Основное производство и вспомогательное производство: определение понятий, виды, отличия

Ежедневно мы пользуемся продукцией, произведенной на предприятиях различных отраслей промышленности. Но мало кто задумывается о том, как организован сам процесс производства на заводах и фабриках. В частности, как соотносятся между собой понятия «основное производство» и «вспомогательное производство»? Давайте разберемся!

1. Определение основного производства

Основное производство - это часть производственного процесса, в которой непосредственно создается продукция. На любом промышленном предприятии выделяются основные цеха, участки, производства, где и идет собственно изготовление основной продукции.

Характерными чертами основного производства являются:

  • Наличие законченного производственного цикла по изготовлению определенных изделий или продуктов;
  • Наличие рабочих-производственников, непосредственно участвующих в создании продукции.

2. Виды основного производства

Основное производство классифицируется по различным признакам:

  • По характеру производственного процесса: единичное, серийное, массовое;
  • По степени обработки исходного сырья: добывающее и обрабатывающее;
  • По роли в создании конечного продукта: основное, вспомогательное, обслуживающее;
  • По отраслям промышленности: машиностроение, пищевая, химическая, нефтехимическая и др.;
  • По месту в общем технологическом процессе: основные, вспомогательные и обслуживающие цеха.

3. Характеристика вспомогательного производства

Вспомогательное производство призвано обеспечивать нормальную работу основного производства. Вспомогательные цеха обслуживают основные производственные цеха, снабжая их всем необходимым.

В отличие от основного, вспомогательное производство непосредственно не создает готовую продукцию. Его задача заключается в том, чтобы создать условия для бесперебойной и эффективной работы основных цехов.

4. Виды вспомогательного производства

К основным видам вспомогательного производства относятся:

  • Ремонтное производство - ремонт оборудования основных цехов;
  • Инструментальное производство - изготовление и ремонт инструментов, оснастки для основного производства;
  • Энергетическое производство - обеспечение электроэнергией, паром, сжатым воздухом и другими видами энергии;
  • Транспортное производство - перевозка сырья, материалов, полуфабрикатов, готовой продукции;
  • Складское производство - приемка, хранение и отпуск материальных ресурсов;
  • Строительное производство - строительство и ремонт зданий на территории предприятия.

5. Структурные подразделения вспомогательного производства

Вспомогательное производство включает следующие структурные подразделения:

  • Ремонтные цеха и мастерские;
  • Цеха по производству инструментов, штампов и технологической оснастки;
  • Цеха и участки по обеспечению предприятия электроэнергией, паром, сжатым воздухом и другими видами энергии;
  • Транспортный цех, включающий автогараж, железнодорожный участок, службы погрузочно-разгрузочных работ;
  • Склады сырья, материалов, полуфабрикатов, готовой продукции;
  • Строительные участки и бригады.
Рабочий у станка

6. Технологические процессы вспомогательного производства

К типичным технологическим процессам вспомогательного производства относятся:

  • Техническое обслуживание оборудования основных цехов;
  • Проведение текущего и капитального ремонта оборудования;
  • Проектирование и изготовление различных инструментов и технологической оснастки;
  • Выработка и подача пара, электроэнергии, сжатого воздуха и других видов энергии;
  • Транспортировка грузов различными видами транспорта;
  • Приемка, хранение, учет и выдача всех видов материальных ценностей.

7. Оборудование вспомогательного производства

Во вспомогательном производстве используется следующее оборудование:

  • Станки для ремонта деталей и изготовления запасных частей;
  • Контрольно-диагностическая аппаратура;
  • Станки и пресс-формы для производства различных инструментов и оснастки;
  • Котлы, турбины, генераторы, компрессоры и другое энергетическое оборудование;
  • Железнодорожный транспорт, автомобили, краны, конвейеры, трубопроводы;
  • Подъемно-транспортные механизмы, стеллажи, различный складской инвентарь;
  • Строительная техника и механизмы.

8. Персонал вспомогательного производства

Во вспомогательном производстве заняты следующие категории работников:

  • Слесари, токари, фрезеровщики, электрики, сварщики и другие рабочие специальности;
  • Мастера, инженеры, технологи;
  • Машинисты, кочегары, операторы котлов, турбин и другого энергетического оборудования;
  • Водители, машинисты кранов, крановщики;
  • Кладовщики, операторы склада, грузчики.

9. Документальное оформление работы вспомогательных цехов

Все работы и услуги вспомогательных цехов оформляются следующими документами:

  • Наряды на проведение ремонтных работ;
  • Лимитно-заборные карты на получение материалов и инструментов;
  • Накладные и карточки учета на отпуск всех видов энергоресурсов;
  • Путевые листы, квитанции на перевозку различных грузов;
  • Приходные ордера, накладные, карточки на поступление и отпуск материалов;
  • Акты выполнения работ и оказания услуг.
Производственный цех

10. Учет затрат вспомогательного производства

Для учета затрат вспомогательного производства используется счет 23 "Вспомогательные производства" с разбивкой по видам производств.

