Ясиноватский машиностроительный завод - символ трудовой доблести жителей Донбасса. Как скромное предприятие стало ведущим производителем горнопроходческой техники в СССР и сохранило свой статус в сложные послевоенные годы? Познакомимся с историей и современной работой легендарного донбасского завода.
Зарождение завода в послевоенные годы
Ясиноватский машиностроительный завод был основан в 1947 году. Первые цеха завода начали выпускать продукцию, остро необходимую для восстановления разрушенного войной Донбасса. Это были стрелочные переводы - устройства для соединения железнодорожных путей, позволяющие плавно менять направление движения состава. Стрелочные переводы производства ЯМЗ стали надежно работать на шахтах и предприятиях Донбасса, а затем поставлялись по всему Советскому Союзу.
Уже через год после открытия завода здесь освоили выпуск строительных и самоходных башенных кранов, которые помогали возводить жилые дома и объекты инфраструктуры в послевоенном Донбассе. Производство стремительно росло, оперативно реагируя на потребности региона в восстановлении народного хозяйства.
В 1952 году Ясиноватский машиностроительный завод перешел к выпуску более сложной и востребованной продукции - горнопроходческого оборудования. Это стало новой специализацией предприятия, которая определила его дальнейшее развитие. Горнодобывающая отрасль Донбасса остро нуждалась в современной технике для подземных работ. Инженеры ЯМЗ разработали несколько типов мощных лебедок и комплексов, которые механизировали процесс проходки шахтных стволов.
Расцвет завода: масштабные всесоюзные проекты
Новая специализация позволила заводу стать одним из ведущих производителей передовой горнопроходческой техники в СССР. Оборудование с маркой ЯМЗ поставлялось на крупнейшие стройки и внедрялось на предприятиях многих отраслей по всему Союзу.
Оборудование для метрополитенов Москвы и Ленинграда
В 1966 году коллектив завода освоил выпуск проходческих щитов - сложных механизмов для прокладки тоннелей. Эти машины вскоре стали незаменимыми помощниками при расширении Московского и строительстве Ленинградского метрополитена. Ясиноватские проходческие щиты обеспечивали высокую скорость проходки и безопасность работы в подземных условиях.
В 1981 году при прокладке линии Ленинградского метро проходческий щит производства ЯМЗ установил мировой рекорд - 1250 метров тоннеля за месяц работы. Это достижение до сих пор не превзойдено.
Рекорды скорости проходки тоннелей
На оборудовании Ясиноватского машзавода неоднократно устанавливались всесоюзные и мировые рекорды скорости проходки подземных выработок:
- 1969 год - 401,3 метра проходки вертикального ствола шахты за месяц;
- 1972 год - 6013 метров выработки на калийном руднике за месяц;
- 1980 год - 1003 метра проходки подземной выработки за месяц.
Высокопроизводительная и надежная техника ЯМЗ позволяла существенно сократить сроки и повысить безопасность подземного строительства.
Кроме метростроения, оборудование завода применялось и при сооружении других уникальных объектов, таких как Байкало-Амурская железнодорожная магистраль. География поставок охватывала практически весь Советский Союз.
Ясиноватский машиностроительный завод уверенно занял статус одного из ведущих производителей передового горнопроходческого оборудования в стране. Продукция завода неоднократно демонстрировалась на международных выставках и экспортировалась в Европу и Азию.
Так скромное послевоенное предприятие превратилось в гордость всего Донбасса, оставив яркий след в индустриальной истории региона и страны.
Современное производство и развитие завода
После распада Советского Союза Ясиноватский машиностроительный завод сохранил статус одного из ведущих производителей горнопроходческого оборудования на постсоветском пространстве.
Освоение новых видов продукции
В 1990-2000-е годы предприятие активно расширяло ассортимент выпускаемой продукции, чтобы удержать позиции на рынке в условиях возросшей конкуренции.
Были освоены новые типы подъемных лебедок, буровых установок, механизмов для дробления и сортировки горной массы. Кроме того, инженеры завода модифицировали традиционную линейку проходческого оборудования, дополнив ее новыми опциями.
Экспорт продукции в Европу и Азию
Несмотря на экономические трудности 1990-х годов, завод сохранил экспортный потенциал. Оборудование поставлялось в Казахстан, Польшу, Турцию, Китай и другие страны.
Основными внешнеторговыми партнерами в 2000-е годы стали Россия и Казахстан. На их долю приходилось порядка 50% экспорта предприятия.