Своевременная коррекция нарушений звукопроизношения у детей имеет большое значение для полноценного речевого и психического развития ребенка. Одним из распространенных дефектов является сигматизм - неправильное произношение звуков "с" и "сь". Давайте разберемся, что это такое и как можно исправить.
Что такое сигматизм и его разновидности
Сигматизм - это общее название для различных нарушений произношения свистящих звуков "с" и "сь". В норме дети овладевают этими звуками к 3-4 годам. Если к этому возрасту ребенок не может правильно произнести "с" и заменяет его другими звуками, это указывает на проблему.
Различают несколько форм сигматизма:
- Собственно сигматизм - полное отсутствие звука "с" в речи ребенка.
- Парасигматизм - замена звука "с" на другие звуки, например: [с] → [т], [т’] («тюмка» вместо «сумка») [с] → [ш] («шуба» вместо «суба»)
- Искаженное произношение звука "с". Формы искажения: Межзубное произношение - "с" произносится с призвуком "ш" (шепелявость) Боковое произношение - вместо "с" слышится "лс" или "льс" Носовое произношение - "с" звучит хрюкающе, гнусаво
- Смягчение твердого "с" - произношение твердого "с" как мягкого "сь"
Причинами сигматизма могут стать нарушения строения артикуляционного аппарата, неврологические проблемы, наследственность.
Диагностика сигматизма у ребенка
Если вы заметили, что ваш ребенок неправильно произносит звуки "с"/"сь", в первую очередь необходимо обратиться к логопеду. Специалист проведет обследование речи и выявит:
- Форму сигматизма (собственно сигматизм, парасигматизм, искаженное произношение, смешение звуков)
- Позицию, в которой звук нарушен (в начале, середине, конце слова)
- Другие особенности произношения звуков
При необходимости логопед направит ребенка на дополнительное обследование к неврологу, психологу, отоларингологу.
Этапы коррекционной программы
Коррекционная работа при сигматизме обычно включает 3 основных этапа:
- Подготовительный этап:
- Теоретические сведения об артикуляции звуков Артикуляционная гимнастика (специальные упражнения)
- Постановка звука
- Автоматизация звука в речи
На подготовительном этапе ребенок знакомится с понятиями "звук", "буква", учится определять звуки в словах. Также выполняет комплекс артикуляционной гимнастики - упражнений для тренировки органов артикуляции.
При постановке звука логопед использует специальные методы и приемы в зависимости от формы нарушения. Например, может использовать логопедические зонды, накладки, постановку по подражанию и т.д.
На этапе автоматизации отрабатывается правильное произношение звука в слогах, словах, предложениях, чтобы закрепить его использование в спонтанной речи.
Постановка звука "с" разными способами
Для постановки звука "с" логопеды используют разные способы в зависимости от формы нарушения:
- Постановка по подражанию - при незначительных нарушениях ребенок повторяет за логопедом с опорой на зрительный и слуховой контроль.
- С опорой на хорошо произносимые звуки - например, от звука "сь" переходят к "с".
- Механическое воздействие - использование логопедических зондов, шпателей, которые фиксируют нужное положение языка.
Например, при межзубном сигматизме логопед может использовать логопедический зонд, чтобы отработать правильную артикуляцию. А при смешении звуков эффективна постановка по подражанию с опорой на зрительный контроль.
Упражнения для закрепления звука "с"
После того как звук поставлен, начинается этап его закрепления и автоматизации. Это делается с помощью специальных упражнений:
- Произнесение звука в изолированном виде
- Введение звука в слоги
- Автоматизация в словах (звук в начале, середине, конце слов)
- Использование звука в предложениях и текстах
Например, для закрепления "с" ребенок может произносить слоги "са-со-су", слова "сом, коса, киса", фразы "У Сони коса. Соня кормит кису." и т.д. Занятия рекомендуется проводить ежедневно по 10-15 минут.
Так поэтапно, с опорой на специальные приемы и упражнения, происходит коррекция нарушений звукопроизношения. Главное - начать занятия как можно раньше и заниматься регулярно!
Работа над звуком "с" дома
Для эффективной коррекции сигматизма важно не только заниматься с логопедом, но и выполнять задания дома. Чтобы закрепить результат, родителям рекомендуется придерживаться таких правил:
- Занятия должны быть регулярными, проводиться ежедневно или через день.
- Необходимо соблюдать поэтапность - сначала автоматизировать звук в слогах, затем в словах и фразах.
- Начинать с простых заданий, постепенно усложняя их.
- Создавать положительную мотивацию у ребенка.
- Проводить занятия в игровой форме, использовать картинки, игрушки.
- Обязательно хвалить ребенка за малейшие успехи.
Такой систематический подход поможет быстрее закрепить навык правильного произношения звука.
Особенности постановки мягкого звука "сь"
Постановка мягкого звука "сь" имеет свои особенности. При произнесении "сь" кончик языка поднимается к твердому небу, средняя часть языка распластана, боковые края прикушены.
Частые ошибки:
- Звук отсутствует в речи
- Замены на "с", "ть", "ч", "ш"
- Искажения - межзубное, боковое, носовое произношение
Для постановки "сь" выполняется комплекс артикуляционной гимнастики, направленный на подготовку языка к нужной позиции. Затем логопед использует различные приемы для выработки правильной артикуляции. После постановки звук закрепляется в слогах, словах, предложениях.
Как поставить звук "с" при межзубном сигматизме
При межзубном сигматизме звук "с" произносится с призвуком "ш", т.е. шепеляво. Это может быть связано с неправильным положением языка между зубами.
