Проблема понимания сути профессионального долга является предметом изучения представителей разных сфер научного познания. Но более всего она беспокоит философов, социологов, психологов, педагогов. Давайте попробуем разобраться с понятием и ролью профессионального долга, аргументами, подтверждающими его социальное значение.
Особенности терминологии
Вряд ли можно вывести единую трактовку понятия «профессиональный долг». У представителей разных сфер деятельности свое видение его значения. Тем не менее некоторые общие признаки определить можно. Обратимся к словарю С. И. Ожегова. В нем понятие «долг» приравнивается к термину «обязанность». Слово определяется как некая совокупность действий, возложенных на субъекта и обязательных для совершения.
В рамках этики долг предполагает превращение требований нравственности в личную задачу индивида. Она формируется с учетом его статуса и условий, в которых он в данный момент пребывает.
В философской литературе упор делается на общественную природу долга, выявляются его субъективные и объективные особенности, определяется их взаимосвязь, наличие мотивирующей, регулятивной, оценочной функций, характеризуются механизмы трансформации внешних требований в личные (внутренние) убеждения индивида, установку, мотив, потребность совершать те или иные действия.
В психологии понятие рассматривают в контексте сознания в качестве целостной психологической структуры, присущей конкретной личности.
В педагогике понятия профессионального долга и ответственности отождествляются с индивидуальными качествами. Они рассматриваются как готовность к осуществлению педагогической деятельности.
Как видно из приведенных примеров, «профессиональный долг» в научной литературе используется в разных значениях. Вместе с этим, как показывает анализ теоретического материала, в любом случае речь идет о действительном, реальном его воплощении в действиях, поведении людей.
Профессиональный долг педагога
Сравнительно недавно прошли реформы отечественной системы образования. В результате перед педагогами были поставлены новые цели и задачи. Они актуализировали проблему профессионального долга и профессиональной ответственности.
Сегодня накопилось множество вопросов: что собой представляет новая система образования, как она функционирует в профессиональной деятельности учителя, как формируется, за счет чего преподаватель становится способным выполнять свой долг и т. д.
По мнению многих специалистов, убежденность, профессиональная ответственность и долг относятся к числу трудовых качеств, а не личных. Дело в том, что последние представляют собой длительно существующие характеристики, которые проявляются в действиях человека, находящегося в разных жизненных ситуациях. То или иное качество может характеризовать индивида в меньшей либо большей степени. Если говорить о личных характеристиках, то они соотносятся с пределами своего проявления у разных индивидов.
Источниками профессионального долга и ответственности учителя являются все-таки установки, определяющие его отношение к своей трудовой деятельности. Их можно рассматривать как совокупность мотивов, способов, форм трудового поведения. Именно через него и реализуется отношение лица к своей профессии.
Профессионально значимые качества
Вообще понятие «значимость» объединяет внешнее и внутреннее отношение к предмету. В самом себе оно предполагает диалектику объективного и субъективного. В этом понятии выделяется и конкретизируется главное в содержании регуляции и мотивации поведения учителя. Личностные качества, вовлеченные в процесс осуществления педагогической деятельности, оказывают существенное влияние на эффективность работы по таким ключевым параметрам, как качество, надежность, производительность.
Необходимо сказать, что отечественные научные деятели неоднократно поднимали вопрос о влиянии профессионально значимых характеристик личности на эффективность выполнения профессионального долга, аргументах, обосновывающих существование этой зависимости.
В разные периоды развития образовательной системы менялся подход к определению особенностей педагога, обеспечивающим выполнение им поставленных задач и целей. Среди ключевых профессионально значимых качеств отмечались:
- широкий кругозор;
- коммуникабельность;
- активное отношение к образовательной деятельности;
- способность к творчеству;
- требовательность к себе;
- эмоциональная устойчивость;
- ценностные ориентации и пр.
Зарубежные научные деятели в ходе многочисленных исследований в ходе построения личностной модели педагога выделили критерии, на основании которых отбирались разного рода качества, служившие, в свою очередь, базой для определения эффективности и успешности работы педагога. Анализ результатов позволил сформулировать весьма интересные выводы. Имело место некоторое совпадение при определении личностных качеств различными исследователями. Однако при этом в составленных перечнях отсутствовало указание на чувство нравственно-профессионального долга.
Специфика работы учителя
Исследование вопросов, связанных с реализацией профессионального долга, показывает, что она зависит не только от нормативных требований, установленных в стандартах (ФГОС), квалификационных характеристиках, должностных инструкциях. Немаловажное значение имеет такое личностное качество педагога, как мотивационно-ценностное отношение к своей профессии.
Работа учителя отличается от прочих тем, что ее ключевая цель состоит в формировании условий для становления и совершенствования личности других людей, управлении процессами разностороннего их развития с помощью педагогических средств. Понимание значимости этого труда выражается в итоге в педагогической направленности личных качеств человека.
Позиция педагога
О ней следует сказать отдельно.
Одним из ключевых требований, предъявляемых педагогической профессией, выступает четкость не только профессиональной, но и социальной позиции. Именно с их помощью учитель может выразить себя в качестве субъекта образовательной деятельности.
Позиция педагога формируется совокупностью интеллектуальных, эмоционально-оценочных, волевых отношений к окружающему, педагогической действительности и своей трудовой деятельности. Они выступают источниками активности учителя. Она определяется, с одной стороны, требованиями, возможностями и ожиданиями, предъявляемыми и предоставляемыми обществом. С другой стороны, позиция педагога обусловлена его личными, внутренними источниками: мотивами, целями, ценностными ориентациями, идеалами, мировоззрением, типом деятельности и гражданского поведения.
