"Последнее танго в Париже" - эротическая драма итальянского режиссера и сценариста Бернардо Бертолуччи, вышедшая на экраны в 1972 году. Фильм рассказывает о сексуальных отношениях между американцем средних лет и молодой парижанкой. Из-за откровенных сцен картина была отрицательно принята многими критиками и вызвала множество скандалов. Впоследствии в прессе широко обсуждались различные инциденты на съемочной площадке фильма.
Задумка
Идея фильма "Последнее танго в Париже" пришла в голову Бернардо Бертолуччи, когда он фантазировал о том, чтобы встретить незнакомку на улицах Парижа и вступить с ней в анонимную интимную связь. По словам режиссера, главный герой в сценарии символизирует мужское начало самого Бертолуччи, а героиня является собирательным образом девушки мечты. Также вдохновением для картины послужили работы британского художника Фрэнсиса Бэкона. Энди Уорхол утверждал, что основой для фильма послужила его собственная лента, выпущенная несколькими годами ранее.
Режиссер
Бернардо Бертолуччи- итальянский режиссер, который начал карьеру еще в пятидесятых годах с любительских фильмов и постепенно начал работать с такими мэтрами, как Дарио Ардженто, Серджио Леоне и Пьер Паоло Пазолини в качестве второго режиссера и сценариста.
Прорывной для Бертолуччи стала работа, вышедшая за два года до "Последнего танго в Париже", фильм "Конформист". Он принес начинающему постановщику всемирную известность и впоследствии сильно повлиял на голливудское и европейское кино.
Создание
Над сценарием Бертолуччи помогали работать Франко Аркалли и Аньес Варда. Оператором картины стал Виторио Сторраро, уже работавший с режиссером над "Конформистом". Вскоре после окончания работы над сценарием Бертолуччи начал поиск актеров на главные роли в своей новой картине.
Кастинг
Изначально главные роли в фильме "Последнее танго в Париже" должны были исполнить Жан-Луи Трентиньян, который сыграл главную роль в предыдущем фильме Бернардо "Конформист", и Доминик Санда. Актер отказался от роли, прочитав сценарий, а актриса была беременна на тот момент и не могла сниматься в откровенных сценах. Также главную мужскую роль отвергли Жан-Поль Бельмондо, Уоррен Битти и Ален Делон, которых, судя по всему, смутило откровенное содержание "Последнего танго в Париже".
В итоге главные роли достались голливудской легенде Марлону Брандо, который незадолго до этого закончил съемки в "Крестном отце", и начинающей девятнадцатилетней актрисе Марии Шнайдер. Брандо отказался учить реплики, считая диалоги в фильме плохими, и импровизировал большую часть своего текста, а также отказался появляться на экране полностью обнаженным.
Сюжет
Сюжет "Последнего танго в Париже" довольно условен и его сложно описать, сам Брандо в своей автобиографии признавался, что даже много лет спустя не совсем понимал, о чем фильм. Картина рассказывает об американском мужчине средних лет по имени Пол, который недавно овдовел. Он владеет небольшим отелем в Париже. В один из дней он случайно встречает молодую парижанку Жанну, пытающуюся арендовать квартиру, в которой заинтересован Пол.
Они вступают в сексуальную связь, вскоре Пол арендует квартиру. Они продолжают свой роман, но он требует полной анонимности, не называя своего имени и не раскрывая никаких подробностей о себе. Жанна продолжает отношения с Полом, несмотря на наличие у нее жениха, молодого режиссера. В один прекрасный день ее таинственный любовник выезжает из квартиры без предупреждения.
Спустя некоторое время Пол снова встречает Жанну и просит возобновления их связи. Они заходят в ближайший бар, где мужчина рассказывает спутнице о себе, что окончательно рушит их отношения. Жанна пытается отделаться от Пола, но тот продолжает преследовать ее и даже приходит к ней домой, требуя назвать ее имя. В итоге девушка стреляет в бывшего любовника и убивает его.
