в связи с тем, что перед образовательной системой общество стало ставить новые задачи. На сегодняшний день школы должны обеспечить формирование у молодежи познавательных способностей и интересов, творческого мышления, а также навыков и умений к самостоятельному ведению труда. Появление подобных задач стало следствием бурного развития информационного потока. И если в прежние времена полученные в системе образования знания могли служить людям долго, то сейчас они требуют постоянного обновления.
Исследовательский метод активного обучения обладает различными формами. Среди них:
- Анализ конкретных ситуаций. Подобная форма обучения позволяет развить способность к анализу определенной проблемы. Сталкиваясь с ней, ученик должен определить ее основной вопрос.
- Разыгрывание ролей. Чаще всего используется такой исследовательский метод обучения в ДОУ. Это игровой способ активного обучения. При его использовании производится постановка задач и распределяются конкретные роли между участниками, их взаимодействие, вывод педагога и оценка результатов.
- Семинар-дискуссия. Подобный метод, как правило, применяется для учащихся старших классов. На таких семинарах школьники учатся точному выражению своих мыслей во время выступлений и докладов, активному отстаиванию собственной точки зрения, аргументированному возражению и опровержению ошибочной позиции оппонента. Подобный метод позволяет ученику выстроить определенную деятельность. Это и приводит к повышению уровня его личностной и интеллектуальной активности, а также включенности в процессы учебного познания.
- Круглый стол. Подобный метод активного обучения применяется с целью закрепить те знания, которые были получены детьми ранее. Помимо этого, проведение круглых столов позволяет школьникам получить дополнительную информацию, научиться культурному ведению разговора и сформировать умение решать возникающие проблемы. Характерная черта такого метода состоит в сочетании тематических дискуссий с групповой консультацией.
- Мозговой штурм. Подобный метод широко применяется при решении практический и научных проблем, а также для продуцирования новых интересных идей. Цель мозгового штурма состоит в организации коллективной деятельности, направленной на поиск нетрадиционных путей решения проблемы. Подобный метод позволяет школьникам творчески усваивать учебный материал, обнаруживать связь теории с практикой, активизировать свою учебно-познавательную деятельность, формировать способность к концентрации внимания, а также направлению мыслительных усилий на решение задачи.
Проектный метод
Под таким педагогическим способом понимается такая организация деятельности обучения, результат которой выражается в получении определенного продукта. При этом подобная образовательная технология предполагает тесную связь с жизненной практикой.
Метод проектов - исследовательский метод обучения. Он позволяет сформировать у детей специфические умения, знания и навыки благодаря системной организации учебного поиска, имеющего проблемно-ориентированный характер. При использовании метода проектов ученик включается в познавательный процесс, самостоятельно производит формулировку проблемы, осуществляет подбор нужной информации, разрабатывает варианты для ее решения, делает необходимые выводы и анализирует собственную деятельность. Таким образом, постепенно у школьника формируется опыт (как учебный, так и жизненный).
В последнее время метод проектов все чаще применяется в системе образования. Он позволяет:
- Не только передавать учащимся определенный объем знаний, но и учить самостоятельно их приобретать, а также использовать в дальнейшем.
- Получать коммуникативные умения и навыки. Ребенок в этом случае учится работать в группе, играя роль посредника, исполнителя, лидера и т.д.
- Знакомиться с разными точками зрения на определенную проблему и приобретать широкие человеческие контакты.
- Совершенствовать умение использовать исследовательские методы, собирать факты и информацию, а также анализировать данные при их рассмотрении с различных точек зрения, выдвигая гипотезы и делая заключения и выводы.
При приобретении описанных выше навыков школьник становится более приспособленным к жизни, умеющим адаптироваться при изменяющихся условиях и ориентироваться в самых различных ситуациях.
В дословном переводе с латинского проект - «брошенный вперед». То есть он представляет собой прообраз или логотип того или иного вида деятельности или объекта. Слово «проект» означает предложение, план, предварительно написанный текст документа и пр. Но если данный термин отнести к учебной деятельности, то под ним подразумевается целый комплекс исследовательских, поисковых, графических, расчетных и прочих видов работ, выполняемых обучающимися самостоятельно, которые преследуют своей целью теоретическое или практическое решение актуальной проблемы.
Использование метода проектов предполагает такое построение образовательного процесса, при котором целесообразная деятельность ученика сообразуется с его личными целями и собственным интересом. Ведь внешний результат проделанной работы можно увидеть и в дальнейшем осмыслить. Его ценность заключается и в применении на практике. Внутренний результат является получением опыта деятельности. Это бесценное достояние учащегося, которое соединяет в себе умения и знания, ценности и компетенции.
Классификация элементов активной познавательной деятельности
Каждый из учебно-исследовательских методов обучения предполагает проведение работы в различных направлениях.
При этом вся она может быть дифференцирована по цели, изучаемому объекту, месту и времени проведения и т.д. Так, различают:
- Исследования по цели. Они бывают инновационными, то есть предполагающими получение новейших научных результатов, а также репродуктивными, то есть ранее кем-то полученными.
- Исследования по содержанию. С одной стороны они подразделяются на теоретические и экспериментальные, а с другой - на естественнонаучные и гуманитарные. Первые из таких исследований осуществляются при проведении учениками собственных экспериментов и наблюдений. Вторые производятся при изучении и дальнейшем обобщении материалов и фактов, которые содержатся в различных источниках. Помимо этого, по своему содержанию учебные исследования подразделяются на моно-, межпредметные, а также надпредметные. При использовании первых из них ученики получают навыки и умения в пределах только одного научного направления. Межпредметные исследования способны решить поставленную задачу при привлечении знаний по нескольким дисциплинам. Надпредметные работы учеников выходят за рамки тех учебных планов, которые имеются в образовательном учреждении.
- Исследования по методам проведения. Например, по физике они могут быть калориметрическими, спектральными и т.д.
- Исследования по месту, а также по времени их проведения. В этом случае они бывают внеклассными или урочными.
- Исследования по продолжительности бывают долговременными, проводимыми на протяжении нескольких лет или месяцев, среднесрочными (несколько недель или дней) и краткосрочными (урок или определенная его часть).