Ежемесячно все затраты вспомогательных цехов списываются в дебет соответствующих счетов основного производства. В конце года производится корректировка затрат до их фактической себестоимости.

Прямые затраты вспомогательного производства включаются в стоимость продукции основных цехов. Косвенные затраты ежемесячно списываются на издержки производства.

Все расходы на содержание и эксплуатацию автотранспортного хозяйства отражаются на отдельном субсчете 23.1 "Автомобильный транспорт".

11. Преимущества использования вспомогательного производства

Использование вспомогательного производства дает предприятию следующие преимущества:

  • Снижение затрат за счет специализации отдельных подразделений;
  • Повышение производительности труда в основных цехах;
  • Возможность оперативного ремонта оборудования;
  • Экономия на транспортных расходах;
  • Сокращение простоев из-за нехватки запчастей и инструментов;
  • Снижение складских расходов на хранение запасов.

12. Недостатки чрезмерного развития вспомогательного производства

Однако чрезмерное разрастание вспомогательного производства может привести к следующим негативным последствиям:

  • Удорожание себестоимости продукции;
  • Перерасход ресурсов из-за неэффективности вспомогательных цехов;
  • Зависимость основного производства от своевременности услуг вспомогательных цехов;
  • Сложность планирования и учета межцехового взаимодействия;
  • Необходимость строительства дополнительных складских помещений;
  • Усложнение управления предприятием в целом.

13. Баланс интересов основного и вспомогательного производства

Для достижения максимальной эффективности производства необходим баланс интересов основного и вспомогательного производства. С одной стороны, вспомогательные цеха должны оперативно и качественно удовлетворять потребности основных цехов. С другой стороны, их масштабы не должны быть чрезмерными, чтобы не удорожать себестоимость конечной продукции.

14. Оптимизация расходов основного и вспомогательного производства

Для оптимизации расходов основного и вспомогательного производства необходимо:

  • Точно рассчитывать потребность основных цехов в услугах и ресурсах;
  • Внедрять ресурсосберегающие технологии;
  • Повышать производительность труда во вспомогательных цехах;
  • Совершенствовать систему учета и контроля межцехового взаимодействия.

15. Аутсорсинг части вспомогательного производства

Одним из способов оптимизации вспомогательного производства является передача части его функций на аутсорсинг сторонним компаниям. Это позволяет снизить постоянные расходы, но требует тщательного выбора подрядчиков.

16. Взаимосвязь основного и вспомогательного производства

Основное и вспомогательное производство тесно взаимосвязаны. Сбои в работе вспомогательных цехов могут привести к остановке основного производства. И наоборот, изменение планов и объемов основного производства влечет корректировку работы вспомогательных подразделений.

Для обеспечения слаженной совместной работы необходимо:

  • Точное планирование потребностей основного производства;
  • Оперативный обмен информацией между цехами;
  • Согласованное составление графиков ремонтов и поставок;
  • Взаимный контроль качества и сроков выполнения работ.

17. Материально-техническое обеспечение вспомогательного производства

Для нормального функционирования вспомогательного производства необходимо своевременное обеспечение:

  • Запасными частями для ремонта оборудования;
  • Инструментами, расходными материалами;
  • Топливом для выработки энергоресурсов;
  • Техническими жидкостями, смазочными материалами;
  • Запчастями и ГСМ для автотранспорта;
  • Строительными материалами.

Нехватка материально-технических ресурсов может привести к срыву графиков ремонта и поставок.

18. Инновации во вспомогательном производстве

Для повышения эффективности вспомогательного производства необходимо:

  • Внедрять новое высокопроизводительное оборудование;
  • Осваивать современные технологии ремонта и сервиса;
  • Автоматизировать контроль расхода энергоресурсов;
  • Использовать IT-системы для оптимизации логистики и учета.

Инновации позволят минимизировать издержки вспомогательного производства при сохранении высокого качества обслуживания.

19. Мотивация персонала вспомогательных цехов

Для эффективной работы вспомогательного производства важна мотивация персонала:

  • Материальное стимулирование за обеспечение бесперебойной работы и экономию ресурсов;
  • Повышение квалификации рабочих и инженеров;
  • Создание комфортных и безопасных условий труда;
  • Вовлечение персонала в процесс оптимизации производства.

Производительность труда во вспомогательных цехах напрямую влияет на эффективность всего предприятия.

20. Взаимодействие с подрядными организациями

При передаче части функций вспомогательного производства на аутсорсинг важно наладить четкое взаимодействие с подрядчиками:

  • Тщательный отбор надежных компаний;
  • Жесткий контроль качества и сроков исполнения;
  • Система штрафов за нарушение договора;
  • Обмен опытом и технологиями.

Эффективное управление аутсорсингом позволит оптимально использовать внешние ресурсы для нужд предприятия.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.