Государственный финансовый контроль производится регулярно специализированными органами власти. В России не предусмотрено наличие единого органа, наделенного всеми полномочиями. Важнейшим направлением контроля является реализация основных целей фискальной политики. Данная функция возложена на президентские органы, которые организуют соблюдение норм, установленных бюджетным и налоговым законодательством.
Государственный финансовый контроль базируется на конституционных правах и обязанностях граждан. Государственный аппарат управления разрабатывает комплекс различных мероприятий, которые приводят к достижению основных стратегических целей. Соблюдение всех норм и стандартов отражается в стоимостных показателях, благодаря чему можно сопоставить данные разных периодов и отследить динамику.
Государственный финансовый контроль является системой, все компоненты которой находятся в тесной связи и взаимодействии. Если в нашей стране все органы на местах подотчетны созданным комитетам или федеральным службам, то, например, во Франции каждый орган зависит от министров, каждый из которых в конечном итоге заботится о целенаправленном расходовании средств бюджета и, конечно же, о полном формировании бюджета на разных уровнях.
Условно можно отразить конкретные виды государственного финансового контроля во Франции:
1. Производимый кабинетом министров контроль строго в соответствии утвержденных полномочий.
2. Постконтрольный период. Производится Счетной палатой на предмет достижения плановых показателей.
3. Межведомственный контроль.
Современное регулирование в Российской федерации осуществляется с помощью работы различных ведомств, функционирующих в рамках отдельных субъектов федерации или по стране в целом. Всего таких органов насчитывается около 66. Однако субъекты федерации успешно пользуются правом образования дополнительных органов, выполняющих контроль на местах. Единственным недостатком такой организации государственного регулирования является их чрезмерная самостоятельность, ведь деятельность подведомственных служб никак не регламентирована и не координирована.
Государственный финансовый контроль России можно разделить на следующие виды: правительственный, президентский, парламентский, аудиторский и прокурорский. Итак, президентский вид возглавляет глава государства, который по совместительству гарантирует исполнение конституционных норм, обеспечение правовой основы граждан и ответственности за несоблюдение обязанностей. Кроме того, был издан указ «О главном контрольном управлении Президента РФ», раскрывающий основные функции и задачи, которые должны выполнять органы государственного финансового контроля.
Парламентский контроль производится через Счетную палату. Данный орган направлен на проверку целесообразного исполнения бюджета и его соответствия предварительно установленным данным. Специалисты изучают плановые показатели и реальное положение дел, на основании чего делают заключение, насколько рационально и грамотно осуществляется расходование средств казны на местах и в республиканском масштабе. Если в ходе проверки были выявлены существенные ошибки или искажения, то представители Счетной палаты вправе потребовать внести некоторые изменения в процесс формирования или распределения бюджета. Для этого они дают конкретным подразделениям рекомендации, обязательные к исполнению.
В конечном итоге столь большое количество органов, занимающихся контролем в той или иной сфере, значительно ограничивает их возможность влияния на нарушителей. В связи с этим следует предпринять конкретные мероприятия для ускорения процесса регулирования и координирования порядка органами власти.