Коробка передач ЗИЛ-130 относится к механическим ступенчатым коробкам передач и имеет 5 передач переднего хода и 1 передачу заднего хода. Она устанавливалась на грузовые автомобили ЗИЛ-130 в СССР с 1958 по 1971 год.
Основными узлами коробки передач ЗИЛ-130 являются: картер, валы, шестерни, синхронизаторы, муфта включения заднего хода, тяги и вилки переключения передач.
Устройство валов и шестерен
В коробке передач ЗИЛ-130 имеется 3 вала: первичный, промежуточный и вторичный. На валах расположены шестерни, образующие 5 ступеней переднего хода и 1 ступень заднего хода.
На первичном валу установлена ведущая шестерня, постоянно сцепленная с двигателем. На промежуточном валу расположены 3 шестерни для 2, 3 и 4 передач. На вторичном валу находятся 2 шестерни для 1 и 5 передач, а также шестерня заднего хода.
Принцип переключения передач
Переключение передач в ЗИЛ-130 осуществляется перемещением муфты синхронизатора на соответствующую шестерню при помощи специальных вилок.
Для включения 1 передачи синхронизатор на вторичном валу перемещается на шестерню 1 передачи, соединяя ее с валом. Для включения 2 передачи синхронизатор на промежуточном валу перемещается на шестерню 2 передачи.
Переключение с 3 на 4 передачу и обратно происходит перемещением того же синхронизатора на промежуточном валу между двумя шестернями. Для включения 5 передачи используется синхронизатор на вторичном валу.
Включение заднего хода
Для включения заднего хода используется отдельная муфта на вторичном валу, которая соединяет шестерню заднего хода с валом.
Вилка заднего хода перемещает эту муфту при переводе рычага коробки передач в положение "Задний ход". При этом вращение вторичного вала меняется на обратное.
Схема переключения передач
Схема переключения передач ЗИЛ-130 выглядит следующим образом:
- Нейтральное положение: все синхронизаторы и муфта заднего хода отключены.
- 1 передача: синхронизатор на шестерне 1 передачи на вторичном валу.
- 2 передача: синхронизатор на шестерне 2 передачи на промежуточном валу.
- 3 передача: синхронизатор на шестерне 3 передачи на промежуточном валу.
- 4 передача: синхронизатор на шестерне 4 передачи на промежуточном валу.
- 5 передача: синхронизатор на шестерне 5 передачи на вторичном валу.
- Задний ход: включена муфта заднего хода на вторичном валу.
Такая схема переключения передач позволяет осуществлять плавное переключение между всеми передачами как на ходу, так и на остановленном автомобиле.
Заключение
Коробка передач ЗИЛ-130 имеет достаточно простую, но надежную конструкцию, обеспечивающую уверенное включение всех передач и заднего хода. Несмотря на возраст, такие коробки передач до сих пор можно встретить на восстановленных автомобилях ЗИЛ и их модификациях.
Рассмотрим более подробно процесс синхронизации при переключении передач в коробке ЗИЛ-130.
Принцип работы синхронизаторов
Синхронизаторы служат для согласования частот вращения включаемой шестерни и вала коробки передач. Это необходимо, чтобы избежать громкого скрежета и повреждения зубьев.
Конструктивно синхронизатор состоит из муфты, закрепленной на валу, и кольца синхронизации, установленного с возможностью осевого перемещения.
При перемещении муфты синхронизатора на шестерню, сначала кольцо вступает в зацепление с зубчатым венцом шестерни, выравнивая частоты вращения. Затем муфта входит в зацепление и жестко соединяет шестерню с валом.
схема блокировки включения заднего хода
В коробке передач ЗИЛ-130 предусмотрена блокировка включения заднего хода при включенных передачах переднего хода. Это предотвращает одновременное зацепление шестерен переднего и заднего хода.
Блокировка осуществляется с помощью специального кулачка на валу переключения передач, который препятствует перемещению вилки заднего хода, если включена какая-либо передача.
кпп Смазка коробки передач
Для нормальной работы и долговечности коробки передач большое значение имеет качественная смазка ее деталей.
В ЗИЛ-130 применяется принудительная смазка под давлением от масляного насоса двигателя по специальным маслопроводам и каналам в валах и шестернях.
Рекомендуемые масла для коробки передач ЗИЛ-130 - всесезонные минеральные масла вязкостью 75W-90.
фото Картер коробки передач
Картер коробки передач ЗИЛ-130 изготавливается из литого алюминиевого сплава. Он состоит из двух частей, соединенных болтами.
Нижняя часть картера закрыта снизу крышкой с пробкой для слива масла. К верхней части крепится крышка подшипников выключения сцепления.
