Иж Юпитер 5, переходная модель мотоциклов, которая и сегодня не утратила актуальность

Иж Юпитер 5 - уникальная модель мотоцикла, занимающая особое место в истории советского мотостроения. Этот мотоцикл стал переходным звеном между двумя эпохами в развитии Ижевского мотоциклетного завода. С одной стороны, Иж Юпитер 5 являлся последней моделью в линейке мотоциклов Иж-49 - первого советского мотоцикла, созданного после Великой Отечественной войны. С другой стороны, это была первая модель, разработанная под руководством нового главного конструктора ОТК Ижевского мотозавода Анатолия Чупрова.

Черно-белое фото гонщика на Иж Юпитер 5 на треке во время заезда.

Переосмысление классической конструкции

Иж Юпитер 5 сохранил классическую компоновку мотоциклов Иж-49 - с открытыми цепями, нижним расположением карбюратора и кикстартером. Однако конструкторы внесли в нее ряд усовершенствований.

В частности, была модернизирована подвеска - установлены телескопические вилки и новые амортизаторы. Это значительно улучшило управляемость и плавность хода. Также была усилена рама мотоцикла и переделаны некоторые узлы двигателя.

Ретро постер с изображением профиля Иж Юпитер 5 в движении и слоганом

Новый этап в истории Ижевского мотозавода

Выпуск Иж Юпитер 5 ознаменовал начало нового этапа в истории Ижевского мотоциклетного завода. Анатолий Чупров приступил к глубокой модернизации модельного ряда, ориентируясь на передовой зарубежный опыт.

Уже следующая модель Иж Планета-спорт стала настоящим прорывом - легкий, динамичный мотоцикл по многим параметрам превосходил зарубежные аналоги. Впоследствии завод освоил выпуск целого семейства современных мотоциклов.

Уникальность и редкость модели

Иж Юпитер 5 выпускался около двух лет в небольших объемах. Всего было произведено чуть более 5 тысяч мотоциклов этой модели.

Редкость Иж Юпитер 5, его историческая значимость как переходной модели, а также привлекательный дизайн делают этот мотоцикл предметом коллекционирования для ценителей ретротехники.

Востребованность у мотолюбителей

Несмотря на небольшое количество выпущенных экземпляров, Иж Юпитер 5 и сегодня пользуется популярностью у российских мотолюбителей.

Многие владельцы поддерживают свои "Юпитеры" в отличном рабочем состоянии, активно эксплуатируют их, участвуют на них в ретро-соревнованиях. Этот мотоцикл продолжает свою жизнь и по сей день. Иж Юпитер 5 имел ряд технических особенностей, отличавших его от более ранних моделей Иж-49. Главным образом эти особенности касались двигателя, трансмиссии и ходовой части.

Технические характеристики

Двигатель Иж Юпитер 5 имел рабочий объем 498 куб.см. и максимальную мощность 18 л.с. при 4600 об/мин. По сравнению с предшественниками, на этом двигателе была увеличена степень сжатия, что повысило его мощность и динамику. Также была модернизирована система смазки и охлаждения.

Конструкция рамы претерпела изменения для повышения прочности и снижения веса мотоцикла. Были применены легкие деформируемые щитки крепления ног, позволившие снизить неподрессоренные массы.

Подвеска с телескопическими вилками увеличила ход колеса до 110 мм и значительно улучшила плавность хода. Установка новых двухсторонних амортизаторов также способствовала комфорту езды.

Благодаря всем этим изменениям, Иж Юпитер 5 стал более динамичным, мощным и комфортабельным по сравнению со своими предшественниками из семейства Иж-49. Это и определило его переходный характер, заложив фундамент для дальнейшего развития модельного ряда.

Интересной особенностью Иж Юпитер 5 было применение двух разных типов колес. Переднее колесо имело классические спицевые штампованные диски, а заднее - литой диск. Такая комбинация позволила оптимизировать вес и прочность колес.

В целом Иж Юпитер 5 представляет собой яркий образец переходного этапа в эволюции советских мотоциклов. Фото этой редкой модели вызывают неизменный интерес у ценителей мототехники.

Особенности эксплуатации

Несмотря на конструктивные улучшения, Иж Юпитер 5 сохранял некоторые особенности эксплуатации, характерные для мотоциклов предыдущих поколений.

В частности, на мотоцикле применялась контактно-транзисторная система зажигания, требовавшая регулярного технического обслуживания. Необходимо было периодически регулировать зазоры между контактами прерывателя и менять конденсаторы.

Также владельцам приходилось уделять повышенное внимание смазке всех трущихся деталей и узлов. Особенно тщательной смазки требовали цепная и карданная передачи. При недостаточном уходе они быстро изнашивались.

Популярность у владельцев

Несмотря на необходимость регулярного ухода, Иж Юпитер 5 пользовался большой популярностью у советских владельцев мотоциклов. Он ценился за простоту конструкции, надежность, неприхотливость к топливу и условиям эксплуатации.

Многие мотолюбители предпочитали "Юпитер" из-за его ремонтопригодности - все работы можно было выполнить своими силами, используя простейший инструмент.

Использование в наши дни

Сегодня в России сохранилось немало экземпляров Иж Юпитер 5 в рабочем состоянии. Их владельцы активно используют мотоциклы для повседневных поездок и участия в ретро-слетах.

При соблюдении рекомендаций по эксплуатации и техобслуживанию, "переходная модель" Иж Юпитер 5 продолжает радовать своих хозяев надежностью и неприхотливостью.

Этот мотоцикл по праву считается классикой отечественного мотостроения, оставившей заметный след в его истории.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.