Автобус МАЗ 205 занимает особое место в истории отечественного автопрома. Эта модель стала символом советского автобусостроения и до сих пор вызывает ностальгические чувства у многих россиян.
В этой статье мы вспомним историю создания легендарного МАЗа, рассмотрим его технические характеристики и конструктивные особенности, а также узнаем, почему этот автобус так полюбился пассажирам.
История создания МАЗа 205
Разработка автобуса МАЗ 205 началась в середине 1960-х годов на Минском автомобильном заводе. Конструкторы поставили задачу создать надежный и вместительный автобус для междугородних пассажирских перевозок.
Первые экземпляры МАЗа 205 сошли с конвейера в 1972 году. Автобус сразу привлек внимание оригинальным дизайном, похожим на «гармошку». Такая конструкция позволила увеличить вместимость салона при относительно компактных габаритах.
С 1973 года МАЗ 205 стал поставляться во все регионы СССР и получил широкое распространение как основной междугородний автобус. За долгие годы выпуска его конструкция постоянно модернизировалась.
Конструкция и технические характеристики
Основой конструкции МАЗа 205 стала рама из двух лонжеронов с поперечинами. Кузов выполнили из стальных панелей, что обеспечивало прочность и долговечность. Отличительной чертой модели стала «гармонообразная» форма кузова с двумя сочленениями.
Благодаря такой конструкции МАЗ 205 имел внушительные размеры: длину более 11 метров и ширину около 2,5 метров. Высота салона позволяла комфортно разместиться пассажирам.
Двигатель автобуса располагался сзади. На ранних модификациях ставили бензиновые моторы, а с 1980-х годов - дизельные двигатели КамАЗ. Мощность достигала 210 л.с. Коробка передач - механическая 5-ступенчатая.
Популярность у пассажиров
МАЗ 205 пользовался большой популярностью у пассажиров благодаря просторному и комфортабельному салону. Вместимость достигала 75 человек. Кресла были расположены в 2 ряда друг за другом, проход между рядами позволял свободно перемещаться.
Отдельного внимания заслуживает легендарная плавность хода МАЗа 205. Пневматическая подвеска надежно гасила толчки и удары от неровностей дороги. Пассажиры ценили этот комфорт в дальних поездках.
МАЗ 205 выпускали десятилетиями в огромных объемах, и этот автобус стал по-настоящему народным транспортом. Конструкция МАЗа не раз становилась объектом тюнинга и модернизации.
До сих пор на дорогах можно увидеть экземпляры МАЗа 205, сохранившиеся в рабочем состоянии. А для многих россиян этот автобус навсегда останется символом советской эпохи на колесах.
Особенности эксплуатации
Несмотря на в целом надежную конструкцию, МАЗ 205 требовал регулярного технического обслуживания и замены расходных материалов. Особого внимания заслуживали тормозная система, подвеска и система охлаждения двигателя.
При intensive эксплуатации на междугородних маршрутах ресурс узлов и агрегатов МАЗа не был очень высоким. Требовались своевременные ТО и ремонт. В условиях советских автопарков это была непростая задача.
Большой расход топлива также ограничивал использование МАЗов 205 на местных городских маршрутах. Экономичным этот автобус можно было назвать только при полной загрузке и движении на большие расстояния.
Модернизация и тюнинг
Конструкция МАЗа 205 позволяла осуществлять его модернизацию силами самих автопредприятий. Зачастую автобусы дооборудовались кондиционерами, музыкальными центрами, более комфортабельными сиденьями.
Нередко встречались экземпляры МАЗа 205, переделанные под кафе или торговые павильоны. Такой автобус становился мобильным пунктом общепита или магазином.
Среди любителей тюнинга МАЗ 205 тоже пользовался популярностью. Автобус перекрашивали в яркие цвета, устанавливали мощные аудиосистемы, неоновые огни. Такой тюнингованный МАЗ привлекал внимание на дороге.
МАЗ 205 в киноискусстве
Благодаря узнаваемому и запоминающемуся образу, МАЗ 205 часто появлялся в советском и российском кино. Автобус можно увидеть в таких фильмах, как "Иван Васильевич меняет профессию", "Покровские ворота".
В фильмах МАЗ 205 обычно выполнял роль обычного пассажирского транспорта. Но иногда он использовался и для создания комического эффекта, подчеркивая несуразность происходящего.
Запоминающимся было появление МАЗа 205 в комедии Леонида Гайдая "Иван Васильевич меняет профессию". Автобус вдруг появлялся в средневековой Москве, вызывая изумление горожан.
Сохранение и реставрация
Сегодня многие энтузиасты стремятся сохранить дошедшие до наших дней экземпляры МАЗа 205. Автобусы восстанавливаются, приводятся в рабочее состояние и участвуют в ретро-слетах.
Реставрированные МАЗы 205 можно увидеть в музеях ретро-техники. Например, в музее ретро-автомобилей в Санкт-Петербурге есть несколько отреставрированных экземпляров этого автобуса.
Такие музейные экспонаты наглядно демонстрируют, насколько продуманной и совершенной для своего времени была конструкция легендарного МАЗа 205.