Транспортно-экспедиционная деятельность сегодня остается одним из наиболее востребованных видов услуг. Это вполне объяснимо. В современном мире поставщики и заказчики могут находиться не просто в разных городах, но и странах. Транспортно-экспедиционные компании осуществляют перевозку продукции и других грузов. Эти организации обеспечивают ускорение доставки товара к потребителям. Рассмотрим в статье особенности ведения транспортно-экспедиционной деятельности.
Общие сведения
Правовыми источниками, регламентирующими транспортно-экспедиционную деятельность, выступают ГК, ФЗ № 87, а также Правила, утвержденные правительством.
Специализированные компании предоставляют услуги по перевозке грузов на основании договора. В соответствии с ним, один участник – экспедитор – принимает обязательство по доставке имущества получателю за счет контрагента (отправителя или получателя). За это ему выплачивается вознаграждение. Соответственно, заказчик обязуется передать груз и оплатить его перевозку.
Условия договора
Стороны обговаривают все существенные моменты сделки и закрепляют их в документе. В договоре прописываются реквизиты сторон, предмет (перевозка груза), сведения о доставляемых объектах, пункты отправки и назначения, права и обязанности экспедитора и клиента, их ответственность, а также прочие важные вопросы.
Стороны могут обговорить и дополнительные условия сделки. Речь, в частности, о получении документов, необходимых для импорта или экспорта, выполнение требований таможенного органа погрузочно-разгрузочные работы, выплата сборов, пошлин, несение прочих расходов, хранение товара, получение груза по прибытию и т. д. Все условия определяются по взаимному согласию сторон, если иное не закреплено 87-ФЗ или другими нормативными документами. Действительным считается договор, заключенный в письменной форме. В случае необходимости клиент оформляет на экспедитора доверенность.
Обязанности перевозчика
В соответствии с 87-ФЗ, на экспедитора возлагаются:
- Организация транспортировки груза с гарантией его сохранности в сроки и на условиях, оговоренных сторонами.
- Координация взаимодействия участников доставки.
- Составление экономических и технических обоснований маршрутов и схем транспортировки с учетом требований и пожеланий владельца груза.
- Организация и предоставление услуг, связанных с приемом, перевозкой и выдачей грузов по установленным правилам.
- Контроль маркировки и пломбирования контейнеров, грузов, перевозочных средств, бункеров, холодильных камер и прочих хранилищ.
- Наблюдение за процессом выполнения перегрузочных, погрузочно-разгрузочных, перевалочных, упаковочных и складских работ, контроль соблюдения сроков, условий хранения, выдачи, накопления товаров.
- Оформление сопроводительных документов (в т. ч. товарно-транспортных накладных) на всех стадиях осуществления транспортно-технологических маршрутов и схем доставки.
- Расчет транспортных сборов и иных платежей.
- Оформление документации, связанной со страхованием груза, коммерческих актов и прочих бумаг, в соответствии с установленными законом формами, в случае поступления груза или транспортных средств в поврежденном виде.
- Информирование отправителей о движении имущества.
- Ведение требуемой коммерческой документации, заполнение форм отчетности.
- Переадресация грузов, реализация невостребованных объектов, розыск имущества, перевозочных средств.
Отклонение от указаний
Кроме этого, в Законе «О транспортно-экспедиционной деятельности» указано, что перевозчик должен предоставлять услуги согласно условиям договора и обо всех изменениях должен предупреждать заказчика. Если у исполнителя нет возможности направить клиенту запрос об отступлении от указаний либо в течение суток на него не получен ответ, он должен известить заказчика об изменениях сразу же, как это станет возможным.
Нюансы
В соответствии с ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности», если договором не закреплено иное, перевозчик имеет право выбрать или изменить вид транспорта, последовательность доставки, маршрут следования, руководствуясь интересами клиента.
Экспедитор имеет право не приступать к выполнению обязательств до предоставления заказчиком требуемых документов и информации об особенностях и свойствах доставляемого груза, условиях транспортировки и прочих существенных данных.
При приеме груза исполнитель должен оформить экспедиторский документ, предоставить оригиналы соглашений, которые будут заключены от имени заказчика на основании доверенности. Экспедитор не может заключать договор страхования перевозимого имущества, если это прямо не предусмотрено условиями сделки.
Права и обязанности клиента
Согласно положениям ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности», заказчик вправе:
- Выбирать способ доставки и маршрут следования.
- Требовать от исполнителя (если это закреплено в договоре о транспортно-экспедиционной деятельности) предоставления сведений о ходе перевозки.
- Давать экспедитору указания в соответствии с условиями договора.
Обязанности заказчика сводятся к своевременному предоставлению достоверной, полной и точной информации о характеристиках груза, условиях доставки, а также в передаче документов, необходимых для проведения таможенного, санитарного и прочих видов госконтроля.
Клиент должен выплатить вознаграждение, причитающееся исполнителю, в размере и сроки, установленные договором. Кроме этого, подлежат компенсации затраты перевозчика, понесенные в интересах заказчика.
Ответственность клиента и экспедитора
Она возникает в случае неисполнения или ненадлежащего выполнения условий договора и требований закона.
В частности, экспедитор возмещает реальный ущерб, возникший у клиента вследствие утраты, недостачи или повреждения груза после принятия для перевозки и до выдачи его получателю. В законодательстве предусмотрен следующий порядок расчета:
- при объявлении ценности груза – в ее размере или части этой суммы, пропорциональной недостающей доле груза;
- без объявления ценности – в размере документально подтвержденной, действительной стоимости имущества (или утраченной части).
