Головные уборы всегда играли важную роль в традиционной одежде казаков. Они не только защищали от непогоды, но и служили отличительным знаком принадлежности к определенному казачьему войску. Каждое казачье войско имело свои традиционные головные уборы, отражавшие его историю и культуру.
Головные уборы казаков отличались большим разнообразием форм и отделки. Узнаем, как называется головной убор у казаков.
Папаха
Папаха - традиционный мягкий головной убор в виде высокого колпака из овчины или каракуля. Имеет названия "барашковая шапка" или "казачий колпак". Является общим элементом казачьей одежды, но имеет различия у отдельных войск.
Головной убор донских казаков - папаха черного или синего цвета, оторочена сукном. Иногда украшалась кисточкой. У кубанских и терских казаков папахи белые или серые, оторочены барашком. У запорожских и черноморских казаков встречаются красные папахи.
Кубанка
Головной убор казаков кубанка - это низкая шапка в виде тюбетейки с прямым верхом. Шилась из сукна темных цветов. Имела козырек и подкладку. Была распространена среди кубанских казаков в 19 веке.
Со временем кубанка трансформировалась. Стала делаться выше, козырек уменьшился. Стали использовать яркие цвета - красный, синий. Такая кубанка была принята в качестве парадного головного убора во многих казачьих войсках.
Фуражка
Фуражка - низкий цилиндрический головной убор мягкой или жесткой формы. В казачьей среде получила широкое распространение в 19 веке.
У запорожских казаков были распространены серые суконные фуражки. У донских казаков - темно-синие или черные фуражки с красным околышем. Головные уборы кубанских казаков включали черные или белые фуражки.
Фуражка часто дополнялась кокардой, кисточкой или плюмажем. Со временем превратилась в парадный головной убор казаков.
Шапка-ушанка
Шапка-ушанка из овчины с длинным мехом представляет традиционный зимний головной убор казаков. Имеет удлиненную форму и защищает уши.
Ушанки носили казаки всех войск. Отличались цветом - черные, серые или белые. Мех обычно подбирался в тон основной шапке. Иногда украшались вышивкой или кисточкой.
Зимой ушанка надевалась под папаху для дополнительной защиты от холода. Летом также использовалась в походах как защита от комаров.
Кепка-восьмиклинка
Восьмиклинка - еще один распространенный вид головного убора в казачьей среде. Представляет собой мягкую кепку с восемью клиньями.
Восьмиклинка появилась в 19 веке сначала у черноморских казаков. Затем распространилась и в других войсках. Изготавливалась из темного сукна или вельвета. Могла иметь кокарду.
Летняя легкая восьмиклинка заменяла тяжелую зимнюю папаху в теплое время года. Стала неотъемлемой частью повседневного казачьего костюма.
Таким образом, традиционные головные уборы донских казаков (фото присутствует в статье) отражали культуру и быт казаков. Каждый из них имел свое предназначение и историю возникновения. И по сей день головные уборы остаются важной частью казачьего костюма, сохраняя традиции прошлого.
Региональные особенности
Несмотря на общие черты, головные уборы казаков (фото в статье есть) каждого войска имели свои региональные особенности. Они зависели от климата, национальных традиций, исторических связей.
Например, кубанские казаки переняли традиции одежды кавказских народов. Отсюда распространение белых папах из каракуля и высоких кубанок ярких цветов. А запорожские казаки в своем костюме сохраняли черты украинского народного костюма.
Какой головной убор не носят казаки: знаки различия
У казаков-офицеров головные уборы могли дополняться элементами, указывающими на чин или звание. Это позволяло отличить офицеров от рядовых казаков.
Так, офицерские папахи украшались золотым галуном, кокардами, плюмажами из перьев. На кубанках и фуражках офицеров также крепились кокарды, галуны и плюмажи. Эти детали указывали на статус владельца.
Эволюция головных уборов
Со временем традиционные головные уборы казаков претерпели некоторую эволюцию. Менялись материалы, форма, декор.
Например, если раньше папахи шили только из меха, то в 20 веке стали использовать и сукно. Фуражки с мягких превратились в жесткие со сложными кокардами. Появились новые виды, такие как форменные фуражки с кантами.
Эти изменения отражали происходящую модернизацию казачьих войск и их интеграцию в регулярную армию Российской империи.
"Фото" головных уборов казаков
Благодаря сохранившимся фотографиям 19-20 веков, мы можем увидеть, как выглядели традиционные головные уборы казаков в носке.
На этих исторических "фото" запечатлены казаки в папахах, кубанках, фуражках, ушанках. Это позволяет наглядно представить, какими были формы, расцветки, декор этих уборов.
