Каждый новичок, желающий разобраться в музыкальной теории, сталкивается со множеством непонятных и оттого страшных терминов, а именно: диез, бемоль и бекар.
Как бы жутко они не звучали, на деле знаки альтерации просто необходимы и не так сложны, как их рисуют.
Введение в теорию
Прежде чем переходить к терминологии знаков, следует разобраться со словом "альтерация", в частности, какое отношение оно имеет к данной теме.
Альтерация - это явление, при котором основные (натуральные) ступени лада видоизменяются. Они могут как повышаться (идут вверх по клавишам), так и понижаться (движение идет вниз).
Если погружаться в этимологию, то слово alteratio в переводе с латинского обозначает "другой".
Благодаря альтерации от каждой ступени возможно построить абсолютно любой лад (мажорный, минорный, лидийский, неаполитанский и другой).
Также под данным термином может подразумеваться и обострение неустойчивых звуков ладового тяготения к нотам, входящим в тоническое трезвучие. В таком случае видоизменяться будут только те звуки, которые находятся на расстоянии в большую секунду от устойчивых ступеней.
В мажоре это будет выглядеть таким образом:
- вторая ступень повысится или понизится;
- четвертая повысится;
- шестая понизится (гармонический вид мажорной гаммы).
В миноре:
- вторая ступень пойдет вниз;
- четвертая может пойти как вверх, так и вниз;
- седьмая всегда будет тяготиться к первой (гармонический вид минорной гаммы).
Ладовое повышение или понижение в музыке дает яркий выразительный эффект.
Диез. Что это?
Существует всего 3 вида знаков альтерации: диез, бемоль и бекар.
Первый из них - обладает эффектом повышения звука на полутон. Полутон представляет собой самое короткое расстояние между нотами, которое только может быть в музыке.
На письме данный нотный знак обозначается всем знакомой по клавиатуре телефона решеткой "#".
![Знак диез](/misc/i/gallery/85913/3236631.jpg)
Однако в музыке все довольно непросто и часто запутанно. При чтении партитур может встретиться непохожий на решетку символ, больше выглядящий как крест. Данный знак носит название дубль-диез. Это - знак альтерации, также повышающий звук, но уже на целый тон (образуется по схеме: полутон + полутон).
На практике выглядит подобным образом.
![Дубль-диез](/misc/i/gallery/85913/3236649.jpg)
Бемоль. О чем речь?
Разобравшись с диезом, встает очевидный вопрос: "Тогда что означает бемоль?". Два этих знака являются противоположностями, "антонимами" друг друга. Исходя из этого, бемоль делает все в точности да наоборот - понижает звук на полутон.
На нотном стане он походит на букву русского алфавита - мягкий знак.
![Знак бемоль](/misc/i/gallery/85913/3236650.jpg)
Если принцип бемоля такой же, как и у диеза, очевидно наличие и дубль - бемоля, который понижает ноту на целый тон. Однако в записи его узнать намного проще: рядом добавляется такой же знак.
Наглядный пример представлен ниже.
![Дубль-бемоль](/misc/i/gallery/85913/3236655.jpg)
Бекар. Что за символ?
Если с эффектом повышения-понижения все ясно, то для чего же тогда нужен знак бекар? Все просто - он отменяет все выше описанные символы. Его действие распространяется только на ту ноту, перед которой он стоит, и длится во временном промежутке один такт.
В прошлом для отмены дубль-диезов и дубль-бемолей использовался дубль-бекар, но затем для подобных случаев стал применяться обычный бемоль без какого-либо удвоения.
В нотах похож на цифру "4", но вместо треугольника сверху закрывается квадратом.
![Знак бекар](/misc/i/gallery/85913/3236656.jpg)
Диезы, бемоли и бекары на нотном стане
Когда теория становится понятной и термины перестают казаться ужасающими, настает время для практического ознакомления с изученным материалом.
Главное правило, которое стоит запомнить, звучит так: все знаки альтерации ставятся перед нотами.
Если в устной речи произносится: "до-диез", - то при доскональном чтении партитуры будет наоборот: "диез-до".
![Знаки на нотном стане](/misc/i/gallery/85913/3236669.jpg)
Данный принцип распространяется только на те ситуации, когда знаки являются временными и звучат либо в качестве средства выразительности, либо как промежуточный переход в другую тональность. Они действуют всего раз и только для одного звука.
Ключевые диезы и бемоли
Отличие ключевых знаков альтерации заключается в следующем: они указываются в самом начале нотного стана после ключа и их действие распространяется на все произведение. Диезы и бемоли обозначают тональность, в которой написано все сочинение или отдельная его часть.
![Квинтовый круг](/misc/i/gallery/85913/3236675.jpg)
Стоит уточнить, что при ключе знаки альтерации могут быть либо только диезными, либо бемольными. Смешение невозможно, так как данная ситуация подчиняется законам гамм: тональность содержит в себе или бемоли (например, до минор), или диезы (ре мажор).
Стоит уточнить
У многих при упоминании знаков альтерации сразу всплывает в воображении черная клавиша. Несомненно, данная ассоциация имеет место быть, однако далеко не во всех случаях.
Если при ключе стоят какие-либо знаки, это уже говорит о том, что в нотах имеются пониженные или повышенные звуки, и при временных диезах/бемолях, встречающихся по ходу произведения, черные клавиши могут преобразоваться в белые.
Так, например, в ми миноре ключевым знаком альтерации будет является фа-диез, но при определенных обстоятельствах в одном из тактов может встретиться либо фа-бекар, либо фа-дубль-диез, что изменит клавишу с черной на белую.
Такая же ситуация будет и с белыми клавишами фа и си. Повышение их на полтона, а именно: с ми на ми-диез и с си на си-диез не сделает их черными, так как между ними этой клавиши попросту нет.
![Белые клавиши](/misc/i/gallery/85913/3236442.jpg)
В заключение
Подводя итоги, можно сделать следующие выводы: данная статья наглядно объяснила, что означают диезы, бемоли и бекары, и смогла доказать, что на практике "черт не так страшен, как его малюют".
Знаки альтерации являются неотъемлемыми деталями музыкального конструктора, которые стоят отдельного внимания и подробной проработки.