Сделать речь эмоционально насыщенной, красивой и экспрессивной поможет синтаксическое средство выразительности. Сюда же относятся фонетические и лексические. С их помощью передают информацию и собственные мысли, воздействуют на слушателя или читателя.
Средства выразительности: разновидности
Синтаксис представляет собой раздел лингвистики, который указывает на связь между словами в предложении и словосочетании. Изучает интонацию, состав предложений, обращение, однородные члены. Все это выполняет несколько функций.
Выделяют несколько видов стилистических фигур:
- Анафора – автор повторяет одну и ту же фразу в начале двух соседних предложений.
- Эпифора – способ употребления выражений в конце предложения для красочности событий.
- Параллелизм при передаче информации усиливает риторический вопрос.
- Эллипсис делает речь живой, исключая определенный член предложения.
- Градация. Способ усиления каждого последующего слова в предложении.
Как сделать текст выразительным?
Для создания художественного образа понадобятся такие средства выразительности, как анафора, эпитет, параллелизм, градация. С их помощью создают многоплановую картину. Как правило используют не одно синтаксическое средство выразительности, а сразу несколько.
- Инверсия. Слова расставлены не в прямом порядке. Синтаксическое средство выразительности делает речь более выразительной.
- Умолчание. Автор сознательно что-то не договаривает, чтобы пробудить в читателе чувства и мысли.
- Риторическое обращение. Ответ на вопрос не подразумевается. Важно привлечь внимание слушателя.
- Антитеза. Противопоставление образов и понятий.
Современные виды
Лексические и синтаксические средства выразительности многочисленны и разнообразны. Четкой классификации нет, но условно их разделяют на три группы: фоника, лексика и фигуры. К первой относятся звуковые особенности, необходимые для придания тексту выразительности. Чаще всего используют звуковой повтор в виде ассонанса, аллитерации, звукоподражания.
В лексике присутствуют слова как нейтральные, которые обозначают понятия без оценивания со стороны рассказчика, так и те, которые передают непосредственное авторское отношение. Ресурсы делятся на две группы: основные и специальные. В первые входят синонимы, антонимы, омонимы, диалектизмы, жаргонизмы, архаизмы. Все чаще можно встретить неологизмы – слова, которые еще не стали привычными. Их количество увеличивается благодаря развитию информационных технологий для передачи предметов и понятий.
Среди специальных синтаксических средств выразительности находятся такие, которые придают тексту смысл, убедительность, особую яркость. К ним относятся эпитеты, сравнения, аллегория, метафора, метонимия, символ, анафора, риторический опрос.
Лексические средства выразительности
Основой изобразительной выразительности речи считают слово. Лексическую единицу используют не только в прямом, но и в переносном значении. О человеке говорят, применяя характеристику животного. Например, используют трусливость зайца, неуклюжесть медведя.
Часто помогает полисемия, при которой слова употребляются в разных значениях. Среди лексических и синтаксических средств выразительности есть несколько разновидностей групп:
- Омонимы. Звучат одинаково, но отличаются разной смысловой нагрузкой. К ним относятся омографы, которые изменяют значение при изменении ударения (мукА - мУка). Омофоны – слова, которые произносятся одинаково, однако отличаются одной или несколькими буквами. Омоформы звучат одинаково, но являются различными частями речи. (лечу в самолете – лечу грипп).
- Синонимы. Синтаксические средства художественной выразительности описывают одно и то же понятие с разных сторон. Отличаются смысловой нагрузкой и стилистической окраской. Помогают построить красивую и яркую фразу, в которой не будет тавтологии. Полные необходимы для одинаковых ситуаций. Семантические - оттеняют. Контекстные красочно и многогранно описывают человека или событие.
- Антонимы. Одна часть речи с противоположным значением.
Что представляют собой тропы?
Слова, которые употребляются в переносном значении, делают произведения ярким, передают основные признаки образа. Синтаксические средства выразительности речи необходимы в произведениях, чтобы глубже показать происходящее событие или рассказать о человеке.
В баснях употребляют аллегорию. Чтобы преувеличить признаки или совершаемое действие, понадобится гипербола. В 19 веке писатели сатирически описывали пороки общества с помощью гротеска. Когда скрывают истинный смысл передаваемой информации, ее маскируют под ироническими высказываниями. Чтобы неживым существам придать свойства живого, понадобится олицетворение.
Употребление в художественной литературе
В процессе чтения рассказов, романов, поэм читатели обращают внимание, что каждый писатель придерживается своих правил написания. Для раскрытия темы используют различные техники:
- Оксюморон – соединяет понятия, которые не могут находиться вместе. Например, мертвые души.
- Синекдоха – тип описания целого через какую-то часть. Например, образ человека создается при описании одежды или внешности.
- Сравнение – описание двух предметов с использованием союзов как и будто.
- Эпитеты – яркие слова-прилагательные.
- Метафора – предполагает использование существительных и глаголов в переносном значении.
Представленные в таблице синтаксические средства выразительности помогут понять, что хотел сказать автор, какие характеристики присущи человеку или предмету. С помощью слов и выражений складывается полная картина о передаваемых образах.
Жанры рекламы как средство выразительности
В понятие «жанр» входит отображение действительности с рядом устойчивых признаков. Сюда входит взаимодействие автора с картиной бытия, языковое и композиционное оформление. Реклама – это тонкий слог. Она может быть печатной, на радио и телевидении, в интернете.
Выше в таблице синтаксические средства выразительности, которые помогают донести нужную информацию. Реклама может быть в виде листовок, буклетов, журналов. С помощью афиши уведомляют о времени и месте проведения мероприятия.
Чтобы психологически вовлечь читателя, используют «житейские истории». Этот вид напоминает такой литературный жанр, как рассказ. Буклет – это рекламный жанр, в котором совмещается фольклор и бытовая тематика. Фольклорным жанром считают краткое призывное сообщение, которое состоит из одного-двух предложений.
Среди примеров синтаксического средства выразительности телевизионное объявление. Оно может быть в форме видеоклипа, видеофильма, передачи.
Средства выразительности: примеры
Чтобы понять, как используются средства речи, нужно обратить внимание на авторские высказывания:
- Анафора. Жди, пока придут дожди, жди, пока не грянут грозы.
- Градация. Мы аплодировали громко, оглушительно, шумно.
- Инверсия. Платье мы купили великолепное!
- Риторический вопрос. А не собраться ли нам всем за столом?
- Эпитеты. На печальной поляне бродит одинокая луна.
- Олицетворение. Вода молчит, но берег уже рядом.
Чтобы сделать речь убедительной, используют различные выразительные средства. Красочные обороты выручают во время выступления перед публикой, на митингах, в предвыборных компаниях. Нужно помнить, что в официально-деловой речи их не употребляют. Понадобятся точные и убедительные речи.