Реле топливного насоса - важный элемент системы питания двигателя внутреннего сгорания. От его исправной работы зависит бесперебойная подача топлива в двигатель. Давайте разберемся, где оно находится в автомобиле и как правильно проверить его работу.
Реле топливного насоса располагается в монтажном блоке в моторном отсеке. Место установки может немного различаться в зависимости от марки и модели автомобиля, но, как правило, оно находится рядом с блоком управления двигателем.
Поиск реле топливного насоса в монтажном блоке
Чтобы найти нужное реле, необходимо:
- Открыть капот и найти монтажный блок. Он представляет собой пластиковую коробку с установленными реле и предохранителями.
- На крышке монтажного блока обычно имеется схема с указанием расположения всех элементов. Найдите на схеме обозначение реле топливного насоса.
- Соотнесите номер контакта на схеме с реальным расположением реле в монтажном блоке.
Если схемы на крышке нет, придется определять нужное реле методом исключения - проверив все по очереди.
Внешний осмотр реле топливного насоса
Прежде чем приступать к проверке, осмотрите реле на наличие видимых повреждений:
- Проверьте целостность пластикового корпуса, отсутствие сколов и трещин.
- Убедитесь, что на металлических контактах реле нет следов коррозии и окисления.
- Попробуйте подвигать провода - они не должны болтаться и должны быть надежно закреплены.
При обнаружении любых повреждений корпуса или контактов реле подлежит замене.
Проверка реле топливного насоса мультиметром
Для полноценной проверки реле потребуется мультиметр - прибор для измерения электрических величин. Вот как с его помощью проверить исправность реле:
- Отсоедините разъем от реле топливного насоса.
- Переключите мультиметр в режим проверки сопротивления.
- Приложите щупы мультиметра к контактам управления реле (обозначены numbers 85 и 86).
- В нормальном состоянии сопротивление между контактами должно быть около 75 Ом.
- Если сопротивление сильно отличается или оборвано, значит, обмотка реле неисправна.
Данная проверка позволяет выявить внутренние неисправности, незаметные при визуальном осмотре.
Проверка работы реле под напряжением
Для окончательной диагностики нужно проверить работу реле топливного насоса на автомобиле под напряжением:
- Подключите разъем к реле и убедитесь, что замок фиксатора защелкнулся.
- Поверните ключ зажигания в положение "Включено". Должен быть слышен щелчок срабатывания реле.
- Выключите зажигание и снова включите, чтобы убедиться, что реле срабатывает стабильно.
- Если щелчка нет или он тихий и неуверенный, реле неисправно и подлежит замене.
Такая проверка позволит понять, срабатывает ли реле при подаче напряжения от бортовой сети автомобиля.
Замена реле топливного насоса
Если в ходе проверки выявлена неисправность реле, его необходимо заменить. Рекомендуется устанавливать новое реле той же марки, что было установлено изначально.
Для замены потребуются:
- Новое реле топливного насоса.
- Отвертка плоская и крестовая.
- Мультиметр (при необходимости).
Последовательность замены:
- Отсоедините разъем от неисправного реле.
- Выверните винты или гайки крепления реле к монтажному блоку.
- Извлеките неисправное реле и установите на его место новое.
- Закрепите реле винтами или гайками.
- Подсоедините разъем.
- Проверьте работу нового реле по инструкции выше.
После замены реле обязательно проверьте работу топливного насоса и двигателя. Теперь можете быть уверены, что топливо будет подаваться в двигатель в штатном режиме.
Регулярно проверяйте техническое состояние реле топливного насоса и при малейших подозрениях на неисправность заменяйте его. Это позволит избежать серьезных поломок системы питания на дороге.
Дополнительные способы проверки реле
Помимо описанных выше основных способов, существует несколько дополнительных способов проверки исправности реле топливного насоса.
Проверка на слух
Можно проверить работу реле топливного насоса, ориентируясь на звук его срабатывания. При включении зажигания должен быть слышен отчетливый щелчок. Если щелчок тихий, с запозданием или отсутствует вовсе - это повод для более тщательной диагностики.
Проверка тестером
С помощью простого тестера можно также определить неисправность реле. При подключении тестера к клеммам управления должна загораться лампочка, если реле в порядке.
Проверка вибрацией
Неисправные контакты в реле иногда можно "починить" кратковременной вибрацией. Легко постучите несколько раз по корпусу реле пластиковым молотком. Если после этого реле заработало, значит, контакты загрязнены или окислены.
Особенности реле в разных автомобилях
Расположение и проверка реле топливного насоса могут иметь некоторые особенности в автомобилях различных марок.
