Испокон веков важнейшей частью национальной культуры, а также одним из основных факторов, объединяющих российское общество, является православная вера. После жесточайшего периода послереволюционной смуты и массовых гонений, которым повсеместно подвергалась церковь в советские времена, сегодня в России активно возрождаются храмы и монастыри. По отзывам, Горнальский Белогорский мужской монастырь является местом, обладающим особой атмосферой, в которой царят доброта, умиротворение, любовь, покой и тишина. Воистину, здесь отдыхает душа, хочется стать чище и творить добро.
Горнальский Свято-Николаевский Белогорский мужской монастырь: знакомство
Обитель расположена в 30 км от г. Суджи (Курская область) на белых меловых утесах одного из живописных берегов реки Псел. По преданию, в период правления переяславских князей здесь находилось древнее укрепление. Пустынь расположена на возвышенности, со всех сторон окруженной глубокими оврагами, в удивительно красивом месте. Вид на обитель с трассы, как уверяют многие посетители, поистине завораживающий. Имеется удобная гостиница для проживания паломников. Общее впечатление гостей, оставивших отзывы о Горнальском Свято-Николаевском Белогорском мужском монастыре, выражается в нескольких словах: в этих местах необыкновенно легко дышится, здесь на человека буквально находит просветление. Дата первого упоминания о монастыре: 1671 год. Адрес пустыни: село Горналь, Суджанский район, Курская область. Настоятелем является игумен Питирим.
История основания обители
Примерно в 1671 году (как уже говорилось, данную дату ученые считают временем основания монастыря) на этих землях поселились иеромонахи разоренной татарами Острогожской Дивногорской обители (Воронежская область) Лаврентий и Феодосий вместе со старцем Нектарием. Вскоре обители царем были подарены земли, мельница на реке Псел, протекающей близ села Великие Рыбицы, а также множество книг, риз, сосудов и различной церковной утвари. Из Острогожского монастыря переселенцами была принесена икона Николая Чудотворца, в честь которого здесь был возведен небольшой деревянный храм.
Первым настоятелем пустыни стал иеромонах Феодосий. Монастырь жил за счет продажи извести. На вырученные средства насельники воздвигли деревянный храм во имя Преображения Господня, который ввиду его значительной величины стали называть собором. В документах сохранилось его описание. Храм располагал каменным мозаичным полом, красивым резным иконостасом, яркими и свежими иконами в западном притворе, еще одним иконостасом греческого письма. Главной достопримечательностью собора считался образ Богоматери Пряжевской, написанной на полотне. Однако известно, что вскоре после основания обитель была секуляризована. Преображенский собор до 1863 года использовался в качестве приходского храма.
Ветхость
К 1733 году пустынь «пришла в ветхость»: упала колокольня, Преображенский храм стал непригодным для проведения служб. Деревянные сооружения монастыря были разобраны, материал использовали для построения часовни на кладбище близ монастыря, в которой были помещены старинные иконостасы. В это же время, в бытность правления игумена Паисия, в обители были возведены каменный храм во имя Преображения Господня, колокольня и монастырская стена.
Об экономической самостоятельности обители
В 1770 году Горнальский Свято-Николаевский Белогорский мужской монастырь обладал 80 крестьянскими дворами. Наибольший большой доход обитель получала от двух заводов, известкового и кирпичного, бахчи, фруктовых садов, воска и меда с собственных пасек. Имелись также скот (особенно много содержалось рабочих волов).
В Николин день в пустыни проводили ярмарку. В 1777 г. в Горнальском Свято-Николаевском монастыре была освящена новая каменная церковь во имя святого Николая Чудотворца. В 1781 – 1784 г.г. на месте старой деревянной Николаевской церкви была построена трапезная. В 1785 г. обитель имела достаточно благоустроенный вид: она располагала двумя монастырскими церквями, братским и настоятельским корпусами, а также вместительной трапезной, окруженной деревянными стенами с четырьмя башнями.
Хотя экономическая самостоятельность Горнальского Белогорского монастыря некоторое время уберегала его от закрытия (власть неоднократно предпринимала такие попытки), все же в 1785 году обитель закрыли и превратили в приход. От пустыни остался один только Преображенский храм. Новая церковь св. Николая, монашеские кельи и другие здания были разобраны на кирпич.
О чудесных самовозгораниях
После того как Горнальский Белогорский мужской монастырь был закрыт, в Преображенском храме по утрам стали совершаться чудесные самовозгорания лампад и свечей, которые повторялись до тех пор, пока монахи не открыли ко всеобщему доступу Пряжевскую икону Пресвятой Богородицы. Образ был принесен в 1671 г. из разоренной татарами Дивногорской обители вместе с иконой святителя Николая. Открытие образа произошло в 1792 году, и с тех пор она начала приносить чудесное исцеление. Восстановление монастыря
В 1858 г. от пряжевского чудесного образа получил исцеление Косьма Купреев, один из состоятельных суджанских купцов, который в благодарность принял обет на свои средства восстановить пустынь. В 1863 г. он им было получено разрешение царя. Повелением государя Горнальский Свято- Николаевский Белогорский мужской монастырь должен был быть восстановлен под названием Белогорской Николаевской пустыни с учреждением в ней архимандрии. Одним из первых насельников обители стал сам купец и его сыновья.