На картере имеются опоры для установки коробки передач на раме автомобиля.
передаточные числа Кинематическая схема коробки передач
Передаточные числа отдельных передач определяют величину общего передаточного числа на соответствующей ступени.
Передаточные числа коробки передач ЗИЛ-130:
- 1 передача - 7,2
- 2 передача - 4,22
- 3 передача - 2,392
- 4 передача - 1,419
- 5 передача - 1
- Задний ход - 7,2
Большие передаточные числа на низших передачах обеспечивают высокий крутящий момент на колесах.
Регулировка механизма переключения передач
Для плавного и четкого переключения передач необходимо регулярно проводить регулировку механизма переключения.
Регулировка заключается в установке необходимых зазоров в шарнирах тяг и вилок, а также обеспечении синхронности вращения синхронизаторов и переключаемых шестерен.
При поломке или повреждении деталей механизма переключения может возникнуть затрудненное переключение передач или отказ включения.
Неисправности коробки передач
Типичными неисправностями коробки передач ЗИЛ-130 являются:
- Течь масла через уплотнения
- Заедание при переключении передач
- Шум при работе
- Скрежет или стук при переключении
Причинами этих неисправностей могут быть износ деталей, нарушение регулировок, некачественное масло.
Для устранения неисправностей требуется разборка коробки, замена изношенных деталей и обязательная последующая регулировка.
Коробка передач ЗИЛ-130 отличается простой и надежной конструкцией, неприхотливостью в эксплуатации и обслуживании. При своевременном техническом обслуживании она способна прослужить сотни тысяч километров без капитального ремонта.
Знание особенностей устройства и принципа работы коробки передач позволяет быстро обнаружить и устранить возникающие неисправности, поддерживая ее в работоспособном состоянии.
Капитальный ремонт коробки передач
По истечении срока службы коробки передач ЗИЛ-130 или при выявлении серьезных неисправностей требуется проведение капитального ремонта.
При капремонте производится полная разборка коробки, промывка всех деталей, замена изношенных подшипников, шестерен, синхронизаторов, сальников, смазки.
Обязательны контроль и восстановление заводских зазоров и натягов во всех сопряжениях, балансировка валов и шестерен.
Замена масла в коробке передач
Регулярная замена масла является важной профилактической мерой для продления срока службы коробки передач.
Периодичность замены масла составляет 30-50 тысяч километров пробега в зависимости от условий эксплуатации.
При замене масла также меняется масляный фильтр. Рекомендуется промывка коробки специальными промывочными жидкостями.
Значение сцепления для коробки передач
Надежная работа сцепления имеет большое значение для предотвращения преждевременного износа коробки передач.
Плавное выключение сцепления обеспечивает мягкое соединение двигателя с трансмиссией, предупреждая динамические нагрузки на детали коробки.
Неисправное сцепление является распространенной причиной выхода из строя синхронизаторов и подшипников коробки передач.
Диагностика технического состояния
Для оценки технического состояния коробки передач проводится диагностика с использованием специального оборудования.
Диагностика включает проверку вибрации, шума, температуры масла, качества переключения передач, люфтов валов, наличия металлической стружки в масле.
По результатам диагностики определяется необходимость регулировки, ремонта или замены коробки передач.
Модернизация коробки передач
Для улучшения характеристик коробки передач ЗИЛ-130 иногда проводится ее модернизация.
Возможна установка синхронизаторов повышенной прочности, шестерен и валов из модифицированных сталей, опор валов с шариковыми подшипниками.
Применяются маслоохлаждающие радиаторы, устанавливаются фильтры тонкой очистки масла.
Проверка уровня масла
Периодически необходимо проверять уровень масла в коробке передач и при необходимости доливать.
Уровень масла рекомендуется проверять через каждые 10-15 тысяч километров пробега или раз в месяц при интенсивной эксплуатации.
Масло проверяется на прогретой коробке передач при помощи масляного щупа, уровень должен быть между метками "MIN" и "MAX".
Влияние водителя на работу коробки
Стиль вождения водителя оказывает большое влияние на скорость износа коробки передач.
Резкие трогания, "перескакивание" передач, включение заднего хода на ходу, эксплуатация на перегретом масле сокращают ресурс коробки.
Плавное и спокойное вождение, своевременное переключение на высшие передачи увеличивает срок службы коробки передач.
Преимущества конструкции
К достоинствам коробки передач ЗИЛ-130 можно отнести:
- Простоту конструкции и обслуживания
- Надежность и долговечность при правильной эксплуатации
- Удобство доступа ко всем узлам при ремонте
- Технологичность производства и ремонта
Эти качества обеспечили широкое распространение и длительное применение данной коробки передач на грузовиках семейства ЗИЛ.