Электровоз "Дончак": технические характеристики, фото

Электровозы серии "Дончак" - последнее слово российского локомотивостроения. Мощные, надежные, комфортные для машинистов, они стали достойной заменой старым сериям и расширили возможности грузовых перевозок. Давайте разберемся в особенностях этих инновационных машин.

История создания электровозов "Дончак"

В начале 2000-х годов в России возникла необходимость в обновлении парка грузовых электровозов. Основным производителем электровозов в СССР и России долгое время являлся Новочеркасский электровозостроительный завод, который к тому времени прекратил выпуск грузовых локомотивов. Электровозы постоянного тока серии ВЛ11М для России в то время выпускались в Грузии, которая после распада СССР уже не могла считаться основным поставщиком. Поэтому их производство требовалось освоить на российских предприятиях.

Разработка новой серии электровозов велась более года в Новочеркасском ВЭлНИИ. За основу была взята механическая часть электровозов ВЛ80 с незначительными доработками. Для новой серии четырехосных электровозов постоянного тока по новой системе обозначений было выбрано наименование ЭС4К ("электровоз секционный 4-й серии с коллекторными двигателями").

Первый двухсекционный электровоз серии 2ЭС4К был изготовлен в 2006 году. С 2008 года Новочеркасский завод приступил к серийному производству этих локомотивов. По результатам конкурса серии электровозов было присвоено именное название "Дончак", поскольку они производились в Новочеркасске.

Модификации электровозов "Дончак"

Электровоз 2ЭС4К является базовой двухсекционной моделью серии "Дончак". Он состоит из двух одинаковых секций, каждая из которых имеет кабину управления с одной стороны и межсекционный переход с другой.

2ЭЛ4 - экспортный вариант 2ЭС4К, созданный для Украины. Он отличается формой кабины и оборудованием под украинские стандарты. Всего было выпущено 6 таких электровозов.

Электровоз 3ЭС4К имеет в составе две головные и одну промежуточную бустерную секцию без кабины управления. Это позволяет увеличить мощность по сравнению с 2ЭС4К.

Возможны следующие составы из секций ЭС4К:

  • 2ЭС4К - из 2 головных секций
  • 3ЭС4К - из 2 головных и 1 бустерной секции
  • ЭС4К + 2ЭС4К - из 3 головных секций

Технические характеристики

Электровозы серии "Дончак" предназначены для вождения грузовых и пассажирских поездов на железных дорогах колеи 1520 мм, электрифицированных на постоянном токе 3 кВ. Они рассчитаны на эксплуатацию в диапазоне температур от -50°С до +50°С.

Основные технические параметры электровозов:

Мощность секции 3200 кВт
Масса секции 96 т
Максимальная скорость 120 км/ч

По своим характеристикам электровозы ЭС4К сходны с предшественниками серии ВЛ11, но обладают рядом преимуществ:

  • Новая обтекаемая форма кабины
  • Современная система управления на базе микропроцессора
  • Повышенный комфорт для машинистов

Отличия между модификациями заключаются в числе и типе секций, что влияет на общую мощность и массу локомотива.

Эксплуатация электровозов "Дончак"

Первые электровозы 2ЭС4К поступили для опытной эксплуатации в депо Карталы Южно-Уральской железной дороги в 2007 году. Они проходили обкатку и динамические испытания на полигонах дороги.

С 2010 года электровозы стали поступать на Северо-Кавказскую железную дорогу в депо Туапсе для замены устаревших серий ВЛ10 и ВЛ11. Часть локомотивов изготавливалась в грузопассажирском исполнении для вождения поездов с пассажирами на этом участке.

С 2013 года электровозы 2ЭС4К начали эксплуатироваться на Октябрьской железной дороге, в депо Волховстрой. Они используются в грузовом движении, часто в сцепе из трех секций. Также туда поступают трехсекционные электровозы 3ЭС4К.

Вид сверху с дрона на 3ЭС4К Дончак, драматично подсвеченный против солнца, движущийся по зеленой горной долине в ясный летний день. Три соединенных моторных секции изгибаются сквозь долину над искрящейся речной водой, проезжая мимо густых сосновых лесов и

Отзывы о работе на электровозах "Дончак"

По отзывам машинистов, электровозы "Дончак" в целом хорошо себя зарекомендовали в работе. Отмечается удобство управления ими и повышенный комфорт в кабине.

Однако в эксплуатации этих локомотивов периодически возникают проблемы, связанные с выходом из строя отдельных узлов и систем. Чаще всего отказывают тяговые двигатели, компрессоры, контакторы. Это приводит к незапланированным простоям.

Перспективы модернизации

Существует потенциал для дальнейшего усовершенствования электровозов "Дончак". В частности, возможна модернизация отдельных систем с целью повышения их надежности.

Также можно увеличить мощность локомотивов для расширения области их применения. Есть перспективы переоборудования этих электровозов под другие виды тяги, например, для линий переменного тока.

Электровозы "Дончак" в масштабе

Существует множество моделей электровозов "Дончак" для модельных железных дорог в разных масштабах. Они выпускаются известными производителями, такими как Piko, Zvezda, ModelTrans.

При выборе модели важно определить оптимальный масштаб исходя из размеров макета. Также стоит обратить внимание на точность деталировки и качество покраски.

Мрачный низкий ракурс на выезжающий из густого ночного тумана электровоз 2ЭС4К Дончак с кинематографическим освещением передней части корпуса и лобового стекла. Фары локомотива вырезают драматичные конусы в дымке, проезжая мимо теневой промышленной зоны с

Интересные факты об электровозах "Дончак"

Один из первых локомотивов "Дончак" демонстрировался в 2006 году на Московском вокзале Санкт-Петербурга. Это была презентация новой серии для широкой публики.

В 2020 году произошло лобовое столкновение двух электровозов "Дончак" на станции Купчинская в Санкт-Петербурге. Локомотивы получили серьезные повреждения, но были восстановлены.

Электровозы "Дончак" в фотографиях

Электровозы "Дончак" часто попадают в объективы любителей железнодорожной фотографии. Есть много ярких и запоминающихся снимков этих локомотивов.

Особенно эффектно смотрятся фото "Дончаков" в движении. Мощные машины, уверенно тянущие тяжеленные составы, производят неизгладимое впечатление.

Интересны ракурсы снизу, демонстрирующие всю мощь и размах конструкции локомотивов. Также запоминаются кадры на фоне красивых пейзажей.

Любопытные случаи с электровозами "Дончак"

За время эксплуатации электровозов "Дончак" произошло немало любопытных случаев, о которых ходят легенды.

Рассказывают о том, как "Дончак" в жесточайшие морозы сумел стронуть с места замерзший состав и довести его до пункта назначения. Это свидетельствует о высоком тяговом усилии локомотивов.

Также известен случай, когда машинист заблудился в метель, но благодаря надежности "Дончака" сумел преодолеть непогоду и вывести поезд на станцию.

Электровозы "Дончак" в творчестве

Образ мощного и надежного "Дончака" вдохновлял не только фотографов, но и художников. Есть интересные картины, графические работы, посвященные этим локомотивам. Особенно запоминаются полотна, где "Дончак" предстает словно живое существо, ведущее за собой длинный поезд. Эти образы подчеркивают силу и характер электровозов. Также встречаются оригинальные инсталляции и скульптуры на тему "Дончака". Это свидетельствует о том, что эти локомотивы стали частью культуры.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.
Новости и общество
Новости и общество
Новости и общество