Привод валов — особенности, виды, устройство и описание

Приводные валы - важнейшие элементы трансмиссии автомобиля. Они обеспечивают передачу крутящего момента от двигателя к ведущим колесам. В статье мы подробно рассмотрим устройство и виды приводных валов, разберем их основные особенности и дадим полное описание.

Назначение и роль приводных валов в автомобиле

Основное назначение приводных валов - обеспечить передачу крутящего момента от трансмиссии автомобиля к его ведущим колесам. Без приводных валов невозможно превратить энергию, вырабатываемую двигателем, в движение машины.

В зависимости от типа привода, приводные валы бывают:

  • Переднего привода
  • Заднего привода
  • Полного привода
  • Раздаточной коробки

Кроме передачи крутящего момента, приводные валы выполняют еще несколько важных функций:

  1. Обеспечивают динамическое соединение трансмиссии и ведущих колес.
  2. Позволяют подвеске и ведущим колесам перемещаться вертикально и менять траекторию движения машины.
  3. Глушат вибрации, возникающие при работе трансмиссии.

Правильный выбор типа привода важен для каждого конкретного автомобиля. Для легковых авто чаще используют передний привод - он обеспечивает хорошую управляемость. Для внедорожников предпочтительнее полный привод, так как он улучшает проходимость в сложных дорожных условиях.

Верстак автомастерской с деталями привода и инструментами

Устройство приводного вала

Приводной вал состоит из трех основных частей:

  • Труба (профильный вал)
  • Внутренний ШРУС (шарнир равных угловых скоростей)
  • Наружный ШРУС

ШРУСы обеспечивают передачу крутящего момента при повороте ведущих колес и дают возможность им перемещаться вертикально вместе с подвеской.

Устройство ШРУСа:

  • Корпус с вырезанными каналами для шариков
  • Шарики (обычно 6 штук)
  • Сепаратор - удерживает шарики в нужном положении
  • Внутренняя обойма
  • Консистентная смазка

По сравнению с карданами, ШРУСы имеют гораздо меньшие потери мощности при больших углах поворота.

Труба приводного вала чаще всего стальная. Она соединяет внутренний и наружный ШРУСы. Для защиты от попадания грязи служат специальные пыльники.

Существуют приводные валы от разных производителей, которые отличаются применяемыми материалами, жесткостью, ресурсом и стоимостью.

Виды приводных валов

Помимо деления по типу привода, приводные валы классифицируют:

  • По способу соединения с колесами: Жесткие (непосредственно крепятся к ступице) С ШРУСами (через шарниры)
  • По материалу трубы: Стальные Карбоновые Композитные
  • По условиям эксплуатации: Стандартные Усиленные Спортивные
  • По производителю: Оригинальные Неоригинальные (аналоги)

Каждый тип приводных валов имеет свои преимущества и недостатки, которые необходимо учитывать при выборе и эксплуатации.

Близкий крупный план переднего колеса и привода автомобиля

Основные неисправности приводных валов

Приводные валы могут выйти из строя по разным причинам:

  • Естественный износ деталей
  • Поломка в результате аварии
  • Использование некачественных запчастей

Наиболее часто выходят из строя ШРУСы из-за:

  • Износа подшипников и сепаратора
  • Разрушения защитных колец
  • Утечки или загрязнения смазки

Также встречаются деформация, скручивание или образование трещин на трубе приводного вала.

Признаками неисправностей являются:

  • Посторонние стуки и вибрации
  • Повышенный люфт
  • Пробуксовка колес

Эксплуатация автомобиля с поломанным приводным валом может привести к выходу из строя трансмиссии и дорогостоящему ремонту.

Чтобы продлить срок службы приводов, важно своевременно проводить диагностику, ТО, использовать качественные запчасти и правильно эксплуатировать автомобиль.

Диагностика приводных валов

Чтобы вовремя обнаружить возникающие неисправности приводных валов, необходимо регулярно проводить их диагностику. Диагностику можно проводить самостоятельно или в сервисном центре с использованием специального оборудования.

При визуальном осмотре обращают внимание на целостность пыльников, отсутствие трещин, вмятин и других повреждений на трубе приводного вала.

Важно проверить величину люфта в шарнирах - она не должна превышать заводские значения.

При тестовой поездке прислушиваются к характеру работы приводных валов - не должно быть посторонних стуков, вибраций.

С помощью датчиков замеряют рабочую температуру приводных валов - резкое повышение может указывать на неисправность.

Для более точной диагностики используют специальные стенды, позволяющие комплексно оценить техническое состояние приводных валов.

Вал правого привода - особенности и отличия

Вал правого привода имеет свои конструктивные особенности и отличается от левого приводного вала.

Главное отличие в том, что вал правого привода чаще подвергается большим нагрузкам, так как при повороте вправо вес автомобиля переносится на правую сторону.

Поэтому вал правого привода изготавливают из прочных материалов, а шарниры делают более жесткими и износостойкими.

Кроме того, смазку подбирают с повышенными антифрикционными свойствами, чтобы уменьшить трение во время интенсивных нагрузок.

Замена промежуточного вала привода

Замена промежуточного вала привода может потребоваться при поломке или после прохождения максимального пробега.

Для замены потребуются:
- новый промежуточный вал привода - ключи для демонтажа старого вала - съемник - монтажная лопатка для смазки

Последовательность замены:

  1. Снять колесо со стороны замены вала.
  2. Отсоединить наружный ШРУС от моста.
  3. Вынуть болты крепления внутреннего ШРУСа.
  4. С помощью съемника извлечь старый промежуточный вал привода.
  5. Установить новый вал, совместив шлицы.
  6. Закрепить внутренний и наружный ШРУСы.
  7. Проверить люфты, долить смазку.
  8. Установить колесо и затянуть гайки.

После замены обязательно проверить работу промежуточного вала привода в движении.

Восстановление приводных валов

Иногда вместо полной замены можно обойтись восстановлением приводных валов. Это актуально, если валы наработали небольшой пробег, а дефекты незначительные.

Восстановлению не подлежат валы:

  • С трещинами или деформацией трубы
  • С сагебрившимися шлицами
  • С разрушением корпуса ШРУСа

При несильном износе деталей привод валов можно разобрать, заменить шарики, сепараторы, пыльники, подшипники, смазку и собрать вновь.

Главное при восстановлении - качественно очистить все детали и тщательно выполнить сборку. Это позволит продлить жизнь приводных валов на десятки тысяч километров.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.