Привод вентилятора ЯМЗ-236: описание, устройство, принцип работы, фото

Надежная работа системы охлаждения - залог долговечности любого двигателя внутреннего сгорания. От качества охлаждения напрямую зависит ресурс деталей цилиндропоршневой группы. Особенно важна эффективная система охлаждения для мощных и форсированных моторов, к которым относится и легендарный ЯМЗ-236.

1. Назначение и принцип работы привода вентилятора ЯМЗ-236

В системе жидкостного охлаждения двигателя ЯМЗ-236 используется принудительная циркуляция охлаждающей жидкости с помощью центробежного насоса. Для обеспечения необходимого потока воздуха через радиатор служит вентилятор с механическим приводом от коленчатого вала.

Привод вентилятора двигателя ЯМЗ-236 выполняет следующие функции:

  • Передача крутящего момента от коленчатого вала к вентилятору
  • Регулирование частоты вращения вентилятора в зависимости от температуры двигателя
  • Компенсация тепловых деформаций
  • Гашение крутильных колебаний от неуравновешенности вентилятора

В приводе вентилятора ЯМЗ-236 используется муфта вязкостного типа, заполненная кремнийорганической жидкостью. При низких температурах муфта имеет высокую вязкость и почти полностью передает крутящий момент на вентилятор. По мере нагрева двигателя вязкость рабочей жидкости падает, муфта начинает проскальзывать, снижая частоту вращения вентилятора.

Привод вентилятора

2. Устройство привода вентилятора ЯМЗ-236

Конструктивно привод вентилятора двигателя ЯМЗ-236 состоит из следующих основных узлов:

  • Корпус привода
  • Вал привода с подшипниками
  • Муфта вязкостная
  • Шкив привода
  • Кожух защитный
  • Устройство терморегулирующее

Разборка привода вентилятора ЯМЗ-236 выполняется в следующем порядке:

  1. Снять кожух привода вентилятора
  2. Отсоединить терморегулятор
  3. Снять шкив
  4. Извлечь вязкостную муфту
  5. Выпрессовать вал из корпуса в сборе с подшипниками

Сборка осуществляется в обратном порядке с обязательной заменой сальников и прокладок.

Основные неисправности привода вентилятора ЯМЗ-236:

  • Повышенный люфт в подшипниках вала привода
  • Трещины корпуса привода
  • Потеря эластичности муфты
  • Загрязнение рабочей жидкости муфты

3. Особенности конструкции привода вентилятора ЯМЗ-236

Конструкция привода вентилятора ЯМЗ-236 претерпела ряд изменений на протяжении выпуска этих двигателей:

  • На ранних модификациях устанавливалась муфта с асбестовым наполнителем вязкостной жидкости.
  • В 1980-х годах стали использовать более совершенные кремнийорганические жидкости.
  • В 2000-х появились приводы вентилятора со встроенным гидромуфтами.

По сравнению с приводами вентилятора на двигателях ЗИЛ и КамАЗ, узел ЯМЗ-236 отличается более компактными размерами и меньшей металлоемкостью.

Привод вентилятора ЯМЗ-236 неразрывно связан с историей отечественного двигателестроения и по праву считается классикой жанра.

В целом конструкция привода вентилятора ЯМЗ-236 показала высокую надежность и живучесть, о чем свидетельствует многолетняя эксплуатация этих двигателей в самых суровых условиях.

Механик крупным планом чинит мотор

4. Модификации привода вентилятора ЯМЗ-236

Основные модификации привода вентилятора для двигателя ЯМЗ-236:

236-1308011-В2 Для дорожных катков ДУ-84, ДУ-85
236НЕ-1308011-Е2 Для самосвалов МАЗ 55551
236НД-1308011-В Для путевых машин ВПР-02

Выбор конкретной модификации привода вентилятора осуществляется в соответствии с параметрами двигателя и условиями эксплуатации машины.

5. Ремонт привода вентилятора ЯМЗ-236

При возникновении неисправностей привода вентилятора ЯМЗ-236 необходимо провести диагностику с определением причин поломки. Типичные дефекты:

  • Повышенный люфт подшипников
  • Трещины корпуса
  • Нарушение герметичности рабочей полости муфты

Для разборки привода вентилятора потребуются съемники подшипников и специальные приспособления. Ремонт заключается в замене изношенных деталей.

После сборки привода необходимо проверить легкость вращения вала и отсутствие задиров. Обкатка муфты выполняется с постепенным разгоном в течение 30 минут.

При капитальном ремонте двигателя замена привода вентилятора является обязательной процедурой.

6. Правила эксплуатации привода вентилятора ЯМЗ-236

Для обеспечения надежной работы привода вентилятора ЯМЗ-236 необходимо соблюдать следующие правила:

  • Регулярно проверять уровень масла в подшипниках и отсутствие подтеканий.
  • Следить за чистотой наружных поверхностей привода.
  • Применять рекомендованные заводом сорта масел и охлаждающих жидкостей.

