Приводные валы - важнейшие элементы трансмиссии автомобиля. Они обеспечивают передачу крутящего момента от двигателя к ведущим колесам. В статье мы подробно рассмотрим устройство и виды приводных валов, разберем их основные особенности и дадим полное описание.
Назначение и роль приводных валов в автомобиле
Основное назначение приводных валов - обеспечить передачу крутящего момента от трансмиссии автомобиля к его ведущим колесам. Без приводных валов невозможно превратить энергию, вырабатываемую двигателем, в движение машины.
В зависимости от типа привода, приводные валы бывают:
- Переднего привода
- Заднего привода
- Полного привода
- Раздаточной коробки
Кроме передачи крутящего момента, приводные валы выполняют еще несколько важных функций:
- Обеспечивают динамическое соединение трансмиссии и ведущих колес.
- Позволяют подвеске и ведущим колесам перемещаться вертикально и менять траекторию движения машины.
- Глушат вибрации, возникающие при работе трансмиссии.
Правильный выбор типа привода важен для каждого конкретного автомобиля. Для легковых авто чаще используют передний привод - он обеспечивает хорошую управляемость. Для внедорожников предпочтительнее полный привод, так как он улучшает проходимость в сложных дорожных условиях.
Устройство приводного вала
Приводной вал состоит из трех основных частей:
- Труба (профильный вал)
- Внутренний ШРУС (шарнир равных угловых скоростей)
- Наружный ШРУС
ШРУСы обеспечивают передачу крутящего момента при повороте ведущих колес и дают возможность им перемещаться вертикально вместе с подвеской.
Устройство ШРУСа:
- Корпус с вырезанными каналами для шариков
- Шарики (обычно 6 штук)
- Сепаратор - удерживает шарики в нужном положении
- Внутренняя обойма
- Консистентная смазка
По сравнению с карданами, ШРУСы имеют гораздо меньшие потери мощности при больших углах поворота.
Труба приводного вала чаще всего стальная. Она соединяет внутренний и наружный ШРУСы. Для защиты от попадания грязи служат специальные пыльники.
Существуют приводные валы от разных производителей, которые отличаются применяемыми материалами, жесткостью, ресурсом и стоимостью.
Виды приводных валов
Помимо деления по типу привода, приводные валы классифицируют:
- По способу соединения с колесами: Жесткие (непосредственно крепятся к ступице) С ШРУСами (через шарниры)
- По материалу трубы: Стальные Карбоновые Композитные
- По условиям эксплуатации: Стандартные Усиленные Спортивные
- По производителю: Оригинальные Неоригинальные (аналоги)
Каждый тип приводных валов имеет свои преимущества и недостатки, которые необходимо учитывать при выборе и эксплуатации.
Основные неисправности приводных валов
Приводные валы могут выйти из строя по разным причинам:
- Естественный износ деталей
- Поломка в результате аварии
- Использование некачественных запчастей
Наиболее часто выходят из строя ШРУСы из-за:
- Износа подшипников и сепаратора
- Разрушения защитных колец
- Утечки или загрязнения смазки
Также встречаются деформация, скручивание или образование трещин на трубе приводного вала.
Признаками неисправностей являются:
- Посторонние стуки и вибрации
- Повышенный люфт
- Пробуксовка колес
Эксплуатация автомобиля с поломанным приводным валом может привести к выходу из строя трансмиссии и дорогостоящему ремонту.
Чтобы продлить срок службы приводов, важно своевременно проводить диагностику, ТО, использовать качественные запчасти и правильно эксплуатировать автомобиль.
Диагностика приводных валов
Чтобы вовремя обнаружить возникающие неисправности приводных валов, необходимо регулярно проводить их диагностику. Диагностику можно проводить самостоятельно или в сервисном центре с использованием специального оборудования.
При визуальном осмотре обращают внимание на целостность пыльников, отсутствие трещин, вмятин и других повреждений на трубе приводного вала.
Важно проверить величину люфта в шарнирах - она не должна превышать заводские значения.
При тестовой поездке прислушиваются к характеру работы приводных валов - не должно быть посторонних стуков, вибраций.
С помощью датчиков замеряют рабочую температуру приводных валов - резкое повышение может указывать на неисправность.
Для более точной диагностики используют специальные стенды, позволяющие комплексно оценить техническое состояние приводных валов.
Вал правого привода - особенности и отличия
Вал правого привода имеет свои конструктивные особенности и отличается от левого приводного вала.
Главное отличие в том, что вал правого привода чаще подвергается большим нагрузкам, так как при повороте вправо вес автомобиля переносится на правую сторону.
Поэтому вал правого привода изготавливают из прочных материалов, а шарниры делают более жесткими и износостойкими.
Кроме того, смазку подбирают с повышенными антифрикционными свойствами, чтобы уменьшить трение во время интенсивных нагрузок.
Замена промежуточного вала привода
Замена промежуточного вала привода может потребоваться при поломке или после прохождения максимального пробега.
Для замены потребуются:
- новый промежуточный вал привода - ключи для демонтажа старого вала - съемник - монтажная лопатка для смазки
Последовательность замены:
- Снять колесо со стороны замены вала.
- Отсоединить наружный ШРУС от моста.
- Вынуть болты крепления внутреннего ШРУСа.
- С помощью съемника извлечь старый промежуточный вал привода.
- Установить новый вал, совместив шлицы.
- Закрепить внутренний и наружный ШРУСы.
- Проверить люфты, долить смазку.
- Установить колесо и затянуть гайки.
После замены обязательно проверить работу промежуточного вала привода в движении.
Восстановление приводных валов
Иногда вместо полной замены можно обойтись восстановлением приводных валов. Это актуально, если валы наработали небольшой пробег, а дефекты незначительные.
Восстановлению не подлежат валы:
- С трещинами или деформацией трубы
- С сагебрившимися шлицами
- С разрушением корпуса ШРУСа
При несильном износе деталей привод валов можно разобрать, заменить шарики, сепараторы, пыльники, подшипники, смазку и собрать вновь.
Главное при восстановлении - качественно очистить все детали и тщательно выполнить сборку. Это позволит продлить жизнь приводных валов на десятки тысяч километров.