«Нельзя объять необъятное» - писал российский классик. Эти слова становятся как никогда актуальны, когда мы отправляемся в отпуск и планируем наш маршрут. Как хочется увидеть всё. А особенно, если вы выбрались в Европу и получили шенгенскую визу на определенный срок с однократным въездом. Попав в тот или иной туристический город, нам доводится видеть туристов, которые мечутся, как угорелые, с картой и путеводителем в руках, ставя в них «галочки» напротив достопримечательностей, где они побывали. Но средняя скорость пешехода все же четыре километра в час. Можно, конечно, поднапрячься и перейти на рысцу и даже на полугалоп, развив скорость до 7 км в час, но что у вас отложится в памяти? К вечеру вы будете чувствовать себя загнанной лошадью на ипподроме, а в анамнезе будут только «галочки» в путеводителе.
Можно придать себе ускорение, взяв себе в помощники двухколесного друга, ведь средняя скорость велосипедиста значительно больше скорости пешехода – 25-30 километров в час. Эти цифры приведены с учетом того, что вы едете по ровной дороге с гладким покрытием, без багажа, без напряженного уличного трафика, вы молоды и здоровы. Если одно из этих условий выпадает, быстрота движения тут же падает до 15 километров в час. Поэтому, если вы собираетесь в велопоход, лучше всего исходить в своих расчетах из последней цифры.
Если вы неопытный ездок, в качестве пробы сил подойдет однодневная велопрогулка на природе. Выберите для нее населенную местность, где расстояния между пунктами, в которых обитают люди (которые, в случае чего, смогут оказать вам помощь), не была бы больше пары километров. Не усердствуйте, нажимая на педали: пусть ваша средняя скорость будет 10-15 километров – до вечера вы все равно успеете домой. После первой попытки можете сделать храбрую вылазку куда-нибудь в окрестности (на озеро или речку, в ближайший интересный городок), прихватив с собой небольшой багаж. Это может быть рюкзак или седельная сума, удочка или лукошко. Попробуйте проехаться по грунтовке, выбрать для своего пути холмистую местность. Засеките время, потраченное в пути, а по карте проверьте километраж, чтобы узнать как быстро в среднем вы ехали.
Совершив такие пробы и укрепив свои навыки крутить педали, можно уже всерьез мечтать о многодневных велосипедных маршрутах. Лучше всего избрать для такого турне страны, где к людям, движущимся на двухколесном транспорте, относятся с уважением. Во Вьетнаме, например, велосипедистов намного больше, чем водителей машин, поэтому весь уличный трафик приспособлен «под них». Но рулить в толпе крайне затруднительно, и средняя скорость велосипеда там будет не больше 10 км в час. Однако есть страны, где решение человека оставить машину и перейти на экологический вид транспорта – велосипед, вызывает восторг правительства. В США, Канаде и странах Европы оборудованы специальные велосипедные дорожки, которые (в отличие от наших грустных реалий) не разрешено использовать другим участникам движения. Даже пешеходы не имеют права заходить на них. Единственной преградой на вашем пути могут быть разве что другие велосипедисты. Едь себе и едь!
Во многих европейских городах, кроме дорожек, власти предлагают арендовать велосипеды. Имея кредитную карточку, вы можете взять на терминале двухколесное средство передвижения, проехаться на нем куда вам надо и оставить его на совсем другом терминале. Зайти в музей, прогуляться пешком… Потом взять с третьего терминала велосипед, чтобы оставить его на четвертом. Очень удобно: вам не нужно беспокоиться о том, что ваш велосипед могут украсть, вам не нужно тратиться на городской транспорт, а средняя скорость велотуриста вырастает по сравнению со скоростью пешехода.
Если же езда на велосипеде – ваша страсть, вы можете отправиться в настоящее путешествие со своим проверенным железным другом. Множество турфирм предлагают разнообразные велотуры по Европе. Средняя скорость участника такого похода самая щадящая: около 15-20 км в час. По дороге гид на велосипеде показывает вам интересные места, следом за вами на машине едет ваш багаж, а вечером всех ждет отель с бассейном, где можно снять нагрузку с усталых ног.