Михаил Асланович Погосян по праву считается одним из ведущих конструкторов и организаторов авиастроения в современной России. Его вклад в разработку и производство отечественных боевых и гражданских самолетов трудно переоценить.
Детство и юность
Михаил Погосян родился 18 апреля 1956 года в Москве. Его родители были армянского происхождения - они перебрались в столицу в 1920-1930-е годы после революционных событий в Закавказье. Отец Михаила Аслановича оказался в Москве после ранения на фронтах Великой Отечественной войны.
Уже в школьные годы будущий авиаконструктор проявлял интерес к точным наукам, особенно к физике и математике. Еще в юношестве он увлекался авиамоделированием, что во многом предопределило его дальнейший профессиональный путь.
В 1973 году Михаил Погосян поступил на факультет самолетостроения Московского авиационного института. Через шесть лет, в 1979 году, он с отличием окончил обучение в МАИ.
Начало карьеры в ОКБ Сухого
После получения диплома Михаил Асланович был направлен на работу в Опытно-конструкторское бюро П.О. Сухого (ОКБ Сухого) - ведущее предприятие отечественного авиапрома. Начиная с должности инженера, он прошел путь до первого заместителя генерального конструктора в 1992-1998 годах.
В качестве конструктора Михаил Погосян принимал участие в создании знаменитых советских истребителей - Су-27, Су-30, Су-33. В 1990-е годы он возглавил работы по проектированию перспективного Су-47 с крылом обратной стреловидности в качестве главного конструктора.
Под руководством Погосяна были проведены масштабные научно-исследовательские работы в области аэродинамики и применения композиционных материалов в авиастроении. Полученные в ходе испытаний Су-47 результаты активно использовались при создании новых самолетов.
В 1995-1999 годах Михаил Асланович занимал пост председателя совета директоров ОКБ Сухого, а в 1999 году был назначен генеральным директором этого предприятия.
Руководство компаниями "Сухой" и "МиГ"
В 1998 году распоряжением Правительства РФ Михаил Погосян был назначен генеральным директором Авиационного военно-промышленного комплекса "Сухой". В 2003 году он возглавил ОАО "Компания "Сухой" - объединенную структуру, консолидировавшую все предприятия, связанные с выпуском самолетов марки "Су".
Под руководством Михаила Аслановича "Сухой" активизировал работы по созданию гражданских самолетов - в частности, была запущена программа разработки регионального airliner'а Sukhoi Superjet 100. Кроме того, были существенно увеличены объемы производства военных самолетов для нужд ВВС России.
В 2008 году Михаил Погосян был назначен генеральным директором другого крупнейшего авиастроительного предприятия - РСК "МиГ". Под его руководством "МиГ" в 2009 году вошел в состав Объединенной авиастроительной корпорации.
Руководство ОАК
В 2007 году Михаил Асланович Погосян занял пост первого вице-президента ОАК по координации программ. В 2011 году он был назначен исполняющим обязанности президента этой госкорпорации, а затем утвержден в должности президента ОАК на 5 лет.
За время работы Михаила Погосяна на посту главы ОАК с 2010 по 2014 год выручка корпорации выросла более чем в 2 раза - со 128 до 285 млрд рублей. Было налажено серийное производство самолета Sukhoi Superjet 100, а также почти в 4 раза увеличены поставки боевой авиатехники для Вооруженных сил РФ.
Тем не менее, в январе 2015 года Михаил Асланович Погосян был отправлен в отставку с поста президента ОАК. Официальной причиной стали чрезмерные расходы на программу Superjet 100. При этом Погосян сохранил за собой должность генерального конструктора корпорации.
Научная деятельность
Помимо инженерной и организационной работы, Михаил Погосян вел активную научную деятельность.
В 2002 году он успешно защитил докторскую диссертацию на тему создания авиационных комплексов нового поколения. Год спустя Михаил Асланович был избран членом-корреспондентом Российской академии наук.
