Что же все-таки такое административные правоотношения? Это общественные отношения, возникающие только в процессе реализации норм конкретного права, то есть административного.
Элементы правоотношения, а также их признаки различны. К последним стоит отнести:
- протекание в сфере гос. управления;
-субъект их обязательно должен быть наделен именно государственно властными полномочиями, имеющими распорядительно-исполнительный характер;
- действия субъектов, указанных выше, юридически-властные;
- административные споры доходят до суда только в отдельных случаях, однако, принятое в данном порядке решение в суде может быть обжаловано при любых обстоятельствах;
- сторона, которая нарушила нормы административного права, несет ответственность ни перед кем бы то ни было, а именно перед государством.
Административные правоотношения имеют свою структуру. Элементы – это объекты и, конечно же, субъекты. Также к элементам относят содержание, в котором выделяют юридическую и материальную сторону. Стоит отметить, что субъекты – это участники, объект правонарушения и правоотношение - определенное благо. Сам человек объектом не может быть.
Непосредственный объект административных правоотношений – это деяние человека или его поведение, так как именно через действие люди оказывают влияние на окружающий мир.
В качестве субъекта выступает человек, который наделен определенными обязанностями и правами. Он должен быть дееспособным.
Иногда субъекты делятся на две группы. В первую входят организации, во вторую – граждане. Некоторые юристы данное деление считают неудачным, так как круг участников правоотношений определен неточно.
Понятие «гражданин» связано с группой субъективных обязанностей и прав. Социальный статус конкретного человека здесь вообще не при чем. Отметим, что некоторые права принадлежат нам изначально, а некоторые мы приобретаем сами. Важны и те, и другие.
Организации – структурные подразделения и их трудовые коллективы. Не стоит отождествлять коллективные субъекты и юридические лица, так как различий между ними предостаточно.
Нередки случаи, когда юристы пытаются отождествить понятия «юридическое лицо» и «коллективный субъект». Сразу отметим, что между этими понятиями предостаточно различий. Первое намного шире второго, так как, конечно же, оно охватывает больше субъектов.
Административные правоотношения могут иметь и такой субъект, как должностное лицо. Ситуация специфична тем, что оно самостоятельно принимает решения как гражданин, однако, действует в интересах и от имени какой-либо организации.
Административные правоотношения имеют характерные черты. Вот они:
- та сфера, в которой они складываются, является довольно-таки специфичной. Речь идет непосредственно о сфере государственного управления. Важно отметить, что они могут возникнуть не только в связи с этим управлением, но и по его поводу. Речь о том, что они есть уже тогда, когда управляющее воздействие отсутствует, но к нему идет определенная подготовка, то есть ищутся нормы права, собираются документы и так далее;
- наличие обязательного субъекта в данном случае является обязательным. Речь о том, что без субъекта, который наделен государственно-властными полномочиями, ни о каких административных правоотношениях и речи идти не может;
- указанный выше субъект обязан действовать юридически властно;
- инициатива может исходить только от одной стороны. Согласна вторая сторона или нет – никакого значения не имеет совершенно.
В ГК говорится, что административные споры решаются без передачи дела в суд, однако, любое решение, принятое таким образом, в суде все-таки обжаловано может быть. Отказ в любом обжаловании его невозможен.