В автомобилях ВАЗ
В автомобилях ВАЗ реле топливного насоса часто располагается под капотом в монтажном блоке над аккумуляторной батареей. Оно легко доступно для визуального осмотра и проверки. Неисправность реле может привести к проблемам с запуском двигателя.
В автомобилях Audi
В автомобилях AUDI реле топливного насоса обычно находится в монтажном блоке под панелью приборов. Доступ к нему затруднен, поэтому лучше доверить проверку и замену реле специалисту. Неисправность проявляется в виде трудностей с пуском или неровной работы двигателя.
В автомобилях Opel
Реле топливного насоса Opel чаще всего монтируется в центральном электроблоке моторного отсека. Иногда для доступа к реле необходимо частично разобрать панель. Признаком неисправности являются провалы в работе двигателя и отказ запуска.
Периодичность проверки реле топливного насоса
Рекомендуется проверять исправность реле топливного насоса:
- Перед дальними поездками.
- При появлении признаков неисправности: провалы в работе двигателя, трудный пуск.
- При ТО - раз в 1-2 года, в зависимости от пробега.
- Перед наступлением холодного сезона.
Своевременная диагностика реле поможет избежать внезапной поломки на дороге и дорогостоящего ремонта всей системы питания двигателя.
Поиск неисправностей реле топливного насоса
Если в ходе проверки выявлено, что реле топливного насоса неисправно, необходимо провести более детальную диагностику, чтобы найти причину.
Проверка контактной группы
Возможно загрязнение или окисление подвижных контактов реле, что препятствует протеканию тока. Это можно выявить при внешнем осмотре и замере сопротивления мультиметром.
Проверка обмотки
Причина неисправности может крыться в обрыве обмотки реле. Это определяется проверкой сопротивления омметром или тестером.
Неисправность реле управления
Причиной может быть неисправность реле в цепи управления топливным насосом. Необходимо проверить все связанные реле.
Плохой контакт в разъеме
Стоит убедиться, что контакты разъема реле не загрязнены, не имеют следов окисления, обеспечивают надежный контакт.
Обрыв проводки
Возможен обрыв проводов в цепи питания реле или цепи управления. Это проверяется мультиметром.
Особенности диагностики в разных автомобилях
В автомобилях Audi
В AUDI для поиска неисправности реле топливного насоса часто требуется подключение к бортовому компьютеру - только так можно получить код ошибки и определить точную причину. Работу лучше доверить опытному автоэлектрику.
В автомобилях Opel
В Opel наиболее частой причиной отказа реле топливного насоса является коррозия контактов. Поэтому особое внимание стоит уделить проверке контактной группы и разъема реле.
Профилактика неисправностей реле топливного насоса
Чтобы минимизировать риск отказа реле топливного насоса, рекомендуется:
- Регулярно проверять реле, не реже 1 раза в год.
- Следить за чистотой и сухостью монтажного блока.
- Своевременно менять реле при появлении коррозии.
- Использовать качественные реле от проверенных производителей.
При своевременном обслуживании реле прослужит долгие годы без отказа. А регулярные проверки позволят вовремя обнаружить и устранить неисправность, не допуская серьезных поломок системы питания.
Ремонт реле топливного насоса
Если проверкой установлено, что реле топливного насоса неисправно, в ряде случаев возможен его ремонт без замены.
Зачистка контактов
При наличии окисления или сульфатации контактов их можно зачистить мелкой наждачной бумагой или напильником.
Ремонт обмотки
При нарушении целостности обмотки, ее в ряде случаев можно восстановить путем пайки или сварки места повреждения.
Ремонт печатной платы
Поврежденные дорожки на плате реле иногда можно восстановить с помощью проволоки и пайки.
Замена контактов
Сильно изношенные подвижные контакты реле при наличии навыков можно заменить на новые.
Ремонт реле разных производителей: Бош
Реле Bosch часто поддаются ремонту путем замены изношенных деталей - контактов, пружин. Имеются запчасти для ремонта.
Опель
Реле топливного насоса менее ремонтопригодны, чаще производится замена всего изделия. Но иногда возможна замена отдельных компонентов.
Ауди
Реле топливного насоса не имеют особых отличий и являются ремонтопригодными
Плюсы ремонта реле
Преимущества ремонта реле перед заменой:
- Экономия средств на новое реле
- Возможность быстро восстановить работу системы
- Сохранение индивидуальных регулировок данного реле
Главное - иметь необходимые навыки, инструменты и запчасти. Тогда ремонт поможет быстро и дешево решить проблему с реле топливного насоса.