С 2004 года Михаил Погосян заведует кафедрой самолетостроения в Московском авиационном институте, где когда-то учился сам. Он получил звание почетного профессора Казанского авиационного университета.
В 2011 году ученый был избран действительным членом Российской академии наук. Он принимает активное участие в работе экспертных советов по развитию науки и образования в России.
Михаилу Погосяну принадлежит авторство многих научных публикаций, а также ряда патентов на изобретения в области авиастроения.
Общественная деятельность
Помимо научно-производственной сферы, Михаил Асланович Погосян активно участвует в общественной жизни России.
Он является членом Совета по предпринимательству при Правительстве РФ. В 2017 году Михаил Погосян вошел в состав Общественной палаты Российской Федерации.
Михаил Асланович возглавляет ряд комиссий и советов в рамках национальных проектов развития науки, транспорта и промышленности. Он также участвует в работе Правительственной комиссии по транспорту.
Михаил Погосян состоит в руководящих органах общественных организаций авиастроительной отрасли. В 2016 году он выступил доверенным лицом партии "Единая Россия" на выборах в Государственную думу.
Общественное признание
За годы плодотворной деятельности Михаил Асланович Погосян был удостоен множества наград и знаков общественного признания.
За личный вклад в создание истребителя Су-33 он был награжден орденом Почета. Михаил Погосян является кавалером ордена "За заслуги перед Итальянской Республикой" и ордена Почетного легиона Франции.
Ему было присвоено почетное звание "Заслуженный машиностроитель". Михаил Асланович стал лауреатом Государственной премии России в области науки и техники, а также премии Правительства РФ.
В рейтинге высших руководителей, составленном газетой "Коммерсантъ" в 2010 году, Михаил Погосян занял 6-е место в номинации "Машиностроение".
Именем Михаила Аслановича Погосяна названы улицы и переулки в нескольких городах России. Его достижения широко освещались в отечественных СМИ и научной периодике.
Семья
Михаил Асланович Погосян женат, у него двое детей. Его старший сын Артем Погосян в 2015 году был назначен на должность вице-президента ОАК, что вызвало немало дискуссий в прессе.
Отставка с поста президента ОАК
Несмотря на впечатляющие достижения на посту руководителя ОАК, в январе 2015 года Михаил Асланович Погосян был снят с должности президента этой госкорпорации. Причины отставки до конца не прояснены.
По одной из версий, поводом послужили чрезмерные расходы на программу Sukhoi Superjet 100, которые не оправдали себя с точки зрения коммерческого успеха самолета. Кроме того, назначение сына Погосяна на ключевой пост в ОАК вызвало волну критики.
Тем не менее, Михаил Асланович продолжил трудиться в корпорации в качестве генерального конструктора и сохранил значительное влияние на отрасль.
Критика и скандалы
Деятельность Михаила Погосяна на высоких постах неизбежно сопровождалась как похвалами, так и критикой. Ряд экспертов считают, что при Погосяне в ОАК сохранялись серьезные системные проблемы.
В частности, в 2011 году спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко назвала ОАК "воровайкой", указав на неэффективное расходование бюджетных средств. В 2015 году последовала отставка Михаила Аслановича.
Однако сторонники Погосяна указывают, что при нем авиапром добился и впечатляющих успехов - таких как создание самолета Superjet 100. Дискуссии вокруг деятельности этого ученого и менеджера продолжаются.
Наследие и значение для отрасли
Несмотря на все сложности, Михаил Асланович Погосян оставил яркий след в истории российского авиапрома. Многие разработанные при его участии самолеты до сих пор составляют гордость отечественных ВВС.
Благодаря усилиям Погосяна значительно выросли объемы производства авиатехники в России. Были созданы новые перспективные гражданские airliner'ы, такие как Sukhoi Superjet 100.
Сотни выпускников МАИ прошли подготовку под руководством Михаила Аслановича. Его организаторский талант помог сохранить кадровый потенциал отрасли в сложные 1990-е годы.
Имя Михаила Погосяна навсегда вписано в летопись отечественной авиационной науки и промышленности.