Госпошлина это налог или сбор - вопрос, который часто возникает у россиян. С одной стороны, госпошлина взимается при обращении в государственные органы, что характерно для сборов. С другой стороны, она имеет обязательный и безвозмездный характер, как налоги.
Давайте разберемся, к какой категории все-таки относится госпошлина - к налогам или сборам.
Понятие госпошлина, налоги и сборы
Итак, госпошлина является налогом или сбором? В Налоговом кодексе РФ госпошлина определяется как "обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, совершающим юридически значимые действия".
Налоги - это обязательные платежи, которые взимаются с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства.
Сборы - платежи, взимаемые за совершение юридически значимых действий, например, за выдачу разрешений и лицензий.
Сходства госпошлины с налогами
Продолжаем рассматривать, госпошлина - это налог или сбор. Рассмотрим признаки, которые сближают госпошлину с налогами:
- Обязательность и безвозмездность - госпошлину обязаны платить все лица при обращении за госуслугами, возврат платы не предусмотрен.
- Фискальная функция - средства от госпошлины поступают в бюджеты разных уровней.
- Устанавливается Налоговым кодексом РФ - как и большинство налогов.
- Имеет налоговые льготы - для отдельных категорий граждан размер госпошлины снижен или отменен.
Сходства госпошлины со сборами
Говоря о том, госпошлина - это налог или сбор, следует учесть важный момент. Госпошлина обладает чертами, которые роднят ее со сборами:
- Взимается за совершение юридически значимых действий госорганами.
- Размер зависит от вида госуслуги.
- Не зависит от финансового положения плательщика.
- Поступает в бюджет того органа, который оказывает услугу.
Особенности правовой природы госпошлины
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что госпошлина обладает признаками как налогов, так и сборов. Это связано со спецификой данного вида платежа.
В юридической литературе госпошлина чаще всего определяется как "уникальный симбиоз налогов и сборов". Ее правовая природа носит двойственный характер.
С одной стороны, госпошлина выполняет фискальную функцию и имеет общие черты с налогами. С другой стороны, она является платой за оказание госуслуги, что сближает ее со сборами.
Выводы о юридической сущности госпошлины
Подводя итог, можно констатировать следующее:
- Госпошлина относится к смешанным платежам, совмещающим черты налогов и сборов.
- Она имеет двойственную правовую природу.
- Госпошлина выполняет фискальную и регулятивную функции.
- В Налоговом кодексе РФ госпошлина определена как разновидность налога.
Таким образом, несмотря на наличие некоторых признаков сбора, в российском законодательстве госпошлина отнесена к видам налогов. Это обусловлено преобладанием в ней фискальных черт, характерных для налогов.
Позиция госпошлины в системе обязательных платежей
Несмотря на преобладание фискальных черт, госпошлина занимает особое место в системе обязательных платежей в бюджет. Она находится на стыке налогов и сборов.
В отличие от налогов, уплата госпошлины напрямую увязана с получением конкретной госуслуги. При этом в отличие от многих сборов госпошлина носит общий, а не целевой характер - поступает в общий бюджет, а не в специальные фонды.
Такое положение госпошлины позволяет ей выполнять сразу несколько функций: фискальную, регулятивную, компенсационную. Это делает госпошлину эффективным инструментом финансовой политики государства.
Тенденции развития института госпошлины
В последние годы в России наблюдаются следующие тенденции развития института госпошлины:
- Расширение сферы применения за счет включения новых видов юридически значимых действий, облагаемых госпошлиной.
- Увеличение количества льгот как для физических, так и для юридических лиц.
- Индексация ставок с учетом инфляции.
- Введение возможности уплаты госпошлины в электронном виде.
- Ужесточение санкций за неуплату или неполную уплату госпошлины.
Таким образом, роль госпошлины как бюджетообразующего инструмента имеет тенденцию к повышению. При этом совершенствуются механизмы администрирования этого вида платежа.
Ставки госпошлины за различные виды юридически значимых действий
Размеры ставок госпошлины дифференцированы в зависимости от вида юридически значимого действия. Рассмотрим основные из них:
- Регистрация юридического лица - 4 000 рублей.
- Регистрация изменений в учредительные документы - 800 рублей.
- Выдача паспорта гражданина РФ - 300 рублей.
- Регистрация прав на недвижимое имущество - 2 000 рублей.
- Выдача водительского удостоверения - 800 рублей.
Как видно, размер госпошлины зависит от вида операции и ее значимости, что сближает ее с правовой природой сбора.
Налоговые льготы по уплате госпошлины
Для ряда категорий граждан предусмотрены налоговые льготы по госпошлине. Они освобождаются от ее уплаты полностью или частично. К таким лицам относятся:
- Инвалиды I и II группы.
- Ветераны Великой Отечественной войны.
- Герои Советского Союза.
- Многодетные семьи.
- Лица, пострадавшие от техногенных или стихийных бедствий.
Наличие налоговых льгот сближает госпошлину с таким видом налогов, как налог на имущество физических лиц.
Способы уплаты госпошлины
Госпошлину можно уплатить следующими способами:
- Наличными в кассу госоргана.
- Безналичным перечислением на счет госоргана.
- Онлайн с помощью банковской карты на сайте госуслуг.
- Посредством терминалов оплаты в отделениях банков.
Такая гибкость способов оплаты повышает доступность уплаты госпошлины для населения.
Последствия неуплаты или неполной уплаты госпошлины
За нарушение порядка уплаты госпошлины предусмотрена юридическая ответственность:
- Неуплата влечет отказ в совершении юридически значимого действия.
- Сумма недоимки взыскивается в принудительном порядке с начислением пеней.
- Возможно привлечение к административной ответственности в виде штрафа.
Такие меры стимулируют добросовестную уплату госпошлины налогоплательщиками.