Скандалы на площадке
С самого начала съемок фильма "Последнее танго в Париже" актеры начали испытывать трудности. По мнению Шнайдера и Брандо, они подвергались эмоциональному насилию со стороны режиссера, который часто требовал от них излишней откровенности и, по словам Марлона, даже предлагал снимать несимулированные сцены соития, от чего оба исполнителя главных ролей отказались.
У самого Бертолуччи возникли проблемы из-за неспособности Брандо запомнить свои диалоги. В результате этого актер размещал карточки с текстом по всей съемочной площадке, а во время съемки эротических сцен даже на обнаженном теле партнерши. Режиссеру приходилось находить лазейки для того, чтобы эти карточки не попадали в кадр.
Главным же скандалом на съемочной площадке, который часто обсуждают по сей день, стала работа над знаменитой сценой со сливочным маслом. По словам Марии Шнайдер, Бертолуччи и Брандо не предупредили ее об изменениях в сценарии фильма, и происходящее в кадре стало для нее настоящим шоком до такой степени, что она расплакалась. И это попало в окончательный монтаж. Сам режиссер позже признавал, что пытался добиться от молодой актрисы максимально реалистичной сценарии. Из-за этого скандала многие активисты призывали бойкотировать фильм "Последнее танго в Париже" и другие работы Бертолуччи.
Реакция актеров
Марлон Брандо и Мария Шнайдер продолжали дружить даже после окончания съемок фильма, но оба до конца своих дней не разговаривали с Бертолуччи. Актер посвятил съемкам картины большой кусок своей автобиографии, где говорил о том, что поклялся себе после участия в проекте больше никогда не становиться настолько уязвимым ради роли.
Шнайдер же получила глубокую психологическую травму. Она пообещала себе больше никогда не сниматься в эротических сценах и на протяжении всей жизни активно боролась за права актрис на съемочной площадке и за гендерное равенство в индустрии кино. "Последнее танго в Париже" так и остался самым знаменитым фильмом в карьере актрисы, которая не смогла избавиться от статуса секс-символа и показать себя как серьезная актриса. Также Шнайдер утверждала, что получила слишком маленький гонорар за роль, гораздо ниже, чем ее коллеги-мужчины.
На протяжении всей жизни Марию продолжали окружать скандалы, связанные с ее открытой бисексуальностью и наркотической зависимостью. Актриса пережила несколько передозировок и попыток суицида. В восьмидесятых годах она смогла избавиться от зависимости и прийти в норму, но до конца дней утверждала, что участие в "Последнем танго в Париже" разрушило ее жизнь. В 2011 году Мария Шнайдер скончалась от рака груди.
Прием публики
С самого начала проката отзывы на "Последнее танго в Париже" от обычных зрителей были очень разные. Многие отмечали смелость итальянского режиссера и новаторскую природу фильма, другие же называли картину порнографией и ставили под сомнение ее художественные достоинства. Помимо эротических сцен, гнев многих зрителей вызвала сцена, в которой Пол кричит на труп своей жены.
В Европе публика отнеслась к фильму гораздо спокойнее, чем в США. Там в одном из небольших городов группа граждан даже угрожала взорвать кинотеатр, демонстрирующий картину, называя всех зрителей работы Бертолуччи извращенцами. Национальная организация женщин также разместила отрицательный отзыв о "Последнем танго в Париже" в прессе, называя фильм инструментом мужского доминирования и призывая к бойкоту.
По сей день, несмотря на статус культовой классики европейского кино, фильм имеет относительно низкие оценки среди зрителей на сайтах "Кинопоиск" и IMDB. Это доказывает, что даже спустя сорок лет картина вызывает восторг далеко не у всех.
Отзывы критиков
Во Франции, где фильм был показан впервые, он получил единогласно положительные отзывы. "Последнее танго в Париже" вскоре было показано в США, где мнение критиков разделилось, однако самые популярные кинообозреватели того времени Полин Кейл и Роджер Эберт оценили картину крайне положительно.