В 1865 г. монастыре заложили каменный храм, посвященный Николаю Чудотворцу, в 1869 г. произошло освящение церкви Покрова пресвятой Богородицы. Третью монастырскую церковь — соборную, во имя Преображения Господня — заложили в 1888 г.
Известно, что в 1878 г. в г. Мирополье проживал великий русский писатель Ф.М. Достоевский, который неоднократно посещал Белогорскую обитель. Впечатления об этих посещениях прозаик отразил в своем романе «Братья Карамазовы».
Через 30 лет, прошедших после начала возобновления пустыни, над равниной вырос великолепный архитектурный ансамбль Горнальского Свято-Николаевского Белогорского мужского монастыря, великолепно сочетающийся с местным живописным ладшафтом. Куполами Покровской церкви и Преображенского собора, возведенных в русско–византийском стиле, можно было любоваться с расстояния в десятки километров.
О закрытии
В 1922 г. пустынь закрыли, ее помещения были отданы колонии, в которой содержались малолетние преступники. После войны 1941-1945 г.г. в нескольких уцелевших зданиях была размещена школа-интернат для детей погибших на фронте военнослужащих.
До наших дней в обители сохранились здание храма Покрова Пресвятой Богородицы, трапезная, братский корпус, гостиница для паломников, несколько служебных и хозяйственных построек, башня и монастырские стены (почти полностью разрушенные).
Новое восстановление Горнальского Свято- Николаевского мужского монастыря
Обитель была возвращена епархии в декабре 2001 года года, в это же время возобновили проведение ежегодного крестного хода с чудотворным образом Пряжевской Божией Матери. После передачи обители епархии в ней провели масштабную реставрацию.
В каком объеме были проведены реставрационные работы?
В обители отремонтировали крышу храмового комплекса, обустроили братские и настоятельские кельи, заново перекрыли крышу братского и административного корпусов, а также святых ворот. Также в алтаре Никольского храма заменили пол, полностью перебрав балки, так до этого здесь находилась сцена (в советский период в храме был клуб). Установили дубовый иконостас, написали иконы Деисусного чина, установили большие киоты для чудотворного Пряжевского образа Божией Матери и иконы Киево-Печерских святых, в ковчеге которой хранятся фрагменты святых мощей.
В 2008 г. были завершены работы по росписи храма, которые выполнялись известными московскими иконописцами-реставраторами Александром Лавданским и Алексеем Вронским. Мастерами были расписаны фасад, боковые и западная стены храма, а также стены и своды алтаря.
Значительной реконструкции был подвержен братский корпус, в котором восстановили рухнувшие 10 лет назад межэтажные перекрытия, смонтировали отопление, проложили сеть коммуникаций. Кроме того, были отштукатурены стены монастырской трапезной, расположенной на цокольном этаже.
Обитель сегодня
Монастырская братия насчитывает восемь монахов, среди которых имеются трудники и послушники. Большая спонсорская помощь обители оказывается уроженцем этих мест Анатолием Ивановичем Дзюбой, построившим на своей малой родине храм в честь Рождества Богородицы, с которого началась современная история монастыря, а также способствовавшим реставрации чудотворной Пряжевской иконы Божией Матери. Сегодня в обитель совершается активное паломничество верующих из разных городов России.
В заключение
Исторически православные монастыри многими считаются местом большой духовной силы. Они оберегаются государством как культурные и историко-архитектурные памятники, за стенами которых веками накапливались произведения выдающихся мастеров иконописи, ювелирные изделия, шедевры литейного и чеканного ремесла, уникальные старинные рукописные книги.
Однако существуют публикации, авторы которых утверждают, что прошлое и настоящее православных монастырей слишком приукрашено. По их мнению, многочисленные легенды о «чудесах» и «подвигах» святых людей, о «целительной» силе монастырских источников и «чудотворных» икон – вымышленные, направленные на оболванивание простого народа и усиление религиозной пропаганды. Многие выдающиеся российские мыслители, деятели науки и культуры прошлого в своих трудах называли монастыри мощными феодалами, прибравшими к рукам хозяйства крестьян из окрестных селений, а церковь — прогнившей системой с развитой вертикалью унижений. Сегодня время от времени открываются вопиющие случаи попрания в церковных учреждениях государственного закона и человеческого достоинства.
Чем для вас является православный монастырь: местом духовной силы или рассадником мракобесия?