Муниципальный долг - это... Понятие, управление и обслуживание, реструктуризация

Муниципальный долг — это долговые обязательства муниципального образования в совокупности. Туда входят и гарантии, которые выданы другим заемщикам. В нашей статье рассмотрим понятие муниципального долга, структуру, виды, реструктуризацию, а также коснемся вопросов обслуживания и управления.

Структура

муниципальный долг это

Муниципальный долг — это категория, которая безусловно и в полной мере обеспечивается всем имуществом, формирующим муниципаль­ную казну. Структуру категории целесообразно обозначать как группу долговых обязательств в соответствии с установленными бюджетным законодательством, действующем на территории страны, видами долговых обязательств. Они могут иметь место как обязательства, связанные с:

  • ценными бумагами муниципального образования (по-другому их называют муниципальными ценными бумагами);
  • кредитами, которые получены муниципальной структурой от кре­дитных учреждений;
  • бюджетными кредитами, которые привлечены в бюджет местного уровня от других бюджетов, входящих в бюджетную систему РФ;
  • гарантиями муниципального образования (второе их название — муниципальные гарантии).

Стоит учитывать, что долговые обязательства муниципальной структуры не способны существовать в других видах, за исключением вышеуказанных.

Объем

управление муниципальным долгом

Объем муниципального долга составляют следующие элементы:

  • Номинальная денежная сумма долга, относящегося к муниципальным ЦБ.
  • Объем долга основного значения по бюджетным кредитам, которые привлечены в бюджет местного уровня.
  • Объем главного долга по кредитам, которые получены муници­пальной структурой.
  • Объем долговых обязательств по соответствующим гарантиям.
  • Объем других, помимо обозначенных, долговых обязательств, которые не погашены.

Разновидности обязательств

долги муниципальных квартир

Муниципальный долг — это категория, имеющая определенную классификацию. Так, долговые обязательства муниципальной структуры бывают долгосрочными (от 5 лет включительно), среднесрочными (от 1 до 5 лет) и краткосрочными (меньше 1 года).

Порядок прекращения долговых обязательств муниципальных образований, которые выражены в валюте РФ, а также списание с долга разобраны в ст. 101 БК РФ. Органы локального управления применяют все полномочия, связанные с формированием доходов бюджета местного уровня для погашения собственных долговых обязательств, а также для обслуживания долга.

Понятие управления муниципальным долгом

понятие муниципального долга

Под управлением долгом следует понимать комплекс мероприятий, которые реализует государство, по выплате доходов непосредственно кредиторам и погаше­нию текущих займов, а также по изменению условий тех займов, которые уже выпущены. В категорию управления государственным и муниципальным долгом целесообразно также отнести опреде­ление правил и выпуск новых гос. ценных бумаг.

Цели управления

Среди целей управления государственным и муниципальным долгом важно отметить следующие:

  1. Экономические: максимальное уменьшение стоимости тех внешних займов, которые привлекаются; переоформление задолженности и (или) улучшение факторов рефинансирования; снижение издержек общего характера, связанных с обслуживанием внешнего долга; увеличение эффективности применения привлекаемого ресурсного потенциала.
  2. Политические: поддержание работы политической системы в нормальной состоянии.
  3. Социальные: обеспечение стабильности в социальном плане, финансирование программ социального типа своевременно.
  4. Обеспечение государственной безопасности. Здесь важно уточнить, что повышенное бремя внешних долговых обязательств может отрицательным образом повлиять на экономическую безопасность страны.

Стадии управления. Процесс обоснования

объем муниципального долга

Рассмотрим этапы управления государственным и муниципальным долгом. Управленческий цикл в данном случае состоит из пяти стадий. На каждой из них преодолеваются специфические задачи. Среди них отметим самые важные.

Во-первых, это осуществление процесса обоснования предельных объемов муниципального долга (как внутреннего, так и внешнего), предельных объемов внешних и внутренних заимствований, максимальных объемов наделения гарантиями, а также создания программ внешних и внутренних заимствований. Важно обозначить, что на данной стадии закладывается размер долгового бремени будущих периодов в совокупности, в том числе по внешнему и внутреннему долгу, а также разновидности предстоящих заимствований. Именно поэтому такая деятельность рассматривается как стратегически важная для страны.

Создание эмиссионной программы

Во-вторых, это формирование программы эмиссии муниципальных и государственных ЦБ, а также определение конкретных параметров будущих заимствований в соответствии со сроками обращения, уровнем вероятной доходности, порядком выплаты доходов, ограничениями на собственников, порядком размещения и иными условиями, делающими абсолютно каждое заимствование максимально привлекательным для инвесторов, которые могут быть как резидентами, так и нерезидентами. От качества исполнения работ на данной стадии зависит, в частности, отсутствие или наличие в перспективе «пиков» долговых платежей, а также поступление ресурсов для того, чтобы погасить ранее произведенные заимствования в порядке их рефинансирования, своевременно.

Третий этап

обслуживание муниципального долга

В-третьих, это размещение облигаций и, конечно же, регулирование коти­ровок по муниципальным и государственным обязательствам именно на вторичном рынке долгов (муниципальных квартир, к примеру). Влияние на котировки по облига­циям муниципального и государственного значения предполагает регулирование бюджетной эффективности реализуемых заимствований, а также размера текущего долга (как внутреннего, так и внешнего).

