Король Вацлав — святой покровитель и символ чешского государства. Он был правящим князем Богемии, посмертно объявленным королем. Практически сразу после его гибели Вацлава стали считать мучеником и святым. Культ его почитания процветал в Европе во второй половине XI века и даже распространился в русских землях. Князь основал церковь, ставшую впоследствии главной духовной и культурно-исторической святыней Чехии — кафедральный собор святого Вита. В нем и хранятся останки короля Вацлава, а храм является главным местом паломничества в Чехии. Память о святом правителе живет в многочисленных легендах, песнях, произведениях церковного и светского искусства. Храмы в его честь возведены на чешской земле и в других государствах.
Почитание церковью
Король Вацлав стал единственным чешским святым, день почитания которого вошел во всемирный календарь Римско-католической церкви и отмечается 28 сентября. Князь-мученик является одной из самых популярных исторических и религиозных фигур в Чехии. Жители страны в этот день совершают празднования и паломничество в Старый Болеслав. С 2000 года День святого Вацлава в Чешской Республике считается государственным праздником и отмечается как День чешской государственности. В 2009 году в церковных торжествах 28 сентября принял активное участие римский папа Бенедикт XVI. Четвертого марта отмечается день Перенесения мощей короля Вацлава, состоявшийся в 938 году. Почитают святого и католики, и православные.
Историческое, культурное, политическое значение
После гибели Вацлава четыре варианта его «жития» распространялись в странах средневековой Европы. В эпоху Высокого Средневековья эти агиографические произведения оказали мощное влияние на формирование концепции rex justus (праведного короля), то есть монарха, чья власть проистекала главным образом из его великого благочестия, а также княжеской силы.
Хотя Вацлав был лишь князем Богемии при жизни, император Священной Римской империи Отто I посмертно присвоил ему царственное достоинство и титул, поэтому в легендах и песнях его называют королем.
Гимн «Святой Вацлав...» — одна из старейших чешских песен. Она известна с XII века и до сих пор является одним из самых популярных религиозных песнопений. В 1918 году, при основании современного чехословацкого государства, хорал обсуждался как возможный выбор государственного гимна. Во время нацистской оккупации чехи его часто исполняли вместе с национальным гимном. Почему же образ святого Вацлава является столь значительным в истории христианства и чешского государства?
Юность княжича
Вацлав принадлежал к роду Пржемысловичей, первой чешской династии князей и королей. Под ее управлением находилась Богемия, Моравия, некоторые территории Венгрии, Австрии, Польши, включая Силезию. Династия существовала примерно с 870 годов по 1306 год и являлась единственной правящей фамилией, князья и короли которой были чехами. Все последующие монархи происходили из иностранных родов.
Вячеслав принадлежал к третьему поколению князей, принявших христианство. Его деда Борживойя I в 990 годах крестил сам святой Мефодий. После смерти князя Вратислава I, отца Вацлава, о христианском воспитании и образовании 13-летнего княжича позаботилась его бабушка, ревностная христианка Людмила Богемская, ставшая впоследствии святой мученицей Людмилой. Драгомира, мать Вацлава, которая оставалась поборницей языческой веры, после смерти мужа взяла на себя регентство над Богемией. Ее правление было произвольным и жестоким, особенно по отношению к христианским подданным.
Между Драгомирой и Людмилой возникло яростное противостоние, и двор разделился на две конфронтирующие стороны. Помимо споров о саксонской угрозе (нападение на земли Богемии короля Германии Генриха I) и власти в княжестве, Драгомире не нравилось влияние Людмилы на Вацлава. Регентша организовала убийство своей свекрови, когда та находилась в Тенинском замке близ Бероуна. Согласно легенде, посланные Драгомирой убийцы 15 сентября 921 года задушили Людмилу Богемскую ее собственной вуалью. Имя святой Людмилы внесено в списки православных и католических святых, а ее останки перенесены в построенную отцом Вацлава церковь Святого Георгия в Праге. По преданию, Драгомира пыталась Вацлава, уже после смерти его бабушки, обратить к языческой религии, но ее попытки остались безрезультатными.
Правление
В 924-925 гг. Вацлав фактически был вынужден от имени подданных свергнуть свою мать и занять княжеский трон, после чего незамедлительно сослал Драгомиру в Будеч. Неизвестно в точности, когда Вацлав достиг совершеннолетия, но самая поздняя дата — это осень 925 года, когда он уже правил государством. При поддержке дворян новоявленный князь взял под контроль правительство и направил основные усилия на урегулирование внутренних и внешних конфликтов.
Правление Вацлава началось с военных действий внутри государства. Он сражался с войсками Родислава, восставшего князья заличанских племен, который располагал территориями Восточной и Южной Чехии. Вацлав одержал победу над предводителем заличан, и Родислав подчинился власти князя Богемии. В разных частях государства находились и другие, враждебно настроенные княжества и отдельные племена. Но справиться с внутренними врагами и сосредоточиться на консолидации единой сильной Чехии мешала внешняя угроза.
Мирный договор с Генрихом I
Богемия подвергалась непрерывным набегам мадьяр и других врагов. Наибольшую опасность представлял герцог Саксонский, король Германии Генрих I, известный как Птицелов. Он подчинил своей власти многие европейские государства и народы, существенно расширил свои территории и совсем близко подобрался к Богемии. В начале 929 года, при поддержке союзника герцога Баварского, войска германского короля подошли практически к стенам Праги. В ответ на угрозу нападения князь Вацлав возобновил договор о выплате дани, впервые введенной восточно-франкским королем в 895 году.