В последнем случае при порче/повреждении груза перевозчик компенсирует сумму, на которую уменьшилась цена объектов. Если же восстановить имущество после порчи не представляется возможным, то возмещению подлежит полная действительная его стоимость.
В договоре об осуществлении транспортно-экспедиционной деятельности может быть закреплено, что, кроме компенсации реального ущерба, связанного с порчей, утратой либо недостачей груза, исполнитель обязан вернуть вознаграждение, полученное ранее от клиента, если оно не включено в стоимость имущества. Сумма устанавливается пропорционально стоимости недостающего, испорченного, утраченного груза. Дополнительно перевозчик компенсирует клиенту упущенную выгоду, связанную с порчей, недостачей или утратой груза.
Возмещение экспедитором ущерба осуществляется, если он не сможет доказать, что неисполнение им условий договора было связано с обстоятельствами, от него не зависящими.
В ФЗ № 87 закреплена также ответственность клиента за ущерб, нанесенный перевозчику вследствие непредоставления ему требуемой информации о грузе, маршруте и др. Если будет доказано, что отказ заказчика от оплаты затрат, возникших у исполнителя при соблюдении им условий сделки, был необоснованным, кроме компенсации этих расходов, клиент обязан выплатить штраф. Его сумма составляет 10% от величины указанных издержек.
Клиент также будет нести ответственность за несвоевременную выплату вознаграждения перевозчику, а также возмещение затрат, понесенных исполнителем в его интересах, в виде неустойки. Ее размер устанавливается в сумме 0,1% за каждый просроченный день. Однако он не должен превышать величину вознаграждения и расходов, понесенных в интересах заказчика.
Важные моменты
Груз будет признан утраченным, если по истечение 30 дн. с даты окончания оговоренного срока доставки он не был выдан. Если указанный период не определен, то вместо 30 дней принимается разумный срок, необходимый для транспортировки. Исчисление осуществляется с даты принятия груза экспедитором.
Имущество, доставленное, но не выданное получателю в связи с неуплатой вознаграждения перевозчику, не считается утраченным. В этом случае экспедитору необходимо своевременно известить клиента о доставке.
Если при выдаче груза получатель либо иное уполномоченное лицо не уведомили перевозчика о порче, утрате или недостаче, не указали их общий характер, груз будет считаться неповрежденным. При невозможности определить целостность и сохранность имущества обычным способом, указанное уведомление может быть направлено в течение 30 дне1 с даты приемки.
Дополнительно
При одностороннем отказе любого из участников от исполнения договора он обязан компенсировать контрагенту потери, вызванные этим действием, а также выплатить штраф – 10% от величины понесенных расходов.
В ФЗ № 87 установлено, что до предъявления перевозчику иска с требованиями, вытекающими из договора, обязательно соблюдение досудебной процедуры. Для этого клиент составляет письменную претензию и направляет ее экспедитору. Предъявить досудебные требования можно в течение 6 мес. с даты возникновения права на это (со дня, когда субъект узнал о нарушении). К претензии о порче (повреждении), недостаче или утрате груза заказчик должен приложить подтверждающую документацию, а также бумаги, удостоверяющие стоимость и количество отправленного имущества. Сопроводительные документы могут быть в подлиннике или копии. В последнем случае необходимо их заверение в установленном законом порядке.
Сроки
В течение 30 дн. с момента получения экспедитору надлежит рассмотреть претензию и ответить на нее письменно. В случае отклонения или частичного удовлетворения требований перевозчик должен указать основания принятия такого решения. При этом документы, предоставленные с претензией, возвращаются клиенту.
Экспедитор может принять требования заказчика на рассмотрение и после окончания срока, если он признает, что причины, по которым срок предъявления был пропущен клиентом, являются уважительными.
Требования, вытекающие из договора о транспортной экспедиции, могут быть предъявлены в течение года с момента возникновения права на обращение в суд.
Лицензирование
Получение разрешительной документации обязательно для лиц, осуществляющих транспортно-экспедиционную деятельность на автомобильном транспорте. Лицензирование необходимо для обеспечения государственного регулирования, стабильного функционирования рынка услуг, защиты интересов клиентов, а также реализации положений антимонопольного законодательства, экологических норм, требований безопасности движения при эксплуатации наземных ТС.
Субъекты
Разрешительную документацию надлежит получать учреждениям, организациям, предприятиям вне зависимости от их формы собственности, ведомственной принадлежности и предпринимателям, которые осуществляют:
- Пригородные, городские, междугородные, международные, межреспубликанские перевозки.
- Транспортно-экспедиционное обслуживание граждан и юрлиц.
- Техобслуживание и ремонт автотранспорта на коммерческой основе.
В соответствии с Правилами транспортно-экспедиционной деятельности, не подлежат лицензированию перевозки грузов ТС учреждений, организаций и предприятий, включенных в систему Госкомитета по статистике (кроме транспортировки на коммерческой основе).
Железная дорога
Сегодня на ж/д транспорте сложился рынок, на котором свои услуги предлагают и крупные, и небольшие компании разной формы собственности. Все больше появляется операторов – владельцев подвижного состава, создаются фирмы с участием иностранных инвесторов.
Транспортно-экспедиционная деятельность на железнодорожном транспорте регламентируется, в первую очередь, ГК и ФЗ № 87. Кроме этого, введен ГОСТ Р51133-98. В этом Стандарте закреплены ключевые требования к регулированию работы перевозчиков.
На ж/д транспорте сформирована система фирменного обслуживания. Взаимодействие с ней позволяет экспедиторам оказывать свои услуги на уровне, ничем не уступающем зарубежному. В ГОСТ Р51133-98 закреплена классификация услуг, общие требования к их качеству, а также способы контроля.