Идеальных государств не существует. В каждой стране между административными органами и гражданами или организациями могут возникнуть споры, связанные с нарушением реализации гражданских прав последних. Такие дела осложнены тем, что суд, как правило, склонен верить государственному органу управления, а гражданам приходится каждое слово подкреплять доказательствами. В статье рассказывается о природе административных споров и порядке их рассмотрения.
Термин
Административно-правовые споры представляют собой юридический конфликт или коллизию между одной стороной - органом государственного управления, и второй стороной - иными субъектами права, в связи с нарушением субъективных гражданских прав физического или юридического лица при производстве административного нормотворчества.
Административный характер спора заключается в том, что он возникает на основании административных правоотношений. Поскольку присутствует субъект, который наделен властными полномочиями.
Как правило, административно-правовой спор возникает по инициативе физических или юридических лиц, поскольку они считают, что управляющая сторона нарушает их законные интересы.
Из этого следует вывод, что для административного конфликта характерны следующие черты:
- обязательное присутствие административно-публичного органа власти в качестве субъекта;
- причиной спора является действие либо бездействие со стороны органа государственной власти, вопрос законности изданных правовых актов.
Административные дела регулируются в соответствии с КОАП РФ и другими нормативно-правовыми документами в рамках административного права.
Виды
Исходя из статьи 4 КАС РФ (Кодекса административного судопроизводства) выделяют четыре основных вида конфликта в административных правоотношениях:
- Опротестование административно-правовых актов.
- Обжалование действия, бездействия, решения со стороны государственного органа.
- Защита избирательного права граждан и права участвовать в референдумах.
- Подача заявления на компенсацию за несоблюдение права на судебное разбирательство в разумные сроки.
Возникновение спора
Основаниями для возникновения административного спора являются:
- нарушение права лица, в отношении которого действует принятое решение со стороны органа власти;
- несоответствие действующему законодательству принятого решения либо действия;
- процедура принятия решения или действия напрямую нарушает установленный законом порядок.
Участники процесса
Согласно нормам закона, сторонами в административном деле выступают:
- истец - тот, чьи права были нарушены;
- ответчик - в его сторону истец предъявляет требования исковым заявлением;
- заинтересованные лица - участники судебного процесса, права и интересы которых могут быть затронуты во время рассмотрения административного спора;
- иные участники дела - свидетели, специалисты, эксперты, переводчик, представитель одной из сторон, а также секретарь.
Согласно КАС РФ последней редакции, представителем одной из сторон может выступать только дипломированный специалист с юридическим образованием.
Порядок рассмотрения административных споров
Исковое заявление либо заявление с просьбой о выдаче судебного приказа, где истцом или взыскателем излагаются основные требования к органу государственной власти, является основанием для возбуждения административного дела.
В течение пяти дней судья должен будет рассмотреть поступившее заявление и вынести соответствующее решение, приняв жалобу или отказав в ее принятии. Если судья принял заявление, он выносит определение к подготовке судебного разбирательства, где укажет на действия, которые должен будет осуществить каждый участник дела.
После рассмотрения дела жалоба на административный орган от физического или юридического лица может быть удовлетворена, но с другой стороны, суд может посчитать действия должностного лица законными.
Вынесение судебного приказа
Если суть претензий пострадавшей стороны заключается во взыскании денежной компенсации ущерба, который они понесли в результате действий/бездействий административного органа, то для этого может не понадобиться судебное разбирательство.
Получив соответствующее заявление, мировой судья рассмотрит его единолично в течение пятидневного срока, по окончании которого выдаст на руки исполнительный лист заявителю либо откажет в удовлетворении жалобы.
В случаях, когда претензия заявителя не касается взыскания компенсаций и наложения санкций, разрешение административного спора происходит на основании общего порядка в арбитражном суде или органе общей юрисдикции.
Исковое заявление
Административный спор в суде могут рассмотреть, только если в иске будут содержаться достаточные основания для рассмотрения дела. Исковое заявление может содержать в себе следующие претензии:
- признание недействительности действующего нормативного акта;
- жалоба на действие, бездействие, решение органа местного самоуправления;
- наложение обязательства на государственный орган;
- воздержание от исполнения действия или решения управленческого органа;
- решение вопроса о полномочиях на совершение действий/бездействий должностного лица.
Заявитель может обратиться в суд и по иным основаниям, но они в обязательном порядке должны быть правомерными и обоснованными для возбуждения административного дела.
Исковое заявление по своей форме и содержанию должно соответствовать требованиям Гражданско-процессуального кодекса РФ. До подачи иска в суд, в соответствии с законодательством, должна пройти процедура претензионного урегулирования конфликта.
Образец искового заявления в суд по административному спору представлен ниже.
Подведомственность
Рассмотрение административных споров возможно в судах общей юрисдикции, у мирового судьи, в арбитражных судах и Верховном суде (ВС) России.
ВС РФ является высшим органом в судебной системе по разрешению административных дел. Жалоба в него подается только в том случае, когда исчерпаны все остальные методы внутригосударственной защиты.
Административные арбитражные споры возникают, если второй стороной выступает юридическое лицо или организация. Тогда исковое заявление должно быть направлено в арбитражный суд.
Мировой судья разрешает конфликт в одностороннем порядке. Если истец хочет взыскать с ответчика денежную компенсацию или наложить на него санкции, то мировой судья в течение пятидневного срока может вынести соответствующий судебный приказ.
Процессуальные сроки
Количество времени по рассмотрению административного дела в судах общей юрисдикции составляет два месяца, для Верхового суда РФ - три месяца.
Если в деле большое количество участников, заявлено несколько требований, в наличии большой объем доказательств, подлежащих исследованию, а также обстоятельств, которые необходимо выяснить, сроки административного спора могут увеличиться.
По окончании рассмотрения дела суд выносит мотивированное решение, которое можно обжаловать в течение 30-дневного срока в областной или Верховный суд. По истечении срока решение вступает в законную силу, и пересмотр его возможен только в судах кассационной инстанции или в рамках надзора.
Административные споры возникают между должностным лицом, органом местного самоуправления, другим государственным органом, с одной стороны, и физическим или юридическим лицом, организацией, ИП - с другой. Рассмотрение дел происходит в мировых, общей юрисдикции, арбитражных судах, а также в Верховном суде России.
Иск должен содержать суть претензии к органу власти и решение, которое просит удовлетворить истец в рамках соблюдения его законных прав.
По административному делу суд выносит мотивированное решение, которое вступает в силу после истечения тридцатидневного срока. В течение этого периода решение можно обжаловать в вышестоящую инстанцию.
Органы власти обязаны соблюдать интересы граждан. При нарушении законных прав физического или юридического лица необходимо собрать достаточно доказательств и направить исковое заявление в суд с жалобой на государственный орган. Только так можно поставить на место органы местного самоуправления, ведь они - слуги народа, и главная их обязанность - соблюдать права и интересы своих граждан.