Ежегодный налог от Богемии в виде драгоценных металлов и крупного рогатого скота был для Богемии обременительным. Но, пока Вацлав платил этот взнос, он мог сосредоточиться на укреплении чешского государства и распространении христианской религии в своем княжестве.
Священный дар короля Генриха
Мирный договор спас зарождающееся чешское государство от разорения и завоевательной политики Генриха I. Король Германии даже передал Вацлаву часть останков одного из наиболее почитаемых саксонских покровителей — десницу святого Вита. Передача реликвии означала, что Генрих I признал Вацлава политическим и христианским партнером. Этот дар также положил начало присоединению Богемии к составу и покровительству Римской церкви. До этого религиозные обряды в Богемии проходили по византийским традициям и на старославянском языке. Вацлав пригласил немецких священников и одобрил латинский обряд вместо старого славянского, который во многих местах Богемии вышел из употребления из-за нехватки священнослужителей.
Духовный центр государства
Для хранения святыни, приблизительно в 930 году Вацлав построил в укрепленном поселении замка ротонду в честь святого Вита, которая стала главным религиозным учреждением Чехии. Князь лично провел в храме первую службу на латинском и славянском языках. Позднее, на протяжении пяти столетий, на месте деревянной ротонды возводился, основанный Вацлавом в Праге собор святого Вита, Вацлава и Войтеха. Храм является важнейшей святыней государства, в нем находится кафедра епископа Пражского, а в южной апсиде, наиболее важном месте собора, покоятся останки святого короля. Южная апсида кафедрального собора, корона и череп святого Вацлава были неотъемлемой частью коронационного ритуала в Чехии.
Деяния
В древних легендах X-XI веков отображена добродетельная и благочестивая жизнь князя Вацлава, преисполненная забот об укреплении христианской веры в чешских землях. Святому также приписывается строительство многочисленных церквей, но документального подтверждения тому нет. Легенды акцентируют внимание на частых посещениях Вацлавом богослужений, предпринятых им актах милосердия и сострадания. В честь памяти своей бабушки святой Людмилы князь заботился о бедных, больных и сиротах, предоставлял кров и оказывал гостеприимство паломникам, выкупал из неволи рабов. В некоторых более поздних отчетах говорится о вырубке лесов вокруг Пражского града. Вацлав велел очистить местность под виноградники, сады и поля. При его правлении начали развиваться производство вина и торговля зерном.
Предательское убийство
В сентябре 935 года князь Вацлав был убит младшим братом Болеславом, который заранее спланировал злодейство. По случаю праздника в честь святых Космы и Дамиана Болеслав пригласил князя к себе в город Старый Болеслав и устроил для старшего брата пир. На следующее утро, еще до рассвета, Вацлав пошел в церковь Космы и Дамиана, а когда выходил после службы, трое соратников Болеслава - Тира, Честа и Гневса - напали на князя и закололи его. После того как бездыханное тело брата упало на землю, Болеслав пронзил его копьем.
Легенды сообщают день убийства, но не год. Это случилось в понедельник 28 сентября, такая дата с днем недели совпадали в 929 и 935 году. Из-за отсутствия более конкретных данных, год смерти князя Вацлава окончательно неизвестен. Историки предполагают, что это был 935 год.
Культовые сооружения
В Чехии в честь Вацлава возведено много храмов. Помимо собора св. Вита и часовни св. Вацлава в Пражском Граде, можно назвать еще ряд известных церквей:
- Базилика св. Вацлава в Старом Болеславе, построенная в романском, ренессансном и барочном стилях. Находится на месте церкви св. Космы и Дамиана, где Вацлав, согласно легенде, был убит братом Болеславом I в 935 году (или 929). Базилика — значимое место паломничества.
- Кафедральный собор святого Вацлава на Вацлавской площади в Оломоуце, основанный в 1107 году.
- В честь св. Вацлава трехнефная готическая церковь в Остраве на улице Костельни. Строение конца XIII века является одним из старейших и наиболее важных культурно-исторических памятников Остравы.
- Трехнефный костел святого Вацлава в Праге по улице Штефанкова — один из наиболее значительных памятников чешского неоренессанса, построенный между 1881 и 1885 годом.
- Базилика св. Вацлава, построенная в романском стиле в XII веке — старейший архитектурный памятник в пражском районе Просек.
- Готический однонефный костел св. Вацлава, расположенный на углу улиц Реслова и Дитрихова в пражском районе Здераз.
Можно назвать еще много часовен и церквей. За пределами Чешской Республики самым знаменитым храмом является польский кафедральный собор Святых Станислава и Вацлава 1020 года основания, воздвигнутый в Кракове на Вавельском холме. Это священный объект для польского народа, национальный культурно-исторический памятник, традиционное место венчания и погребения польских королей.
Легенда о восставшем короле
Примерно с XV века в чешских землях стала популярной одна из прекраснейших легенд Богемии. Армия рыцарей, похороненная под горой Бланик, проснется от мертвого сна и, возглавляемая королем Вацлавом, в час крайней опасности придет на помощь чешскому народу.
В период возведения в Праге памятника Святому Вацлаву с 1848 по 1922 год в столице появилась похожая легенда. В самые темные времена, когда страна будет близка к разорению, конная статуя покровителя Чехии на Вацлавской площади оживет. Король поднимет армию, спящую в Бланике, и поведет ее за собой. Когда Вацлав будет пересекать Карлов мост, конь под ним споткнется о камень. При этом вскроется легендарный меч Брунцвика, спрятанный в опоре моста. Этим мечом святой Венцеслав уничтожит всех врагов земли чешской, подарив государству мир и процветание.