Как проверить втягивающее реле стартера? Назначение и ремонт

Автомобиль не заводится - одна из самых распространенных проблем для водителя. Причин может быть множество, одна из них - неисправность втягивающего реле стартера. В этой статье мы подробно разберем, как устроено втягивающее реле, каким образом проверить его исправность, а также как можно отремонтировать этот узел своими руками. Читайте дальше и узнайте все тонкости диагностики и ремонта втягивающего реле стартера.

Устройство втягивающего реле стартера

Втягивающее реле стартера - важная деталь, от которой зависит правильная работа всей системы запуска двигателя. Рассмотрим подробнее его назначение и устройство.

Основная функция втягивающего реле - обеспечить быстрое соединение вращающихся частей стартера и двигателя. Когда водитель поворачивает ключ в замке зажигания, подается напряжение на обмотки электромагнита внутри втягивающего реле. Происходит притяжение сердечника, который через систему рычагов выдвигает шестерню бендикса для сцепления с венцом маховика. Одновременно замыкается цепь питания стартера и он начинает вращение.

Таким образом, без исправного втягивающего реле невозможен запуск двигателя, так как шестерня стартера не сможет соединиться с маховиком.

Втягивающее реле состоит из следующих основных частей:

  • Электромагнит с обмотками
  • Сердечник
  • Возвратная пружина
  • Рычаги и вилка для шестерни бендикса
  • Контактная группа

По конструкции втягивающие реле делятся на два типа:

  1. Разборные - позволяют производить ремонт отдельных элементов
  2. Неразборные - в случае поломки подлежат полной замене

Рассмотрим более подробно принцип работы втягивающего реле:

  1. При повороте ключа зажигания подается напряжение на катушки реле
  2. Сердечник притягивается внутрь катушек, сжимая возвратную пружину
  3. Движение сердечника через систему рычагов передается на вилку бендикса
  4. Вилка выдвигает шестерню бендикса для соединения со маховиком двигателя
  5. Одновременно замыкаются контакты внутри реле, подавая напряжение на обмотки стартера
  6. Стартер начинает вращение и запускает двигатель
  7. После запуска напряжение снимается с управляющей обмотки реле
  8. Возвратная пружина возвращает сердечник в исходное положение
  9. Шестерня бендикса утягивается обратно, размыкаются контакты

Таким образом происходит полный цикл работы втягивающего реле при запуске двигателя автомобиля.

Признаки неисправности втягивающего реле

Как определить, что втягивающее реле вышло из строя? Рассмотрим основные признаки его неисправности.

Сломавшийся автомобиль на дороге осенью

Характерные звуки

При поломке втягивающего реле можно услышать следующие звуки при попытке запуска:

  • Характерный щелчок отсутствует
  • Стартер вращается с высокой скоростью, не сбавляя обороты
  • Стартер щелкает, но коленвал двигателя не проворачивается
Проверка втягивающего реле мультиметром

Проблемы с запуском двигателя

Типичные признаки неисправностей при попытке завести мотор:

  • Двигатель не заводится с первого раза
  • Требуется несколько попыток запуска
  • Двигатель не запускается вообще

Другие признаки

Косвенные признаки, указывающие на неисправное втягивающее реле:

  • Падение мощности стартера со временем
  • Повышенный расход топлива
  • Неравномерная работа двигателя

При появлении таких симптомов рекомендуется как можно скорее проверить техническое состояние втягивающего реле стартера. Рассмотрим как это сделать.

Проверка втягивающего реле на работающем автомобиле

Прежде чем снимать втягивающее реле для проверки в лабораторных условиях, имеет смысл выполнить некоторые быстрые тесты прямо на автомобиле. Это позволит определить пригодность реле к дальнейшей эксплуатации или необходимость более детального анализа.

Визуальный осмотр

Сначала необходимо визуально осмотреть втягивающее реле, обращая внимание на:

  • Признаки механических повреждений корпуса
  • Следы подгорания или оплавления клемм
  • Наличие ржавчины на контактах

При выявлении явных дефектов можно сразу идти на замену неисправного реле.

Прослушивание работы

Включите зажигание и прислушайтесь к звукам при попытке запуска. Должен быть слышен отчетливый щелчок исправного втягивающего реле. Его отсутствие указывает на необходимость более тщательной диагностики.

Проверка напряжения

С помощью мультиметра, установленного в режим измерения напряжения, проверьте наличие питания на входных контактах втягивающего реле при включении зажигания. Это поможет локализовать неисправность.