Такие фотографии дают бесценную визуальную информацию для изучения традиционной культуры казачества. Они сохраняют образы прошлого.
Использование головных уборов
Головные уборы казаков имели не только декоративное, но и утилитарное значение. Они защищали голову от непогоды, солнца, укусов насекомых.
Летом обычно носили легкие мягкие уборы - папахи, кубанки, фуражки, восьмиклинки. Зимой для защиты от холода использовали меховые папахи, ушанки. Такая смена головных уборов позволяла казакам адаптироваться к сезонным изменениям.
Уход за головными уборами
Казаки бережно относились к своим головным уборам и ухаживали за ними. Особенно тщательный уход требовался меховым и суконным изделиям.
Папахи и ушанки регулярно проветривали, чистили щетками, просушивали и посыпали тальком. Фуражки и кубанки чистили щеткой, протирали влажной тряпкой, могли подкрахмаливать.
Такие процедуры позволяли сохранить опрятный внешний вид и продлить срок службы головных уборов.
Символика головных уборов казаков
Головные уборы являлись значимым элементом культуры казаков, несли определенную символическую нагрузку.
Высокие папахи символизировали воинскую доблесть казаков. Фуражка олицетворяла принадлежность к войску. Белый цвет папахи указывал на простого казака, а золотой галун - на офицерский чин.
Таким образом, традиционные головные уборы несли в себе глубокий смысл и значение для казачьей культуры.
Современное использование
И в наши дни традиционные головные уборы продолжают использоваться казаками. Особенно часто их можно увидеть во время парадов, фестивалей, народных гуляний.
Современные казаки носят папахи, кубанки, ушанки, чтобы подчеркнуть свою этническую идентичность, продемонстрировать приверженность традициям. Эти уборы по-прежнему являются важной частью казачьей культуры.
Разнообразие материалов
Для изготовления традиционных головных уборов казаки использовали различные материалы. Выбор зависел от вида убора, сезона, доступности материалов.
Летние мягкие головные уборы чаще шили из легких тканей - сукна, вельвета, реже хлопка или шелка. Зимние теплые уборы изготавливали из меха - овчины, каракуля. Также применялась кожа, войлок.
Орнамент и отделка
Для украшения головных уборов казаки использовали вышивку, тесьму, галуны. Нередко встречалась аппликация мехом по краям уборов.
Орнамент в вышивке часто включал растительные и геометрические мотивы, иногда с символическим значением. Цветовая гамма подбиралась сдержанная, в тон основному материалу.
Головные уборы казачек
У казачек также были распространены традиционные головные уборы, схожие с мужскими, но имевшие некоторые отличия.
Женские папахи, кубанки и ушанки часто украшались бисером, стеклярусом, шелковыми кистями. Парадные уборы дополнялись цветами, лентами, жемчугом.
Головные уборы в искусстве
Традиционные головные уборы казаков часто изображались в живописи, графике, скульптуре как часть казачьего костюма и быта.
Особенно много изображений папах, кубанок, фуражек можно встретить в батальной живописи, посвященной истории казачества. Такие картины передают колорит эпохи.
Изготовление современных уборов
В наши дни головные уборы казачьего типа производятся промышленным способом, но также сохраняются традиции ручного изготовления.
Кустари воспроизводят старинные формы папах, кубанок, ушанок, используя как традиционные, так и современные материалы. Так продолжаются ремесленные традиции.
Влияние исторических событий
На развитие головных уборов казаков оказывали влияние различные исторические события.
Например, после присоединения Кубани и Кавказа к России в казачью культуру проникают черты кавказской одежды. Появляются высокие кубанки, распространяются белые папахи.
Совершенствование формы и покроя
В пореформенный период форма традиционных головных уборов постепенно совершенствуется.
Папахи становятся менее удлиненными, чаще шьются из сукна, а не только из меха. Фуражки превращаются из мягких в жесткие. Оптимизируются размер и покрой.
Влияние городской культуры
В условиях урбанизации и модернизации казачества в головных уборах распространяются городские веяния - использование ярких цветов, сложных кокард, новых форм кепи.
Унификация военной одежды
Интеграция казачьих войск в регулярную армию приводит к унификации военного обмундирования. Появляются общеармейские образцы фуражек.
Возрождение традиций
В конце 20 века происходит возрождение казачьей культуры. Возвращается интерес к традиционным головным уборам, мастера осваивают старинные техники изготовления.
Так исторический путь казачества отразился на эволюции их традиционных головных уборов.