На сегодня критики практически в один голос называют фильм Бертолуччи шедевром, он входит во многие списки лучших картин за всю историю кино. Однако началом новой революции в мировом кино, как предрекали многие журналисты в рецензиях на "Последнее танго в Париже", фильм не стал и даже по меркам наших дней считается довольно откровенным и натуралистичным.
Запреты
На родине режиссера в Италии картина была запрещена к показу, а самого Бертолуччи, актеров и продюсеров фильма пытались привлечь к суду за производство и распространение порнографии. В итоге они были оправданы, но постановщика лишили права голоса на пять лет, приговорили к четырем месяца тюрьмы, а все копии фильма были уничтожены. Запрет фильма был отменен только в 1987 году, тогда как в прокат он вышел в 1972. "Последнее танго в Париже" также было запрещено в Испании, что заставило множество жителей приграничных городов пешком идти во Францию для просмотра картины. Также фильм был запрещен в Бразилии, Чили, Португалии и Южной Корее. В Чили он был показан только спустя тридцать лет после выхода на экраны в остальном мире.
Во многих странах фильму "Последнему танго в Париже" в 1972 году был выдан "порнографический" возрастной рейтинг, что мешало показывать его в обычных кинотеатрах. В Великобритании была вырезана скандальная сцена со сливочным маслом, но христианские активисты все равно требовали полного запрета фильма от правительства.
В США в консервативных южных штатах возникло множество скандалов, связанных с показом "Последнего танго в Париже". Некоторые владельцы и сотрудники кинотеатров были арестованы. В итоге, дело одного из арестованных даже добралось до Верховного суда страны, который, правда, постановил, что запрещать показ картины незаконно.
Сборы и премии
Несмотря на множественные запреты и призывы бойкотировать откровенный фильм, отличные отзывы на "Последнее танго в Париже" со стороны критиков смогли привлечь зрителей в кинотеатры. Картина умудрилась собрать беспрецедентные для такого возрастного рейтинга 96 миллионов долларов по всему миру. В Италии за шесть дней, прошедших с выхода на экраны до полного запрета со стороны правительства, фильм заработал рекордные сто тысяч долларов. В одних только Соединенных Штатах продажами для домашних носителей "Последнее танго в Париже" принесло создателям почти тринадцать миллионов долларов. Бюджет фильма составил чуть более миллиона, таким образом, картина стала одной из самых прибыльных в истории кино.
Несмотря на маргинальный статус практически порнографической картины, фильм "Последнее танго в Париже" в 1972 году номинировался сразу на несколько престижных наград. Марлон Брандо претендовал на звание лучшего актера года по версии Британской и Американской киноакадемий, а Бертолуччи номинировался на награду лучшему режиссеру по версии "Оскара" и "Золотого глобуса".
Влияние и наследие
Противоречивые отзывы на "Последнее танго в Париже" в 1972 году от профессиональных критиков спустя годы сменились практически единогласным одобрением работы Бертолуччи. Американский режиссер Роберт Олтмен называл картину своей любимой, также в список лучших фильмов в истории ее включил известный кинокритик Роджер Эберт. Помимо этого, фильм можно встретить во множестве списков самых важных картин в истории кинематографа. По сей день "Последнее танго в Париже" остается одной из самых известных работ Бертолуччи, которая смогла укрепить его в статусе европейского классика и одного из самых коммерчески успешных режиссеров артхаусного кино.
Новые скандалы
На протяжении последних десяти лет жизни Бертолуччи продолжали постоянно задавать вопросы о знаменитой сцене со сливочным маслом. В 2016 году в интернете появился фрагмент интервью режиссера, где он говорит, что Шнайдер была действительно изнасилована на съемках, но позже выяснилось, что постановщик был не так понят. Тем не менее это видео привлекло внимание множества кинокритиков и голливудских актеров, среди которых такие звезды, как Крис Эванс и Джессика Честейн, которые публично призывали бойкотировать фильм и другие работы Бертолуччи, называя его преступником. Также досталось и Марлону Брандо, которого называли соучастником изнасилования. Режиссеру пришлось выпустить официальное заявление, где он указал, что в кадре происходит симулированный половой акт.