Символом города может стать событие, исторический персонаж или легенда. Но чаще всего символом называют архитектурный объект. Камень хорошо сопротивляется давлению времени. Сооружения из этого материала становятся символом города на века - Римский Колизей, Московский кремль, Девичья Башня в Баку. Для Турина таким символом стала Моле Антонеллиана.
Новая архитектура
19-й век называют эпохой "нео". Переделка и переосмысление коснулись всех сфер деятельности. Традиционные направления литературы, музыки, философии в девятнадцатом столетии получают приставку "нео". Архитектура не осталась в стороне. Здания в стиле неоклассицизма и неоготики появляются по всей Европе.
Первые археологические раскопки в Греции и Италии вернули архитекторов в эпоху античности. Интерес к принципам строительства древних зодчих лежит в основе неоклассицизма. Чистота линий, соблюдение пропорций, изящный и легкий декор, утонченная цветовая палитра - все это проглядывается в сооружениях европейских архитекторов.
Новый взгляд на традиции средневекового зодчества привел к появлению стиля неоготика. Стремящиеся ввысь колонны, легкие арки, витражи и ажурная лепнина, каркасный свод - в новом прочтении все эти элементы мы видим в облике многих европейских городов.
Туринская башня - уникальное сооружение, гармонично соединившее соперничающие направления.
Алессандро Антонелли
Итальянский архитектор в каждом своем проекте бросал вызов профессиональному сообществу и обывателям. Получив образование в Милане и Турине, в дальнейшем совершенствовал свое мастерство в Риме. Разработал функциональные принципы архитектуры в градостроительстве. Будучи членом Общественного совета Турина и провинции Новара, активно претворял свои идеи в действительность как автор проектов плановой застройки Феррары и Новары. Самыми известными работами стали: Кафедральный собор Новары, Базилика Св. Гауденцио в Новаре и Моле Антонеллиана в Турине.
"Невозможная" архитектура
Почти все творения Антонелли имеют характеристику "самый". Самое высокое здание в городе, самое высокое кирпичное строение в Европе - так описывают построенное архитектором.
Но есть еще "Кусок поленты" - самый странный жилой дом в мире. Доставшийся случайно в собственность небольшой треугольный участок земли энтузиазма у архитектора, привыкшего к масштабным проектам, не вызывал. Договориться с соседями о покупке их участков, чтобы увеличить площадь строительства, не удалось. И тогда Алессандро Антонелли, по некоторым свидетельствам, заключив пари, приступает к возведению многоэтажного жилого дома. Законченное в 1884 году здание имеет 2 подземных этажа-фундамента и 7 этажей на поверхности. Дом в форме трапеции местные жители назвали "кусок поленты", проигнорировав официальное название. Размеры "кусочка": 17 м по длинной стороне трапеции, широкое основание - 4,3 м, узкое - 54 см, площадь этажа - 36,5 кв. м. Casa Scaccabarozzi включен во все путеводители по Италии в раздел "Что посмотреть в Турине".
История создания Моле
Самое известное творение мастера, носящее его имя, создавалось в результате борьбы заказчика и исполнителя. В период бурного строительства Турина еврейская община заключила договор с Алессандро Антонелли на строительство главной синагоги города. Амбиции архитектора не позволили ему удержаться в рамках выделенного бюджета, итоговая смета превысила плановую почти в три раза.
В процессе строительства проект неоднократно изменялся. Еврейская община отказалась от сотрудничества, когда стало понятно, что финальная версия не только превышает начальный вариант на 100 м, но и совершенно не соответствует архитектурным канонам строительства синагог. Шпиль в неоготическом стиле делал здание похожим на католический собор. Работы возобновились после того, как муниципалитет Турина выкупил "недострой", предоставив общине другое место для синагоги.
90-летний Алессандро лично руководил постройкой, не дожив до ее окончания меньше года. В 1889 году строительство здания высотой 167,5 м, включая 47-метровый шпиль, было закончено. Моле Антонеллиана стала самым высоким кирпичным строением в Европе.
Только символ
Уникальное сооружение, видимое из любой точки города, ставшее символом Турина, оказалось малофункциональным. Практическое применение зданию нашли только в 1909 году. Там открыли музей итальянского освободительного движения - музей Рисорджименто. В 1938 году его перенесли в палаццо Кариньяно. Моле Антонеллиана снова осталось только символом - красивый вид на туристической открытке.
В 1961 году, после урагана, в здании была проведена глубокая реконструкция. Восстановили поваленный шпиль, укрепили изнутри железобетоном и стальными конструкциями купол и стены. Кирпичная кладка осталась только на внешней стороне купола. Символ города, изображенный на 2-центовой итальянской монете, работал как смотровая площадка. Виды на Турин с купола несостоявшейся синагоги и бывшего музея открывались великолепные.
Музей кино
Нашли практическое применение зданию только в 2000 году. И снова там музей - Национальный музей кино. Несмотря на эпитет "национальный", выставки музея подробно рассказывают мировую историю кинематографа: от первых аппаратов движущихся проекций до артефактов современного кинопроизводства.
Большая часть экспозиции посвящена искусству фотографии. Есть разделы, показывающие подробно все этапы производства фильмов, интерактивные залы, в которых открываются тайны оптики. Огромная коллекция афиш и постеров кинолент разных времен. На многочисленных киноэкранах демонстрируются кадры легендарных фильмов.
Посетить музей и смотровую площадку можно с 9:00 до 22:00 по адресу: Via Montebello, 20, Турин, Италия.