Данные проверки позволят предварительно определить состояние втягивающего реле и решить, требуется ли его демонтаж для более тщательного тестирования.

Снятие и демонтаж втягивающего реле

Если простые проверки не дали однозначного результата, необходимо снять втягивающее реле для тестирования вне автомобиля. Для этого потребуются следующие действия:

  1. Отсоединить клеммы аккумуляторной батареи
  2. Отсоединить разъемы от втягивающего реле
  3. Выкрутить крепежные болты реле (обычно 2 или 3 шт)
  4. Извлечь втягивающее реле из корпуса стартера
  5. При необходимости демонтировать стартер целиком

После извлечения очистите контакты реле от загрязнений и наплывов металла. Теперь его можно проверить в лабораторных условиях.

Проверка втягивающего реле в лабораторных условиях

Для комплексного тестирования втягивающего реле вне автомобиля потребуются:

  • 12-вольтовый аккумулятор
  • Мультиметр
  • Набор проводов для создания испытательной схемы

Проверка в лаборатории позволит выявить неисправности обмоток реле, состояние контактов и другие дефекты. Рассмотрим основные этапы такого тестирования.

Проверка обмоток с помощью аккумулятора

Для проверки обмоток втягивающего реле используется следующая схема:

При подаче напряжения должно происходить втягивание сердечника внутрь катушек, что свидетельствует об исправности обмоток.

Диагностика контактной группы

С помощью мультиметра, установленного в режим прозвонки цепи, проверяется сопротивление между контактами реле при втянутом и отпущенном сердечнике.

При необходимости контакты зачищаются, регулируются или заменяются.

Такая комплексная диагностика позволит точно определить причину отказа втягивающего реле и способ ее устранения. Рассмотрим варианты ремонта неисправного узла.

Ремонт втягивающего реле своими руками

При обнаружении неисправностей втягивающего реле можно попытаться отремонтировать его самостоятельно. Для этого потребуются следующие инструменты:

  • Отвертки плоские и крестовые
  • Пассатижи
  • Набор гаечных ключей
  • Наждачная бумага
  • Паяльник и припой
  • Смазочные материалы

Перед разборкой реле рекомендуется сфотографировать процесс демонтажа, чтобы помнить первоначальное расположение всех деталей. Разборка выполняется в следующем порядке:

  1. Снять крышку корпуса, открутив крепежные винты
  2. Отсоединить электрические разъемы обмоток
  3. Вынуть сердечник из катушек
  4. Проверить состояние возвратной пружины
  5. Осмотреть контактную группу

Теперь можно приступать к поиску неисправных элементов и их замене.

Замена контактной группы

Контакты втягивающего реле со временем подгорают и теряют свои свойства. При значительном износе контактов их следует заменить:

  1. Аккуратно снять старые контакты
  2. Зачистить контактные площадки наждачной бумагой
  3. Установить новые контакты и закрепить их
  4. Проверить качество контакта мультиметром

Ремонт обмоток

При наличии обрыва в обмотках его можно устранить следующим образом:

  1. Найти место обрыва
  2. Аккуратно зачистить проводники
  3. Спаять концы обмотки припоем
  4. Заизолировать место пайки

Однако лучше заменить неисправную катушку целиком, чем паять старую.

Регулировка подвижных частей

Со временем могут нарушаться зазоры между подвижными частями реле. Для их регулировки выполните:

  1. Осмотр и очистку подвижных деталей
  2. Регулировку зазоров с помощью щупов
  3. Смазку трущихся поверхностей техническим маслом

После сборки отремонтированного втягивающего реле необходимо проверить его работоспособность перед установкой на автомобиль.

Повторный монтаж втягивающего реле

После ремонта или замены втягивающего реле необходимо правильно установить его на место:

  1. Установить реле в корпус стартера и закрепить болтами
  2. Подсоединить разъемы и провода в соответствии с маркировкой
  3. Проверить надежность крепления и контактов
  4. Установить на место другие снятые узлы
  5. Подключить аккумулятор и запустить двигатель

Обратите внимание на плотность контактов, которая обеспечивает стабильную работу втягивающего реле. При возникновении проблем после сборки проверьте качество соединений и креплений.

Теперь, разобравшись с устройством, диагностикой и ремонтом втягивающего реле стартера вы можете самостоятельно решить проблему с незаводящимся двигателем. Рассмотрим также альтернативные способы запуска мотора в случае выхода реле из строя.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.