Заключительные стадии

Четвертый этап является характерным для периода развития РФ по­сле распада СССР. Данная стадия связана с осуществлением мероприятий, надобность которых определяется актуальностью кризисных ситуаций или проблемных долгов. Если правитель­ство не может организовать обслуживание муниципальных долгов и погашать их, то оно начинает переговоры с кредиторами касаемо пересмотра платежных графиков и сроков погашения долговых обязательств. По итогам обсуждения стороны могут принять одно из следующих решений:

  • Отсрочка платежей.
  • Полное или частичное списание долга.
  • Реструктуризации задолженности.
  • Досрочный выкуп обязательств.
  • Осуществление секьюритизации и так далее.

Заключительной стадией является исполнение первоначальных или измененных графиков платежей. Сюда целесообразно отнести погашение и обслуживание муниципальных и государственных долгов внутреннего и внешнего характера.

Инструменты

Муниципальный долг — это категория, предполагающая полноценное управление. Именно поэтому целесообразно перечислить инструменты его реализации. Так, субъектами (государственными и муниципальными органами) широко применяются разные способы. Их использование связано с тем, что в некоторых случаях появляются обстоятельства, которые препятствуют возврату полученных долговых обязательств и соответствующих процентов своевременно. Именно поэтому возникает надобность в отсрочке уплаты задолженности или изменении условий займа.

В число рыночных инструментов, применяемых для управления государственным долгом, входят следующие: рефинансирование задолженности, реструктуризация задолженности и пролонгация долга. Целесообразно рассмотреть каждый из них в отдельности.

Реструктуризация задолженности

предельный объем муниципального долга

Используя данный метод, должник может добиться пересмотра изначального графика обслуживания и погашения муниципальной и государственной задолженности. По новому распорядку у должника появляется льготный период, на протяжении которого уплачиваются лишь процен­ты. Кроме того, увеличивается период погашения суммы денежных средств, которую составляет основной долг. Рест­руктуризация задолженности нередко сопровождается списанием час­ти денежных средств основного долга, а также консолидацией долговых обязательств, выпущенных ранее.

Под консолидацией займов необходимо понимать изменение их условий (как правило, принудительное), связанных со сроками. Обычно имеет место увеличение периода обращения займов, которые были выпущены, посредством преобразования текущих обяза­тельств и перевода займов краткосрочного характера в долгосрочные.

Методика применяется преимуществен­но для управления при долговом кризисе. По итогам реструктуризации дополнительно появляются денежные ре­сурсы для того, чтобы обеспечить экономический рост и погасить государ­ственный долг в будущем. Тем не менее одновременным образом актуальным становится ограничение доступа к источникам ресурсов, в частности, к финансовым рынкам международного уровня.

В соответствии с БК РФ реструктуризация долга рассматривается как прекращение обяза­тельств, основанное на соглашении. Стоит уточнить, что речь идет о задолженностях, формирующих государственный или муниципальный долг. Причем актуальной является их замена другими долговыми обяза­тельствами, которые предусматривают принципиально иные условия погашения и обслуживания (ст. 105 БК РФ).

Указанная процедура может реализовываться с частичным сокращением (списанием) основного долга. Необходимо иметь в виду, что расходы на обслуживание реструктуризованной задолженности не входят в объем расходов, связанных с обслуживанием долговых обяза­тельств в текущем финансовом году, если соответствующая сумма вклю­чена в общий объем реструктуризованного долга.

Пролонгация долга

Пролонгация государственной и муниципальной задолженности, в отличие от реструктуризации, предполагает продление периода действия обязательства. Она осуществляется для облегчения выплаты. Пролонгация является инструментом, неиспользуемым по управлению гос. долгом, в бюджетном законодательстве РФ не существует такой формы.

Рефинансирование

Под рефинансированием следует понимать погашение старого долга через принятие новых обязательств. Стоит отметить, что в отношении государственных займов временами применяется понятие рефундирования долга. Сегодня принято использовать три ключевых метода рефинансирования заимствований:

  • министерства финансов реализуют с согласия держателей долгов их замену с истекшими периодами погашения на новые по денежным суммам, которые эквивалентны погашаемым;
  • осуществляют операции досрочного характера, связанные с заменой одних обяза­тельств другими с более длительными периодами погашения;
  • организуют размещение (реализацию) новых облигаций и посредством вырученных денежных средств погашают ЦБ с истекшими периодами погашения.

Заключение

Итак, мы рассмотрели понятие, обслуживание, предел муниципального долга. Помимо этого, разобрали категории рефинансирования пролонгации и реструктуризации задолженности, которые выступают в качестве инструментов управления.

В заключение следует отметить, что оперативным управлением в России занимается Правительство РФ, Министерство финансов РФ. В качестве агентов Минфина важно назвать Центральный банк РФ и Внешэкономбанк. Единая управленческая система в отношении государственного долга РФ определена в постановлении Правительства РФ от 04.03.1997.

Долговые обязательства РФ, субъекта РФ, муниципального образования в полной мере обеспечиваются всем имущественным комплексом, которым владеет Федерация, субъект РФ, муниципальная структура. Данное имущество составляет соответствующую казну, а исполнение обязательств осуществляется за счет денежных средств того или иного бюджета.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.