В таком случае постановка звука включает:
- Артикуляционную гимнастику
- Установку кончика языка за нижние зубы
- Образование воздушной струи по средней линии языка
- Использование логопедических зондов
- Закрепление звука в слогах и словах
С помощью зонда язык фиксируется в нужном положении, после чего ребенок тренируется произносить звук самостоятельно. Так поэтапно происходит исправление межзубного сигматизма.
Постановка бокового сигматизма
При боковом сигматизме вместо "с" слышится "лс" или "льс". Причина - неправильное положение боковых краев языка.
В коррекционной работе используются такие приемы:
- Упражнения для укрепления мышц языка
- Распластывание языка между зубами
- Исправление положения боковых краев языка
- Фиксация кончика языка за нижними зубами
- Тренировка произношения звука
Сочетание артикуляционной гимнастики и специальных приемов помогает поставить правильное произношение звука "с".
Особенности постановки звуков "з" и "ц"
Звуки "з" и "ц" тесно связаны в произношении со звуком "с". При сигматизме нарушения часто затрагивают все три звука.
Основные этапы коррекционной работы:
- Артикуляционная гимнастика
- Постановка звука "с"
- Постановка звука "з" на основе "с" с присоединением голоса
- Постановка звука "ц" как сочетания "с" с придыханием
- Закрепление звуков в слогах, словах, фразах
Такая последовательная работа позволяет скорректировать нарушенное произношение сразу трех звуков.
Автоматизация звуков в словах и фразах
После того как звуки поставлены, начинается важный этап - их автоматизация в речи. С этой целью подбираются слова и фразы для тренировок.
При подборе слов учитывается:
- Слоговая структура
- Звуконаполняемость
- Понятность слов для ребенка
Используются различные игровые приемы, картинки. Слова для автоматизации предъявляются сначала изолированно, затем в предложениях и текстах.
Занятия проводятся систематически до тех пор, пока звуки не будут устойчиво произноситься в самостоятельной речи ребенка.
Комплексное воздействие при коррекции сигматизма
Помимо логопедических занятий, могут понадобиться дополнительные методы коррекции:
- Медикаментозное лечение (при неврологических нарушениях)
- Массаж и логопедическая гимнастика
- Консультации невролога, психолога
- Рекомендации родителям по закреплению навыка
Комплексный подход позволяет добиться более стойкого результата в устранении сигматизма.
Профилактика сигматизма и рецидивов
Чтобы предупредить возникновение сигматизма, рекомендуется:
- Развивать мелкую моторику ребенка
- Проводить артикуляционную гимнастику
- Развивать фонематические процессы
- Посещать профилактические занятия у логопеда
- Контролировать правильное произношение звуков
Даже после успешной коррекции желательно наблюдать за ребенком - это поможет предотвратить рецидивы.
Роль родителей в коррекции сигматизма
Активное участие родителей значительно повышает эффективность логопедической работы. Родители могут:
- Следить за правильным звукопроизношением ребенка
- Закреплять с ним изученные звуки
- Выполнять рекомендации логопеда
- Создавать дома речевую среду
- Поощрять ребенка за успехи
При активной поддержке родителей результаты коррекционной работы будут намного выше.
Использование ИКТ в коррекции сигматизма
Современные информационно-коммуникационные технологии открывают новые возможности для преодоления сигматизма, например:
- Компьютерные игры для автоматизации звуков
- Онлайн-занятия с логопедом
- Мобильные приложения для тренировки произношения
- Аудио и видеоматериалы
Грамотное использование ИКТ расширяет спектр упражнений для коррекции звукопроизношения.
Работа над сигматизмом в дошкольном возрасте
В дошкольном возрасте коррекция сигматизма имеет ряд особенностей:
- Занятия проводятся в игровой форме, с использованием ярких игрушек, картинок.
- Продолжительность занятия не более 15-20 минут, 2-3 раза в неделю.
- Широко используются стихи, потешки, песенки с нужным звуком.
- Звук отрабатывается сначала в изолированном виде, затем в слогах и словах.
- Активно применяются приемы поощрения, похвалы за малейшие успехи.
Такой подход обеспечивает высокую заинтересованность и мотивацию ребенка.
Особенности коррекции сигматизма в школьном возрасте
При сигматизме у школьников учитываются такие факторы:
- Усложнение артикуляционных упражнений, их систематичность.
- Введение теоретических знаний о звукопроизношении.
- Акцент на самостоятельную тренировку звука.
- Использование более объемных текстов.
- Привлечение одноклассников для тренировок.
- Контроль звукопроизношения в разных ситуациях.
Комплексный подход позволяет устранить нарушение и предупредить рецидивы.
Особенности устранения сигматизма у взрослых
Коррекционная работа по устранению сигматизма у взрослых включает:
- Детальное обследование речи и выявление причин.
- Теоретические сведения по теме.
- Комплекс артикуляционной гимнастики.
- Специальные упражнения для постановки звука.
- Автоматизация звука в речевом материале.
- Закрепление навыка в разных коммуникативных ситуациях.
Главное - регулярность занятий и тщательная отработка правильной артикуляции звука.
Примеры успешной коррекции сигматизма
Приведу несколько примеров из практики, когда сигматизм успешно корректировался.
Маша К., 4 года. Страдала смешением звуков "с" и "ш". После курса логопедических занятий с использованием игровых приемов звуки были дифференцированы.
Коля З., 7 лет. Имел межзубный сигматизм. С помощью специальных упражнений и логопедического зонда звук был поставлен за 2 месяца занятий.
Ира Н., 25 лет. Страдала отсутствием звука "с". После обследования выявлена органическая причина. Потребовался курс фонопедического массажа и артикуляционной гимнастики. Звук поставлен и автоматизирован за 3 месяца интенсивных занятий.
Эти случаи демонстрируют, что при грамотном подходе и регулярных занятиях сигматизм можно успешно исправить в любом возрасте.