"Недоросль": как вы думаете, почему комедия начинается сценой с портным Тришкой

Читателей произведения "Недоросль" Фонвизин заставляет задуматься: как вы думаете, почему комедия начинается сценой с портным Тришкой? Давайте разберем этот вопрос подробно и поймем, какое значение имеет эта сцена для всего произведения.

1. Краткое содержание сцены с Тришкой

Первая сцена комедии "Недоросль" происходит в доме помещицы Простаковой. На сцене присутствуют госпожа Простакова, ее сын Митрофанушка, слуга Еремеевна и крепостной портной Тришка.

Госпожа Простакова сердито упрекает Тришку в том, что тот сшил для Митрофанушки слишком узкий кафтан. Тришка оправдывается, что он не учился на портного и не может точно определить размер. Но Простакова не желает его слушать и угрожает наказать за плохую работу.

В разговор вступает Митрофанушка, который жалуется, что ему тесно в кафтане. Но мать одергивает его, называя "развеселым мальчишкой".

Таким образом, в сцене показан конфликт между жестокой помещицей и бесправным крепостным. А также дана характеристика избалованному и неразумному сыну Простаковой.

2. Характеристика персонажей и их взаимоотношений

Госпожа Простакова предстает в этой сцене деспотичной помещицей, которая привыкла командовать всеми в доме. Она резка в обращении даже со своим сыном, а уж тем более с крепостными. Простакова не желает слушать оправдания Тришки и готова жестоко наказать его за малейшую провинность.

Тришка - это забитый и бесправный крепостной, который вынужден терпеть унижения и побои от хозяйки. Он пытается объяснить, что не умеет шить, но его никто не слушает. Тришка целиком зависит от прихоти Простаковой.

Митрофанушка представлен избалованным и капризным сынком. Он не понимает, что кафтан действительно тесноват, и жалуется матери. Видно, что Митрофанушка привык к всеобщему потаканию и не принимает возражений.

Таким образом, Фонвизин показывает явное неравенство между помещицей и крепостными. А также воспитание детей без строгости и уважения к окружающим.

3. Атмосфера и настроение сцены

Атмосфера первой сцены довольно напряженная. Госпожа Простакова находится в раздраженном состоянии, гневно упрекая Тришку и не желая его слушать. Ее резкий тон заставляет слуг опасаться наказания.

Тришка в свою очередь находится в подавленном состоянии, ощущая полную бесправность и зависимость от прихоти барыни. Он вынужден оправдываться, хотя понимает бесполезность своих слов.

Даже реплики Митрофанушки звучат как недовольное ворчание из-за тесного кафтана. Такое настроение персонажей создает ощущение скрытого конфликта, который в любой момент может вырваться наружу.

Эта напряженность подчеркивает несправедливость происходящего и вызывает сочувствие к бесправному положению Тришки. Фонвизин мастерски передает атмосферу деспотизма в дворянском доме.

4. Функции сцены в композиции комедии

Первая сцена выполняет несколько важных функций в комедии "Недоросль":

  • Знакомит читателя с обстановкой в доме госпожи Простаковой и вводит в курс дела;
  • Дает первое представление о характерах и взаимоотношениях героев;
  • Задает тон всей комедии, показывая атмосферу деспотизма и невежества;
  • Является завязкой сюжета: упоминается предстоящая свадьба Софьи, что важно для дальнейшего развития действия;
  • Соответствует канонам классицизма, соблюдая единство места, времени и действия.

Кроме того, в сцене прослеживается параллель с известной притчей про Тришку, который латал старый кафтан, отрезая куски от нового. Тришка из комедии тоже может ассоциироваться с этим персонажем.

Таким образом, первая сцена играет важную роль в общей композиции произведения, задавая настроение, представляя героев и намечая развитие конфликта.