В условиях эксплуатации при отрицательных температурах необходим подогрев двигателя перед запуском для облегчения проворачивания вентилятора.

7. Поставщики и цены на привод вентилятора ЯМЗ-236

Основные производители приводов вентилятора для двигателей ЯМЗ:

  • ОАО «Автодизель» (Ярославль)
  • ОАО «ЯЗТА» (Ярославль)
  • АО «ММЗ» (Муром)

Средние цены на новый привод вентилятора ЯМЗ-236 составляют 15-25 тысяч рублей. Цена на восстановленный привод - 8-15 тысяч рублей.

При выборе поставщика следует обращать внимание на наличие сертификатов и отзывов.

8. Типичные неисправности привода вентилятора ЯМЗ-236

К наиболее частым неисправностям привода вентилятора ЯМЗ-236 относятся:

  • Повышенный шум при работе из-за биения вентилятора.
  • Проскальзывание ремня вследствие износа муфты.
  • Утечки рабочей жидкости через сальники и прокладки.

Причины данных неисправностей - износ деталей и старение материалов. Их можно предотвратить своевременным обслуживанием.

9. Замена привода вентилятора ЯМЗ-236

Замену привода вентилятора ЯМЗ-236 производят в следующих стандартных случаях:

  • Выработка ресурса подшипников и сальников (60-80 тыс. км).
  • Разрушение корпуса или вала.
  • Установка нового двигателя или капремонт.

При установке нового привода вентилятора следует учитывать модель двигателя, год выпуска и комплектацию машины.

Замена привода вентилятора выполняется с применением специнструмента и с соблюдением мер безопасности.

Мастерская по ремонту двигателя сверху

10. Безопасность при обслуживании привода вентилятора ЯМЗ-236

Основные риски при несоблюдении техники безопасности при работе с приводом вентилятора двигателя ЯМЗ-236:

  • Порезы острыми кромками деталей.
  • Ушибы при падении узлов.
  • Ожоги горячим маслом.

Для предотвращения травм следует применять защитные очки, перчатки, использовать подъемные механизмы при снятии тяжелых деталей, соблюдать порядок разборки узлов.

При возгорании привода необходимо применять огнетушители, избегать попадания струи воды на привод во избежание гидроудара.

11. Интересные факты о приводе вентилятора ЯМЗ-236

  • Первые образцы привода вентилятора для двигателя ЯМЗ-236 были изготовлены в конце 1950-х годов на основе приводов для двигателей ЯАЗ.
  • В 1960-х годах привод вентилятора ЯМЗ-236 устанавливался на военную технику, в том числе на танки Т-54 и Т-55.
  • Самая массовая модификация привода вентилятора 236-1308011-В2 выпускалась свыше 30 лет.

12. Модернизация привода вентилятора ЯМЗ-236

В 2000-х годах начались работы по модернизации привода вентилятора ЯМЗ-236 путем замены вязкостной муфты на гидромуфту.

Гидромуфта позволяет получить более плавное регулирование оборотов вентилятора и снизить нагрузку на подшипники за счет отсутствия механического трения дисков.

Однако высокая стоимость гидромуфт ограничивает их применение на серийных автомобилях. Поэтому приводы вентилятора с вязкостными муфтами до сих пор не потеряли актуальности.

13. Перспективы развития приводов вентилятора

В перспективе ожидается дальнейшее совершенствование приводов вентилятора за счет:

  • Применения новых конструкционных материалов.
  • Улучшения аэродинамических характеристик вентиляторов.
  • Использования электронных систем управления производительностью.

Появление электровентиляторов с регулируемой частотой вращения может полностью исключить потребность в механических приводах. Однако в обозримой перспективе традиционные приводы вентиляторов будут еще широко применяться, ведь технологии не стоят на месте.

14. Современные аналоги привода вентилятора ЯМЗ-236

В настоящее время наиболее близкими аналогами привода вентилятора ЯМЗ-236 являются:

  • Привод вентилятора КамАЗ 740.1307010 для двигателей КамАЗ-740
  • Привод вентилятора Ja12-1731000 ТМЗ для двигателей ЯМЗ-236НЕ2, ЯМЗ-238НЕ2
  • Привод вентилятора 2706.1307010 ЯМЗ для двигателей ЯМЗ-236НЕ, ЯМЗ-238НБ

Эти приводы имеют схожую компоновку и используют аналогичный принцип регулирования производительности вентилятора.

15. Ретроспективный обзор привода вентилятора ЯМЗ-236

За более чем 60-летнюю историю привод вентилятора ЯМЗ-236 прошел путь от простой конструкции с асбестовой муфтой до современного агрегата с высокотехнологичным гидроприводом.

Несмотря на кажущуюся примитивность, приводы вентиляторов первых выпусков отличались надежностью и ремонтопригодностью.

Даже устаревшие модели привода вентилятора ЯМЗ-236 до сих пор используются на старых автомобилях и в качестве запасных частей. Это подтверждает высокие эксплуатационные качества этого узла.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.