Профессиональное мышление
Социальная позиция учителя во многом определяет его отношение к своей работе. Оно, в свою очередь, отражает установку на проявление профессионального долга как чувства гражданской ответственности. На эффективность ее реализации большое влияние оказывает такое личностное качество, как культура мышления. Она включает в себя способности анализировать информацию, самокритичность, самостоятельность, быстроту и гибкость ума, память, наблюдательность и пр.
В практическом смысле культуру педагогического мышления можно представить в виде трехуровневой системы:
- Методологическое мышление. Это первый уровень, который обусловлен профессиональными убеждениями учителя. Они позволяют ему быстро ориентироваться в аспектах образовательной деятельности и вырабатывать гуманистическую стратегию.
- Тактическое мышление. Оно позволяет материализовать профессиональные идеи в конкретные технологии образовательного процесса.
- Оперативное мышление. Оно выражается в проявлении творческих способностей при организации образовательной деятельности.
Важнейшее значение в структуре культуры мышления педагога имеет осознание субъектом его профессионального долга. Примеров, когда учитель не понимает всей ответственности, которая на нем лежит, великое множество. Учитель – это образец для подражания. Поэтому даже вне школьных стен неприемлемы никакие безнравственные, аморальные, разлагающие действия, пусть даже они не направлены конкретно на детей и выглядят вполне безобидно. Быть педагогом – задача не из легких.
Осознание может достигаться путем рефлексии, обусловленной анализом процесса осуществления образовательной деятельности.
Формирование педагогического долга
В качестве средства обеспечения готовности учителя к выполнению задач и ответственности за свои действия выступает целостная система образования. В настоящее время педагогическая деятельность осуществляется на основании принципов демократизации, непрерывности, являясь одним из механизмов формирования индивидуальных качеств школьников. Учитывая это, многие эксперты полагают, что приобретение чувства профессионального долга должно обладать системной природой и включать в себя 4 компонента:
- Мотивационный. Он обеспечивает стремление, побуждение лица выполнять педагогический долг.
- Когнитивный. Он обеспечивает накопление и систематизацию знаний, необходимых для исполнения своего долга.
- Волевой. За счет него происходит реализация долга в конкретном поведенческом акте.
- Рефлексивный. Он предполагает самоанализ эффективности осуществленной деятельности, а также сложностей, которые появляются в процессе.
Среди приведенных выше элементов ведущее место занимает когнитивный элемент. Знания о последствиях исполнения либо неисполнения профессиональных обязанностей учителем обусловлены его мотивами, эмоциями, чувствами, которые связываются с понятием долга. Осознание конкретных способов реализации поставленных задач, вероятных трудностей, методов их преодоления определяются волевой регуляцией поведения педагога в конкретной ситуации. Когнитивный компонент, безусловно, имеет тесную связь с остальными элементами. Из этого следует, что в ходе подготовки педагогических кадров основной упор необходимо делать именно на него.
Особенности педагогического долга
Чем глубже преподаватель осознает свою ответственность, тем свободнее он осуществляет выбор своих поступков и действий в соответствии с нравственными идеалами.
В отличие от профессионального долга лиц, занятых в других сферах, педагогический долг имеет ряд особенностей:
- Комплекс его требований отражает интересы всех членов социума.
- Стимулы и мотивы совершения надлежащих действий в значительной степени отождествляются.
- Интересы членов социума сливаются с интересами самого педагога. При этом требования, предъявляемые обществом к учителю, становятся его внутренними мотивами и побуждениями.
- В педагогическом долге отражены нравственные ценности, обусловливающие характер поведения учителя.
Специфика реализации профессионального долга: примеры из жизни
В педагогической практике нередки ситуации, когда учителя стараются честно выполнить свой долг, однако ввиду тех или иных обстоятельств полученные ими результаты оказываются неравнозначными. В итоге возникает конфликт между обществом и конкретной личностью: социум дает человеку неудовлетворительную оценку. Давайте рассмотрим несколько ситуаций.
В последнее время все чаще родители недовольны работой учителя. Педагог хотя и осознает требования профессионального долга, но выполнять их по тем или иным причинам не желает. Налицо откровенно негативное отношение к преподавательской деятельности. В таких ситуациях целесообразно применять не только общественное воздействие, но и административные меры.
Очень часто бывает и другая ситуация: педагог отлично знает, в чем именно заключается долг, осознает необходимость выполнения требований, но у него нет силы воли, чтобы качественно работать над собой и доводить все начатые дела до логического завершения. В таких случаях на помощь приходит коллектив. Педагогу можно помочь, ужесточив требования к нему.
Достаточно сложно найти решение конфликта, вызванного временными трудностями, объективно препятствующими исполнению обязанностей. Например, у многих учителей нет благоустроенного жилья, некоторые вынуждены ухаживать за больным или престарелым родственником и пр. Тем не менее, как показывает практика, в слаженном коллективе всегда находится способ решения таких проблем.
Механизм функционирования долга
Одним из ключевых требований, предъявляемых обществом к современному педагогу, является необходимость постоянного пополнения знаний. Как показывают исследования, долг мотивирует учителя качественно работать над повышением уровня своего профессионализма, даже если он ограничен во времени. Выполнение задач, поставленных перед преподавателем, требует высокой педагогической культуры и мастерства, деловитости, собранности, способности находить все необходимое для работы в увеличивающемся информационном потоке.
Выводы
Профессиональный долг - определенное самоограничение, имеющее целью достижение профессионального успеха и личностной реализации. Определяя сущность данного понятия, большинство отечественных исследователей рассматривают его как обязательное функционально значимое личное качество педагога. В нем отражается оптимальный вариант трудового поведения лица, обусловленное требованиями, вытекающими из сути самой педагогической деятельности.
Теперь вы понимаете значение профессионального долга.