5. Раскрытие идейно-художественного замысла

Первая сцена помогает Фонвизину раскрыть основной идейно-художественный замысел комедии "Недоросль". В частности, здесь проявляются такие важные темы, как:

  • Показ уклада жизни дворянской семьи и крестьян;
  • Критика крепостничества и деспотизма помещиков;
  • Противопоставление истинного просвещения и невежества, царящего в доме Простаковых;
  • Намек на дальнейшее разоблачение невежд и лицемеров.

Уже здесь Фонвизин показывает явную несправедливость по отношению к Тришке со стороны Простаковой. А комичное невежество Митрофанушки также высмеивается автором.

Таким образом, первая сцена задает тот идейный и сатирический тон, который будет развиваться на протяжении всего произведения. Она ключевая для понимания замысла Фонвизина.

6. Значение сцены в контексте эпохи

Первая сцена комедии "Недоросль" тесно связана с исторической эпохой, когда было написано это произведение. В частности, в ней проявляются такие черты времени:

  • Отражение реалий жизни дворянства и крепостных крестьян в России XVIII века;
  • Связь с личностью императрицы Екатерины II, при которой царило крепостное право;

Положение крестьян, их бесправие и зависимость от помещиков реалистично показаны в сцене с Тришкой. А образ властной Простаковой отчасти перекликается с фигурой Екатерины II. Также здесь есть аллюзия на неразвитость комедийного жанра в России того времени.

Таким образом, первая сцена тесно связана с историческим контекстом эпохи и отражает ее основные черты.

сценой с портным тришкой

7. Восприятие сцены читателями и критиками

Первая сцена комедии "Недоросль" по-разному воспринималась читателями и критиками на протяжении истории.

Современники Фонвизина отмечали реалистичность в изображении нравов дворянского быта. Однако некоторые упрекали автора в чрезмерной сатиричности.

В дальнейшем литературоведы XIX века акцентировали внимание на глубоком социальном смысле этой сцены как обличении крепостного права.

В наше время исследователи также отмечают мастерство Фонвизина в создании характеров и атмосферы деспотизма.

8. Уроки и поучительный смысл сцены

Первая сцена несет в себе важный поучительный смысл, давая уроки читателям:

  • Показывает пагубность невежества и деспотизма;
  • Учит ценить просвещение и не ущемлять права других;
  • Призывает к уважению и справедливости по отношению к окружающим.

Эти уроки не потеряли актуальности и сегодня, призывая нас к гуманизму и милосердию.

9. Оценка мастерства Фонвизина в создании первой сцены

Первая сцена комедии "Недоросль" демонстрирует высокое драматургическое мастерство Фонвизина.

Он умело вводит читателя в атмосферу произведения, используя действенные приемы: диалог, реплики, ремарки.

Точные детали быта, меткие характеристики персонажей создают яркую картину нравов.

Фонвизин мастерски передает комизм положений, высмеивая пороки.

10. Значение реалистичности в создании образов

Реалистичность образов персонажей придает особую убедительность первой сцене "Недоросля".

Живые, объемные характеры Простаковой, Тришки, Митрофанушки воссоздают атмосферу эпохи.

Благодаря реалистичности читатель ощущает правдивость изображения нравов.

Типичные характеры позволяют автору раскрыть сатирический пафос произведения.

11. Символическое значение образа Тришки

Образ Тришки имеет важное символическое значение в первой сцене комедии.

Он олицетворяет положение всего крепостного крестьянства в эпоху Фонвизина.

Тришка - символ несправедливости, царившей тогда в обществе.

Его образ вызывает сострадание читателя к угнетенным.

сцена с портным тришкой

14. Выражение авторской позиции

Уже в первой сцене прослеживается авторская позиция Фонвизина.

Осуждение деспотизма, невежества, противопоставление истинному просвещению.

Сочувственное отношение к простому народу.

Обличительный пафос и решимость бороться с пороками общества.

Так Фонвизин задает гуманистическое направление всей комедии.

А как вы думаете, почему комедия начинается сценой с портным Тришкой?

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.