Каждый новичок, желающий разобраться в музыкальной теории, сталкивается со множеством непонятных и оттого страшных терминов, а именно: диез, бемоль и бекар.
Как бы жутко они не звучали, на деле знаки альтерации просто необходимы и не так сложны, как их рисуют.
Введение в теорию
Прежде чем переходить к терминологии знаков, следует разобраться со словом "альтерация", в частности, какое отношение оно имеет к данной теме.
Альтерация - это явление, при котором основные (натуральные) ступени лада видоизменяются. Они могут как повышаться (идут вверх по клавишам), так и понижаться (движение идет вниз).
Если погружаться в этимологию, то слово alteratio в переводе с латинского обозначает "другой".
Благодаря альтерации от каждой ступени возможно построить абсолютно любой лад (мажорный, минорный, лидийский, неаполитанский и другой).
Также под данным термином может подразумеваться и обострение неустойчивых звуков ладового тяготения к нотам, входящим в тоническое трезвучие. В таком случае видоизменяться будут только те звуки, которые находятся на расстоянии в большую секунду от устойчивых ступеней.
В мажоре это будет выглядеть таким образом:
- вторая ступень повысится или понизится;
- четвертая повысится;
- шестая понизится (гармонический вид мажорной гаммы).
В миноре:
- вторая ступень пойдет вниз;
- четвертая может пойти как вверх, так и вниз;
- седьмая всегда будет тяготиться к первой (гармонический вид минорной гаммы).
Ладовое повышение или понижение в музыке дает яркий выразительный эффект.
Диез. Что это?
Существует всего 3 вида знаков альтерации: диез, бемоль и бекар.
Первый из них - обладает эффектом повышения звука на полутон. Полутон представляет собой самое короткое расстояние между нотами, которое только может быть в музыке.
На письме данный нотный знак обозначается всем знакомой по клавиатуре телефона решеткой "#".
Однако в музыке все довольно непросто и часто запутанно. При чтении партитур может встретиться непохожий на решетку символ, больше выглядящий как крест. Данный знак носит название дубль-диез. Это - знак альтерации, также повышающий звук, но уже на целый тон (образуется по схеме: полутон + полутон).
На практике выглядит подобным образом.
Бемоль. О чем речь?
Разобравшись с диезом, встает очевидный вопрос: "Тогда что означает бемоль?". Два этих знака являются противоположностями, "антонимами" друг друга. Исходя из этого, бемоль делает все в точности да наоборот - понижает звук на полутон.
На нотном стане он походит на букву русского алфавита - мягкий знак.
Если принцип бемоля такой же, как и у диеза, очевидно наличие и дубль - бемоля, который понижает ноту на целый тон. Однако в записи его узнать намного проще: рядом добавляется такой же знак.
Наглядный пример представлен ниже.
Бекар. Что за символ?
Если с эффектом повышения-понижения все ясно, то для чего же тогда нужен знак бекар? Все просто - он отменяет все выше описанные символы. Его действие распространяется только на ту ноту, перед которой он стоит, и длится во временном промежутке один такт.
В прошлом для отмены дубль-диезов и дубль-бемолей использовался дубль-бекар, но затем для подобных случаев стал применяться обычный бемоль без какого-либо удвоения.
В нотах похож на цифру "4", но вместо треугольника сверху закрывается квадратом.
Диезы, бемоли и бекары на нотном стане
Когда теория становится понятной и термины перестают казаться ужасающими, настает время для практического ознакомления с изученным материалом.
Главное правило, которое стоит запомнить, звучит так: все знаки альтерации ставятся перед нотами.
Если в устной речи произносится: "до-диез", - то при доскональном чтении партитуры будет наоборот: "диез-до".
Данный принцип распространяется только на те ситуации, когда знаки являются временными и звучат либо в качестве средства выразительности, либо как промежуточный переход в другую тональность. Они действуют всего раз и только для одного звука.
Ключевые диезы и бемоли
Отличие ключевых знаков альтерации заключается в следующем: они указываются в самом начале нотного стана после ключа и их действие распространяется на все произведение. Диезы и бемоли обозначают тональность, в которой написано все сочинение или отдельная его часть.
Стоит уточнить, что при ключе знаки альтерации могут быть либо только диезными, либо бемольными. Смешение невозможно, так как данная ситуация подчиняется законам гамм: тональность содержит в себе или бемоли (например, до минор), или диезы (ре мажор).
Стоит уточнить
У многих при упоминании знаков альтерации сразу всплывает в воображении черная клавиша. Несомненно, данная ассоциация имеет место быть, однако далеко не во всех случаях.
Если при ключе стоят какие-либо знаки, это уже говорит о том, что в нотах имеются пониженные или повышенные звуки, и при временных диезах/бемолях, встречающихся по ходу произведения, черные клавиши могут преобразоваться в белые.
Так, например, в ми миноре ключевым знаком альтерации будет является фа-диез, но при определенных обстоятельствах в одном из тактов может встретиться либо фа-бекар, либо фа-дубль-диез, что изменит клавишу с черной на белую.
Такая же ситуация будет и с белыми клавишами фа и си. Повышение их на полтона, а именно: с ми на ми-диез и с си на си-диез не сделает их черными, так как между ними этой клавиши попросту нет.
В заключение
Подводя итоги, можно сделать следующие выводы: данная статья наглядно объяснила, что означают диезы, бемоли и бекары, и смогла доказать, что на практике "черт не так страшен, как его малюют".
Знаки альтерации являются неотъемлемыми деталями музыкального конструктора, которые стоят отдельного внимания и подробной проработки.